Все новости » Наука и технологии » Искусственные спутники и космический мусор увеличили яркость ночного неба на 10%

Скрыпник Антон

Следы пятого запуска и вывода на орбиту спутников Starlink. Andreas Möller

В былые времена, выехав за город, вы могли любоваться ночным небом, свободным от светового загрязнения. Всё это осталось в прошлом.

Спутниковые компании спешат запустить свою сеть спутников на низкой околоземной орбите Земли, чтобы предоставить широкополосный доступ в интернет в отдалённых местах планеты. Эти спутники в свою очередь создают новые «созвездия», которые быстро меняют ночное небо.

Например, компания Илона Маска SpaceX запустила в космос около 1300 спутников своего интернет-сервиса Starlink и планирует запустить ещё 12000 таких же спутников. Теперь даже вдали от мегаполисов ночное небо загрязнено этими спутниками, траекторию которых можно увидеть невооружённым глазом.

Это является большой проблемой для астрономического сообщества. В статье, опубликованной Королевским астрономическим сообществом, говорится, что искусственные космические объекты на орбите Земли могут повысить общую яркость ночного неба более чем на 10%.

Это превысит порог, установленный более 40 лет назад астрономами для определения светового загрязнения.

«Наша задача заключается в том, чтобы оценить потенциальное влияние космических объектов на орбите Земли на яркость ночного неба. Мы ожидали, что увеличение яркости ночного неба будет незначительным, если оно вообще произойдёт. Но наши первичные оценки оказались чрезвычайно далеки от реальности, что и побудило нас незамедлительно сообщить об этом», — сообщил  Мирослав Кочифай, руководитель Словацкой академии наук и Университета имени Я. А. Коменского.

Новое исследование было первым, в котором рассматривалось общее влияние космических объектов на ночное небо. Предыдущие исследования в основном подчёркивали влияние отдельных спутников и космического мусора на снимки астрономов.

Это исследование включало моделирование влияния искусственных спутников и разного вида космического мусора на яркость ночного неба. В нём говорится, что профессиональные телескопы и чувствительные камеры могут видеть космические объекты как отдельные точки света, в то время как человеческий глаз и оборудование с низким разрешением видят совокупное воздействие всех космических объектов.

Проблема в том, что слишком яркое ночное небо может затмить Млечный путь и другие созвездия.

«В отличие от локального светового загрязнения в мегаполисах, это загрязнение ночного неба можно увидеть на большей части поверхности Земли. Астрономы специально строят обсерватории вдали от городских огней, но эта форма загрязнения имеет гораздо больший географический охват», — отметил Джон Барентин, соавтор статьи и директор Международной ассоциации тёмного неба.

Астрономы обеспокоены быстрым увеличением числа коммуникационных интернет- спутников на орбите Земли. Вероятность их столкновения друг с другом приводит к ещё большему росту количества космического мусора.

В исследовании говорится, что ночное небо будет продолжать «светлеть» по мере запуска новых спутников, даже несмотря на то, что SpaceX изменила дизайн своего космического аппарата.

Международный астрономический союз (МАС) недавно представил доклад подкомитету Комитета ООН по использованию космического пространства в мирных целях о влиянии «спутникового загрязнения», а также рекомендации по уменьшению серьёзности проблемы.

«Наши результаты показывают, что от „спутникового загрязнения“ больше пострадают обычные люди, чем астронавты. Мы надеемся, что этот доклад поможет изменить ход дела», — добавил Джон Барентин.

В рекомендациях МАС говорится, что операторы спутников и регулирующие органы, которые их контролируют, должны рассмотреть влияние на астрономию и ночное небо и разработать общие руководящие принципы. Если они будут одобрены, Комитет ООН может принять решение разослать рекомендации странам-членам.

«Это не какое-то политическое решение, а своего рода повестка дня, всему миру необходимо рассмотреть эту проблему, решить, что она важна, и принять ряд рекомендаций, чтобы свести проблему к минимуму», — сказал Джеймс.

Он понимает, что у астрономического сообщества нет власти. Основная проблема заключается в отсутствии международных правил по конструкции и внешнему виду спутников, пишет издание Vox.

«Кроме того, юридически SpaceX не обязана прислушиваться к опасениям астрономов», — добавил Барентин.

Несмотря на это, SpaceX охотно идёт на сотрудничество с астрономическим сообществом, чтобы попытаться решить эту проблему, в то время как другая спутниковая компания вполне может этого не делать.

«Спутниковое загрязнение поражает ядро научного и культурного отношения человечества к ночному небу. Это затрагивает тысячелетние традиции и культурные обычаи многих стран, связанные с небесными циклами и звёздным небом», — написали физики Апарна Венкатесан, Джеймс Лоуенталь, Парвати Прем и Моника Видаурри в статье, опубликованной в журнале Nature Astronomy.

Лу Сяо