Как древние китайские художники использовали скандалы при дворе, чтобы напомнить о порядочности и честности? (часть 2)
Тан Инь (1470–1524 гг.) и Цю Ин (1494–1552 гг.) были двумя из Четырёх Великих Мастеров династии Мин, они изображали придворных дам и куртизанок на своих картинах и черпали вдохновение из происходящего в императорском дворе.
Эти художники использовали символизм и аллегории, что выходило за рамки изображения внешней красоты женщин и давало возможность древним китайцам размышлять о персонажах картин, которые напоминали о честности и порядочности.
Дворцовая жизнь
Художник Цю Ин создал «Весеннее утро во дворце Хань» — длинный свиток, на котором изображены придворные дамы во дворце династии Хань (206 г. до н. э. — 220 г. н.э.). Свиток начинается изображением ворот дворца Хань и ведёт нас через роскошные залы и внутренние дворы, между деревьями и садовыми камнями, разбросанными между зданиями.
Первые несколько сцен дают представление о неторопливой дворцовой жизни, в которой участвуют элегантные придворные дамы.
В окрестностях парка одна высокородная дама с детьми наблюдает за рыбами в озере. Рядом два павлина нетерпеливо ждут корма, который бросает им другая дама из окна садового павильона.
Далее свиток показывает сцены игры на музыкальных инструментах, таких как лютня и пипа. Одна женщина настраивает струны цитры, вторая собирается присоединиться. Справа две женщины достают угощения, а другие, вероятно, танцуют под музыку.
В другой сцене придворные дамы играют в Го, древнюю китайскую настольную игру. Слева заворачивают в рулон недавно сотканный шёлк, другие ткут сложный гобелен.
Мошенничество
Все эти изображения представляют привлекательную сторону придворной жизни. Но в следующей сцене появляются дворцовые интриги.
По древнему китайскому обычаю, императору показывали портреты женщин, живущих при дворе, чтобы он мог решить, кого выбрать в супруги.
Чтобы привлечь внимание императора, дамы часто платили придворному художнику Мао Яньшоу, чтобы он нарисовал их красивее, чем на самом деле. Лишь красавица Ван Чжаоцзюнь наотрез отказалась. Из мести Мао Яньшоу изобразил её уродливой с прыщами на лице.
Эту сцену мы видим на свитке. Ван Чжаоцзюнь сидит перед ширмой, а художник пишет её портрет. Другие наложницы в стороне ссорятся и сплетничают между собой.
Одна дама ревниво подглядывает из-за ширмы. Два евнуха на переднем плане беседуют друг с другом с ухмылками на лицах, поскольку они знают о подкупах и мошенничестве Мао Яньшоу.
История гласит, что, увидев искажённый портрет, написанный Мао Яньшоу, император Юань никогда не посещал Ван Чжаоцзюнь, и она оставалась фавориткой низкого статуса.
Однажды правитель северной империи Хунну приехал к императору в поисках невесты. Император, который считал всех жителей этой страны варварами, решил отдать ему Ван Чжаоцзюнь, уверенный, что она самая непривлекательная из дам.
Лишь увидев её, император Юань осознал, что на самом деле она самая красивая женщина при дворе. Но было слишком поздно, предложение уже сделано. В ярости от обмана Мао Яньшоу император приказал казнить художника.
Эта сцена на картине предостерегает от взяточничества и подчеркивает значение справедливости и праведности. Охотно принимая взятки и нанеся вред Ван Чжаоцзюнь, художник определил свою судьбу.
Майк Кай — выпускник Нью-йоркской Академии искусств Fei Tian и Калифорнийского университета в Беркли.
Источник: Epoch Times
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!
Поддержать