Пищевые продукты, подвергшиеся ультрапереработке, соответствуют всем тем же критериям, которые использовались для обозначения табака как вызывающего привыкание. Prostock-studio / Shutterstock  | Epoch Times Россия
Пищевые продукты, подвергшиеся ультрапереработке, соответствуют всем тем же критериям, которые использовались для обозначения табака как вызывающего привыкание. Prostock-studio / Shutterstock

Захватывающие и нездоровые — глубоко переработанные продукты

Продукты с высоким содержанием жиров и рафинированных углеводов похожи по воздействию на сигареты
Автор: 25.12.2021 Обновлено: 26.12.2021 18:51
Каждый год миллионы людей пытаются сократить употребление продуктов глубокой переработки, которые обычно содержат большое количество жиров и рафинированных углеводов. Вспомните печенье, торты, картофельные чипсы и пиццу.

Многие люди пытаются изменить свой рацион, опасаясь потенциально опасных для жизни заболеваний, таких как диабет и болезни сердца. Влияние диеты на здоровье — проблема немаловажная, как показало исследование, проведённое по заказу журнала Lancet.

Междисциплинарная комиссия из 37 ведущих учёных со всего мира определила, что нездоровое питание несёт больший риск для здоровья человека, чем небезопасный секс, употребление алкоголя, наркотиков и табака, вместе взятые.

Многие люди знают, что большинство сверхпереработанных продуктов относятся к нездоровому питанию. Но убрать их из рациона настолько сложно, что большинство проваливается. Почему?

В лаборатории науки и лечения пищевой и наркотической зависимости Мичиганского университета я вместе с коллегами исследую один фактор, который в основном упускают из виду. Ультрапереработанные продукты вызывают зависимость, имея больше общего с табачными изделиями, чем с цельными продуктами питания, такими как бобы или яблоки.

Зависимость от ультрапереработанных продуктов питания

Я клинический психолог, изучающий проблемы зависимости, ожирения и неупорядоченного питания. Во время обучения в Йельском университете мне стало ясно, что многие люди демонстрируют классические признаки зависимости в отношении глубокопереработанных продуктов — потерю контроля над потреблением, сильное влечение и неспособность сократить потребление перед лицом негативных последствий.

Поэтому мы с коллегами создали Йельскую шкалу пищевой зависимости, чтобы выявить людей, которые могут быть зависимы от глубоко переработанных продуктов питания. В ней используются критерии Американской психиатрической ассоциации, применяемые для диагностики других аддиктивных расстройств.

По нашим текущим оценкам, 15% американцев испытывают пищевую зависимость, связанную с заболеваниями, питанием, ожирением и ухудшением качества жизни. Эти цифры совпадают с распространённостью зависимости от других легальных и доступных веществ. Например, 14% американцев полностью соответствуют критериям диагноза «расстройство употребления алкоголя».

Наше исследование доказало, что не все продукты питания вызывают у людей привыкание, а только те, которые содержат искусственно высокое количество жиров и рафинированных углеводов, таких как сахар и белая мука.

Например, шоколад, мороженое, картофель фри, пицца и печенье — продукты, которые вызывают у людей наибольшую зависимость. Неудивительно, что люди не теряют контроль над собой, употребляя брокколи, бобы или огурцы.

Но действительно ли эти сверхпереработанные продукты вызывают привыкание? Или люди просто чрезмерно увлекаются тем, что им нравится? Чтобы помочь ответить на эти вопросы, мы с коллегами обратились к одному научному спору о зависимости — вызывает ли табак привыкание?

Можете ли вы пристраститься к табаку?

Привыкание к табаку горячо оспаривается на протяжении десятилетий.

В отличие от наркотиков, таких как алкоголь и опиоиды, табачные изделия не вызывают опьянения и позволяют людям заниматься повседневной жизнью, употребляя их. Табачные изделия также не вызывают опасных для жизни симптомов отмены, в отличие от алкоголя и опиоидов, не нужно нарушать закон для приобретения и употребления табака.

Крупнейшие мировые компании табачной промышленности подчёркивают разницу между табаком и «классическими» наркотиками. Публично сомневаясь в зависимости от табака, они избегают ответственности за производство и перекладывают вину на потребителей в том, что они продолжают курить.

Однако в 1988 году главный хирург США официально заявил, что табачные изделия вызывают привыкание. Этот отчёт прямо противоречит позиции табачных компаний, утверждающих, что потребление табака — это вопрос выбора потребителей, основанный на вкусе и сенсорном эффекте продуктов.

Главный хирург США показал, что табачные изделия способны вызывать сильные, часто непреодолимые побуждения к употреблению, несмотря на желание бросить курить и перед лицом опасных для жизни последствий для здоровья.

Ещё одно доказательство — способность табачных изделий быстро доставлять в организм высокие дозы никотина, из-за чего потребители хотят повторить такое поведение, в котором они получают больше наркотика. Последний критерий зависимости от табака — его способность изменять настроение — увеличивать удовольствие, уменьшать негативные эмоции — потому что никотин влияет на мозг.

После заявления главного хирурга, процент американцев, которые считали курение зависимостью, возрос с 37% в 1980 году до 74% в 2002 году. Табачные компании больше не могли утверждать об отсутствии зависимости от их товара.

В 1998 году табачные компании проиграли судебную тяжбу, в результате которой они заплатили штатам миллиарды долларов на покрытие медицинских расходов, связанных с курением. Суд обязал их обнародовать секретные документы, демонстрирующие, что они скрывают нездоровый и вызывающий привыкание характер своих продуктов. В США были наложены ограничения на продажу табака, особенно среди молодёжи.

С 1980 года потребление табачных изделий в США резко сократилось — огромное достижение в области общественного здравоохранения.

Сверхпереработанные продукты питания соответствуют тем же критериям

Глубоко переработанные продукты питания отвечают всем критериям, из-за которых табак признали вызывающим привыкание.

Табак и ультрапереработанные продукты одинаково изменяют настроение, усиливая приятные ощущения и ослабляя негативные. Высокое содержание рафинированных углеводов и жиров в ультрапереработанных продуктах мощно активирует систему вознаграждения в мозге.

Глубоко переработанные продукты приводят к высокой степени подкрепления — они могут формировать ваше поведение так, что вы будете возвращаться к ним снова и снова. Например, учителя и родители используют такие продукты для поощрения хорошего поведения детей.

На крысах исследователи неоднократно показали, что сладкие вкусы подкрепляют поведение больше, чем даже наркотики, вызывающие сильную зависимость, в том числе кокаин.

Высокий процент срывов во время диет показывает, что сверхпереработанные продукты вызывают сильное, часто непреодолимое желание употреблять их, несмотря на убеждение в том, что их надо бросить. В отличие от них, питательные, минимально обработанные продукты, такие как фрукты, овощи и бобовые, не отвечают критериям зависимости.

Начиная с 1980-х годов, количество нездоровых, глубоко переработанных продуктов питания в США резко возросло. Табачные компании Philip Morris и RJ Reynolds скупали компании, производящие ультрапереработанные продукты питания и напитки, включая General Foods, Kraft, Nabisco и Kool-Aid. Philip Morris и RJ Reynolds.

Табачные компании использовали свои научные, маркетинговые и отраслевые знания в области разработки и продажи высокоприбыльных, вызывающих привыкание табачных изделий, для продажи сверхпереработанных продуктов питания.

Хотя в 2000-х годах табачные компании, в конечном итоге, продали свои пищевые бренды международным конгломератам по производству продуктов питания и напитков, они уже оставили свою печать на современной пищевой среде.

Широко распространено мнение, что люди, борющиеся за умеренное потребление сверхпереработанных продуктов — просто слабовольны. Также ранее объясняли, почему люди не могут бросить курить. При этом игнорируется тот факт, что индустрия, создавшая когда-то сигареты, намеренно работала над тем, чтобы усилить тягу к сверхпереработанным продуктам и создать сильных потребителей.

Природа ультрапереработанных продуктов, вызывающих привыкание, подрывает свободу воли и здоровье потребителей в угоду прибыли. Но, между табаком и сверхпереработанными продуктами есть важное различие. Мы все должны есть. Никто не может от этого отказаться.

Как и в случае с табаком, для снижения популярности сверхпереработанных продуктов и связанных с ними проблем со здоровьем, скорее всего, потребуется регулирование отрасли.

Эшли Геархардт — доцент психологии в Мичиганском университете. Эта статья была впервые опубликована на сайте The Conversation.

 

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА