Как «дома-гвозди» препятствуют стремительной урбанизации Китая
Один дом, одиноко стоящий в центре крупной стройплощадки, может показаться обречённой и хрупкой структурой. Но в Китае такие дома стали мощным символом сопротивления. Такие здания («динцзыху» на китайском, что означает «дом-гвоздь») представляют собой тех, кто, как глубоко забитые гвозди, не поддаются государственным приказам о выселении и сносе. /epochtimes.ru/
Дома-гвозди привлекли всеобщее внимание в преддверии Олимпийских игр 2008 года в Пекине. Но всё началось раньше, когда домовладельцы в Китае получили неприкосновенные права на свою частную собственность после двух важных правовых изменений в 2004 и 2007 годах.
В стране, которая воспринимает урбанизацию как жизненно важный политический, экономический и идеологический проект, дома-гвозди имеют особый смысл. Местная экономика в значительной степени зависит от инвестиций в инфраструктуру и здания, а растущее потребление среднего класса рассматривается как двигатель экономического развития Китая. Кроме того, городские жители считаются более цивилизованными и имеющими высокий уровень «сужи» (культурное достижение) и более широкий доступ к государственным услугам, таким как образование, здравоохранение и жильё.
Но для расширения и строительства городов требуются большие участки свободной земли. Это приводит к разрушению существующих домов, кварталов и деревень, которые не соответствуют идее коммунистической партии о городах будущего.
Суды и компенсации
Компенсация семьям, чьи дома находятся на грани разрушения, всегда является главным источником споров. Предложения основаны на текущей оценке недвижимости, которая намного ниже, чем реальная стоимость любой из планируемых там к постройке резиденций. Это означает, что снос и переселение неизбежно приводит к разрушениям общин и психологическому ущербу от стресса и насилия и вынуждает семьи требовать финансовой компенсации от правительства.
Ходатайства жителей сталкиваются с ограниченным успехом в суде. Жёсткий контроль компартии во всех сферах общественной и экономической жизни делает чрезвычайно сложным для китайцев предъявление претензий к государству и их удовлетворение. Суды редко принимают решения против правительства, особенно в тех областях, где местные органы власти решительно устраняют нормативные и физические барьеры на пути развития.
Поэтому домашние хозяйства-гвозди терпят отключение электричества, ограничение коммунальных услуг и угрозы принудительного выселения и сноса, чтобы получить как можно большую компенсацию от правительства или застройщиков. Только надлежащая компенсация может обеспечить выживание в условиях увеличивающегося расслоения общества. Сопротивляющиеся семьи часто подвергаются жёсткой критике как «эгоистичные», пытающиеся защитить личные интересы за счёт соседей и широкой общественности.
Государственные органы также подпитывают это восприятие плакатами, такими как этот в Гуанчжоу, который гласит: «Чтобы защитить интересы домовладельцев, никогда не сдавайся гвоздям».
Однако этот тупик не является неизбежным. Семьи, не желающие переселяться, могут не идти на такие крайние меры, если с ними будут проведены консультации и им будет предоставлен приемлемый выбор для обновления своих домов и кварталов без сноса. Домашние хозяйства не становятся «гвоздями» внезапно и потому, что эгоистичны. Зачастую они переносят долговременные притеснения и насилие и поддаются отчаянию, когда не в состоянии разрешить споры. Многие жители начинают вести постоянные переговоры с местными правительствами или разработчиками. Со временем они ожесточаются и становятся более решительными, а потом решают предпринять экстремальные действия, чтобы сохранить свои дома.
Под давлением
Когда району предстоит перестройка, жители сталкиваются с чрезвычайным давлением: местные органы власти организовывают различные бюро, включая общественные службы безопасности, планирующие и пропагандистские офисы, чтобы обеспечить своевременное выселение. Различные финансовые стимулы, а также прямые угрозы и давление со стороны властей направлены на ускорение процесса выселения.
В этом контексте «гвозди» символизируют неравенство и несправедливость, распространённые в современном Китае. Вместе с тем повышение знаний о правах собственности среди городских граждан может расширить их полномочия. Это поможет им больше не подвергаться капризам авторитарного государства и коммерческих структур и позволит требовать более активного участия в процессах городского планирования, что сейчас исключено.
Если правительства, разработчики и все китайские граждане признают тяжёлое положение домашних хозяйств-гвоздей вместо того, чтобы отвергать и отчуждать их, это может привести к более справедливой системе для всех. Тогда дома-гвозди больше не будут стоять как надгробные плиты для исчезнувших общин.
Автор: Хюнь Бан Шинь, доцент кафедры географии и урбанистики Лондонской школы экономики и политических наук
Источник: The Conversation
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать