Все новости » Культура и искусство » История Фауста через призму веков

История Фауста через призму веков

логотип Epoch times
История Фауста через призму веков

Продав свою душу Дьяволу, Фауст получает доступ к эзотерическим знаниям. Фрагмент из «Фауста» Рембрандта около 1652 года. Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды. (Всеобщее достояние)

В западной цивилизации некоторые темы и истории передаются из поколения в поколение. Они означают преемственность нашей культуры, поскольку каждое поколение находит в них новый смысл.

От средневековья до наших дней всё ещё жива легенда о Фаусте. Почему? Возможно, потому, что каждый из нас стоит перед одним и тем же выбором: жить ради мирских благ, таких как деньги, удовольствие или слава, или посвятить себя более высоким и бескорыстным целям.

История Фауста, повторяя искушение Христа в пустыне и древние поучительные мифы о Прометее и Икаре, символизирует эту вечную человеческую борьбу.

Реальный доктор Фауст, немецкий астролог, жил в XVI веке. За увлечение магией его изгнали из города и обвинили в продаже души дьяволу. За прошедшие годы вокруг этого имени сложилось столько легенд, что сейчас невозможно отделить факты от вымысла. Его история стала одним из основных мифов Запада.

История Фауста через призму веков

«Фауст» Рембрандта около 1652 года. Рейксмузеум, Амстердам, Нидерланды. (Всеобщее достояние)

Два шедевра

В 1587 году во Франкфурте-на-Майне была опубликована книга неизвестного автора «Книга Фауста», куда вошли правдивые рассказы из жизни доктора, но в основном слухи и народные преданья. Каким-то образом она попала в руки Кристофера Марло, блестящего молодого драматурга, который на её основе написал свой шедевр «Трагическая история доктора Фауста». Марло был загадочным человеком: его обвинили в хулиганстве, шпионаже и атеизме, он умер в поножовщине в возрасте 29 лет.

Его «Фауст» олицетворяет поиски истины через науку в период Ренессанса, но любопытство и гордость толкают его по скользкой дорожке колдовства. Взяв реплику из средневековых мистических пьес, Марло даёт Фаусту совет двух ангелов — доброго и злого. Подстрекаемый злым ангелом, Фауст подписывает договор с дьяволом Мефистофелем: он получает мудрость и сверхъестественные силы на 24 года, а взамен отдаёт свою душу в вечный ад.

Все года оставшейся жизни Фауст растрачивает свои силы, забавляя аристократов фокусами. Он воскресил из мёртвых великолепную Елену Троянскую, и она стала его любовницей.

Но в сладких ласках Елены нет рая и бессмертия. Время для Фауста заканчивается. Он кается… но уже поздно.

Мефистофель и его приятели-демоны утаскивают его в ад. Марло лишает своего Фауста всякой надежды на прощение или искупление.

История Фауста через призму веков

Титульный лист издания 1620 года «Трагической истории доктора Фауста» Кристофера Марло с гравюрой, изображающей доктора Фауста и дьявола, выходящего через люк. (Всеобщее достояние)

В 1808 году Иоганн Вольфганг фон Гёте опубликовал собственную поэтическую драму «Фауст, часть первая», которую многие считают жемчужиной немецкой литературы.

Гёте добавляет важный новый сюжет: преследование Фаустом Гретхен, невинной деревенской девушки, которую он соблазняет и бросает.

Эта версия начинается с того, что сатана бьётся об заклад, что он собьёт с пути верного слугу Бога. У Гёте Мефистофель искушает Фауста, давая ему мирское богатство и власть.

Когда Гёте закончил «Фауста» («Часть вторая» появилась в 1832 году), он изменил конечную судьбу Фауста и Гретхен. В раннем наброске оба прокляты, но во второй части девушка спасает всех жертв Фауста. Беременная и одинокая — её избегают даже жители деревни, Гретхен в отчаянии топит своего новорождённого младенца. Когда Фауст узнаёт об её аресте, он пытается волшебством освободить её из тюрьмы, но она отказывается, принимая это как наказание за свой грех.

Но это ещё не конец. Бог, видя раскаяние Гретхен, спасает её душу, а она просит за Фауста, и потом ведёт его, искуплённого милостью Бога, в рай.

История Фауста через призму веков

Издание 1876 года «Фауст» Иоганна Вольфганга фон Гете, оформленное Рудольфом Зейтцем. Опубликовано Stroefer & Kirchner из Художественного фонда Тамойкина. (Earthsphere / CC BY-SA 4.0)

Полное отличие от драмы Марлоу, где возмездие за грех — смерть и точка. Для Гёте, как и для Данте, романтическая любовь ведёт нас к любви Бога.

После Гёте разные авторы, такие как Луиза Мэй Олкотт («Современный Мефистофель»), Оскар Уайльд («Картина Дориана Грея») и Томас Манн («Доктор Фауст») создали свои варианты, в то время как рассказ Стивена Винсента Бенета «Дьявол и Дэниел Вебстер», экранизированный в 1941 году, переносит историю в Америку.

Лицом к лицу с музыкой

В XIX веке Фауст научился петь. Поэма Гёте вдохновила композиторов по всей Европе. Франц Шуберт написал в 1814 году песню «Гретхен у прялки», а Бетховен написал песню Фауста ещё раньше.

Бурную «Увертюру Фауста» Рихарда Вагнера (1840 г.) превзошёл его тесть Ференц Лист, чья чудесная «Симфония Фауста» (1854 г.) состоит из трёх частей, по одной для каждого из главных героев: Фауста, Гретхен и Мефистофеля.

Оперный мир действительно сошёл с ума от Фауста. На сегодняшний день вышло около 20 опер, созданных на основе истории о нём. Самыми известными являются «Фауст» Шарля Гуно (1859 г.) и «Мефистофель» Арриго Бойто (1868 г.). «Проклятие Фауста» Гектора Берлиоза было плохо принято во время дебюта в 1846 году, но с тех пор репутация этой оперы-оратории повысилась.

История Фауста через призму веков

Сцена дуэли из четвёртого акта оперы Шарля Гуно «Фауст» 1917 года. (Всеобщее достояние)

Фауст вдохновил классический американский мюзикл

«Проклятые янки», где бейсбольный фанат средних лет продаёт свою душу дьяволу, чтобы превратиться в отбивающего игрока высшей лиги. Знойная женщина-демон заманивает его на тёмную сторону своей песней-хитом Whatever Lola Wants, Lola Gets. Но будьте уверены, дьявол в конце концов потерпел поражение.

В кино

Визуальный потенциал истории Фауста сделал её естественным для нового вида искусства XX века — кино. Ещё в 1900 году компания Томаса Эдисона выпустила виньетку «Фауст и Маргарита» продолжительностью всего 57 секунд!

Во Франции в 1904 году Жорж Мельес («Путешествие на Луну») написал 15-минутное произведение «Фауст и Маргарита». Это была его четвёртая попытка раскрыть историю — первая была в 1897 году.

В 1926 году крупнейшая киностудия Германии UFA решила отпраздновать свой 10-летний юбилей, позволив двум своим ведущим режиссёрам снять зрелищные, дорогостоящие эпопеи. Фриц Ланг сделал «Метрополис», а Ф. В. Мурнау — «Фауста».

«Фауст» Мурнау сегодня не так известен, как его более ранний культовый «Носферату». Современные критики сочли его слишком медленным и слишком стилизованным, но некоторые назвали его самым красивым фильмом из когда-либо созданных. Фильм был восстановлен в 2015 году.

История Фауста через призму веков

Кадр из «Фауста» Ф. В. Мурнау. (Всеобщее достояние)

На протяжении XX века экранизации «Фауста вышли в России, Испании, Италии, Германии и во Франции, а в 2019 году даже в Южной Корее.

Обновления, такие как «Ослеплённый» (1967 г., переделанный в 2000 г.) и «Призрак рая» (1974 г.), вышли в жанре комедии. Обращения к Фаусту постоянно появлялись в стихах, прозе и популярной музыке. Анимационные фильмы, телешоу, графические новеллы, комиксы и оригинальная японская манга (комикс) пересказывают историю для новых поколений.

История Фауста через призму веков

Фауст приезжает в Америку: Эдвард Арнольд в роли Дэниела Вебстера и Джон Хьюстон в роли мистера Скретча (дьявола) в фильме 1941 года «Дьявол и Дэниел Вебстер», первоначально озаглавленном «Всё, что можно купить за деньги». (RKO Radio Productions)

Появились даже разговорные фразы на тему Фауста. Обмен моральных целостностей на сиюминутную выгоду — это «сделка по Фаусту». Освальд Шпенглер использовал определение «фаустовский человек» и «фаустовская культура», чтобы описать Запад, который, по его мнению, продавал свою душу технологиям в обмен на неограниченные знания. А «мефистофельский» определяется как «проявление хитрости, изобретательности или злобы, типичных для дьявола».

Говорят, что все мы — Гамлеты, но мы также Фаусты, постоянно испытывающие искушение нарушить высшие принципы ради немедленного получения одобрения, успеха и всех других блестящих призов, которые мир может предложить. Фауст Гёте заставил Гретхен замолвить за него словечко на небесах. Нам может так не повезти, поэтому каждый день мы должны делать правильный выбор.

Автор Стивен Олес работал учителем, писателем, актёром, певцом и драматургом. Его пьесы ставились в Лондоне, Сиэтле, Лос-Анджелесе и Лонг-Бич, Калифорния. Он живёт в Сиэтле и в настоящее время работает над своим вторым романом.

Источник: The Epoch Tmes  

 

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем