Как китайская пропаганда просачивается в медиа-сеть Франции

Автор: 02.07.2021 Обновлено: 30.12.2021 12:05

С самого начала эпидемии Covid-19 китайские власти не прекращают усиливать свой информационный контроль. Китай без колебаний воздействует на медиа-сферу, прибегая к запугиванию и преследованиям, чтобы внедрить свою идеологическую линию и манипулировать информацией на мировом уровне.

Месседж коммунистической партии Китая (КПК) заключается в следующем: Китай стал миролюбивой и экологической державой, в которой искоренена бедность. Ничего более далёкого от правды. В настоящее время Китай стремится военной силой присоединить Среднекитайское море, Китай угрожает захватом Тайваню и подавляет демократическое движение в Гонконге. Бедность не побеждена, а уровень загрязнения выше, чем в любой из развитых стран.

Факты в сторону, когда китайская пропаганда твердит обратное.

В 2021 году Китай остается самой большой тюрьмой для журналистов и защитников свободы прессы. Пекин стремится продвинуть свою репрессивную модель, установив «новый мировой медиа-порядок», чтобы оказывать на него свое влияние.

Вот какие разнообразные приёмы использует китайский режим, чтобы внедрить свои медиа во Францию и другие страны всего мира.

Рекламные вставки и сообщения редакций: политика Троянского коня

«Добавить позитивной энергии мировому развитию» — это название одной статьи в QuotidienduPeuple в марте 2021 года. Официальная китайская газета гордится способностью размещать свои статьи в западной прессе. Действительно, в 2020 году более 750 разнообразных сюжетов было опубликовано почти в 200 иностранных медиа 40 стран.

В марте 2021 года газета L’Opinion опубликовала две статьи из QuotidienduPeuple (People’sDaily). Без предварительных оговорок читатели знакомились со статьей, восхваляющей способность Китая «сократить бедность благодаря заботе об экологии».

Другая статья расхваливала стойкость китайской экономики, уверяя, что «ежедневно появляется целая сотня новых предприятий с участием иностранного капитала». За подобную газетную вставку L’Opinion могла получить от 17 000 до 30 000 евро в зависимости от величины тарифов, по утверждению Marianne.

Как китайская пропаганда просачивается в медиа-сеть Франции

(FREDDUFOUR/AFPviaGettyImages)

Загвоздка в том, что QuotidienduPeuple — один из многочисленных органов официальной прессы, финансируемых Центральным комитетом коммунистической партии Китая (КПК), чьей целью является распространение пропаганды режима.

В марте 2019 года в ходе официального визита во Францию Си Цзиньпина именно китайское информационное агентство «Синьхуа» выкупило и распространило места многочисленных редакционных статей в изданиях Le Parisien, LeFigaro, Les Échos или Le Monde для продвижения китайской экономической и политической модели, утверждает L’Express. Судя по подсчётам, произведённым France 2, эта кампания во Франции «могла стоить более миллиона евро» для «Синьхуа».

Судя по докладу организации «Репортёры без границ» (RSF), опубликованному в 2018 году, такие крупные медиа, как Wall Street Journal, Daily Telegraph или LeFigaro регулярно помещают дополнительные материалы от ChinaWatch.

Эти страницы полностью составлены ChinaDaily — другим органом прессы коммунистической партии Китая. Эта добавка распространяемых материалов превышает 13 миллионов экземпляров за 2019 год, являющихся дополнительной вставкой примерно в 30 крупных западных ежедневных изданий. Они нацелены на госслужащих и влиятельных лиц.

В июне 2019 года, когда выступил миллион демонстрантов, требуя от смены проекта закона об экстрадиции в континентальный Китай, ChinaDaily опубликовала одну из самых грубых дезинформаций: «800 000 человек говорят закону «Да». На следующей неделе, после приостановки этого текста, четверть из 7,4 миллиона жителей была уже на улице, требуют отставки выпускающего редактора.

Для ChinaDaily — это «гонконгцы выступили против американского вмешательства». По сообщению The Guardian, процитированному в Libération, DailyTelegraph получила 860 000 евро за год за подобные ежемесячные публикации. Трудновато распределять подобную манну небесную между крупными изданиями, терпящими убытки.

Под прицелом не только национальная и международная пресса. С ноября 2018 года BFM Business ежевечерне распространяет ChineEco, радиопередачу, родственную Государственному китайскому международному радио (RCI). После нескольких сюжетов самого RCI приглашённый экономист начинает рассказывать, насколько полезно делать инвестиции в Китай.

«Нам было бы очень трудно вести репортажи без этого партнерства, — поясняет Стефан Сумье, бывший директор редакции, — RCI сделал нам предложение: вы рассказываете о бизнесе в Китае, а мы вас спонсируем».

Выбирая такие медиа, как LeFigaro, L’Opinion, LeParisien, Les Échos, LeMonde, BFM и другие, китайское правительство рассчитывает импортировать, благодаря подобным рекламным контрактам и редакционным статьям, ударно ввести новый медиа-порядок во Франции, используя авторитет крупных медиа, чтобы исказить реальность и дезинформировать массы.

Визовый шантаж

«Следить, преследовать, изгонять» — заголовок ежегодного отчёта за 2021 год, опубликованного Клубом иностранных корреспондентов Пекина (FCCC), он оставляет мало места для сомнения. За 2021 год «никогда, после событий на площади Тяньаньмень» не было выслано так много иностранных журналистов. Похоже на новое увеличение в связи с санитарным кризисом, задержанием иностранных журналистов и беспрецедентным усилением технологического контроля над иностранными журналистами и их единомышленниками в Китае.

Судя по сообщению доклада, режим развернул настоящий арсенал запугиваний и задержаний, включая прослушивание телефонов, кражу информации и физическую слежку. Угрозы в адрес китайских источников столь серьёзны, что журналисты начинают воздерживаться от контактов из опасений подвергнуть их опасности.

Как китайская пропаганда просачивается в медиа-сеть Франции

Урсула Готье, пекинский корреспондент издания L’Obs, прошла через контрольное устройство в Пекине перед возвращением во Францию 31 декабря 2015 года. Это китайские власти выдворили г-жу Готье, обвинив её в поддержке терроризма. (FREDDU FOUR/AFP via Getty Images)

По мнению президента FCCC Ханны Салберг, «то, что мы пережили […] показывает, насколько власти стали более утончёнными в своих способах слежки, стремясь помешать нам, оказывая давление на наши источники, тем самым не позволяя говорить о теме».

По мнению Лоранс Дефрану из Libération, визовый шантаж — это очень известный метод запугивания, который всегда существовал в закулисье до инцидента с Урсулой Готье. В 2015 году журналистке из L’Obs Урсуле Готье было отказано в возобновлении визы в связи с одной статьей, упоминающей преследование уйгуров в Синьцзяне.

По словам Лоранс Дефрану, «временно наказанным» корреспондентам известны правила игры: достаточно помолчать некоторое время о чувствительных темах, как например, расправа на площади Тяньаньмень в 1989 году, репрессии в Тибете, и Фалуньгун и т. д. — и виза и аккредитация вновь будут предоставлены.

Подобные наказания имеют значимость для журналистов, желающих оказаться в Китае.

Приглашая иностранных журналистов в Китай, несмотря на их противоположные мнения, Пекин играет роль «мягкой силы» с ними. Цель состоит в том, чтобы обворожить редакторов и влиятельных лиц всего мира, чтобы их репортажи производили впечатление полной достоверности, создавая картину доверия китайскому режиму, чтобы и китайскому народу стало очевидным, что весь мир одобряет политику компартии. Целые батальоны иностранных журналистов убаюканы Пекином благодаря роскошной программе в обмен на позитивные репортажи о Пекине.

По данным RSF, в декабре 2018 года, группа 22-х замбийских журналистов была приглашена Национальной администрацией китайского радио и телевидения (эта организация гордится тем, что уже приняла 3 400 профессиональных работников СМИ из 146 стран пяти континентов за последние годы).

В программу пребывания входила экскурсия по курортному и туристическому городу Чунцину и его радио- и телестанциям, оборудованными супер-современной техникой последнего образца.

По возвращении эти журналисты, все профессионалы, написали, что «со временем китайское общество приобрело все черты современности, что его медиа-система также развивается по современным направлениям, но с китайскими чертами». Добавляют при этом, что

«Конституция Китайской Народной республики гарантирует всем гражданам свободу слова и информации».

Эти сообщения о Китае (а всё оплачено) сопоставимы с положительным аналогом образа партии, и журналисты сами воздерживаются от тем, запрещённых коммунистическим Китаем, и используют стереотипы фраз, говоря о китайской пропаганде, чтобы не ставить себе ограничений, цензурируют себя сами, не касаясь тем, запрещённых коммунистическим Китаем, даже пользуются стереотипами выражений из китайской пропаганды.

Это отнюдь не единственные средства, которые использует КПК, чтобы стать сутью медиа.

Пресс-агентство «Синьхуа»: экспорт китайской медиа-системы

В 2013 году Ли Концзун, бывший глава агентства «Синьхуа», предсказал в разговоре с Quotidiendu Peuple создание «нового мирового порядка в медиа-сфере», с целью перевернуть соотношение сил с западными медиа:

«Если не мы сможем эффективно руководить новыми медиа, то это место займут другие, что подвергнет сомнению нашу доминирующую роль в формировании общественного мнения».

Китайское агентство новостей было создано в ноябре 1931 году и называлось «Агентство новостей красного Китая». Имея 4 000 журналистов по всему миру, «Синьхуа» (также известное, как «Новый Китай») — является составной частью крупнейших пресс-компаний мира, действует на 18 языках, имея годовой бюджет в 1,2 миллиарда евро. «Это крупное китайское пресс-агентство одновременно выполняет роль пропагандистского аппарата, — пояснял в 2019 году Кристоф Делуар, генеральный секретарь RSF на встрече во France 2. — Потому что оно находится под покровительством коммунистической партии».

Целью коммунистического режима является экспорт китайской медиа-модели и пропаганды на Запад. «Вначале эта копия, предназначенная для зарубежья, была плохого качества. Для повышения её уровня было решено воспользоваться журналистами, лишившимися работы.

Сегодня редакционные залы CCTV [государственное телевидение, называемое также CGTN, ndlr] или „Синьхуа“ заполнены представителями Запада с очень высокими зарплатами. Коммерческая стратегия чрезвычайно агрессивна при низких расценках», — комментирует бывший директор одной из французских медиа-групп, не сообщивший своего имени, по информации RSF.

В 2013 году «Синьхуа» усилила своё внедрение во Францию, открыв 400-метровую галерею на улице Faubourg-Saint-Honoré, что в двух шагах от Елисейского дворца. Галерея «Синьхуа» должна стать «местом культурного обмена между Францией и Китаем во французской столице, «культурного центра Европы», — пояснил ее глава Лон Сонлинь. Не была указана ни одна цифра, но это дорогостоящее вложение на самой дорогой улице Парижа весьма символично.

В декабре 2018 года пресс-агентство «Синьхуа» (Новый Китай) и Агентство Франс-Пресс (AFP) договорились об укреплении их сотрудничества в таких областях, как видео, фото, телефония и новые медиа-системы.

Пропаганда в социальных сетях через рекламные уловки

Газета LeMonde отмечает, что социальные сети являются платформой для распространения пропаганды китайского режима.

«С начала 2020 года рекламная активность сети CGTN (бывшая CCTV) увеличилась благодаря статьям о пандемии», — написали в научной работе в стенфордском университете Ванесса Мольтери, специалист по вопросам дезинформации, и Рене Диреста.

На Facebook публикации китайской государственной сети CGTN просмотрели в начале 2020 года более 80 миллионов пользователей английской версии.

Содержание рекламных статей также изменилось, давая место для продвижения статьям из других источников, представляя в хорошем свете правление КПК.

В апреле 2021 года Figaro Partner, например, опубликовал пример рекламной кампании на Twitter вместе с ChinaXinhuaNews. Статья называлась «Сокращение бедности: за пределами Китая» была написана и предложена Xinhua Newsи опубликована «как статья» Figaro.

Как китайская пропаганда просачивается в медиа-сеть Франции

Скриншот/ Twitter, апрель 2021

В статье говорится, что «Китай даёт свет надежды» всему миру в условиях эпидемии Covid-19, и «усилия приносят свои плоды: бедность сокращается в мировых масштабах».

Далее через несколько фраз узнаем, что уже 7 лет назад «Китаю удалось вывести из бедности 850 миллионов человек». Но согласно недавним исследованиям Financial Times, цифры бедности, представленные Китаем, полностью фальсифицированы. Однако эта редакционная статья всё ещё на страницах Figaro и используется режимом как пропагандистский материал в сети.

50-сантимная армия

Китайский режим использует слова комментаторов для продвижения своей идеологической программы на интернет. Их всех называют «50-сантимная армия», в связи с тем, что им платят полюаня (примерно 0,07 евро) за каждый пост, восхваляющий партию. Их миссия официально называется «управление ориентацией общественного мнения».

Slate сообщает, что стратегия китайских правительственных кругов состоит в том, чтобы затопить интернет прорежимными комментариями. Но как писали авторы «Обучения в Гарварде» (étudedeHarvard) в 2017 году — «китайские власти изобретают новые посты в социальных сетях для увлечения людей». Это стало частью их новой стратегии для контроля информации.

Судя по официальным документам, ставшим доступными для EpochTimes, речь о том, чтобы «использовать особый язык интернета для продвижения официального партийного мнения» и направлять общественное мнение на эти информационные сайты, блоги, форумы и другие платформы социальных сетей на Западе и в Китае.

Угрозы от китайских посольств

В марте 2021 года Лю Шайе, посол Китая во Франции проявил раздражение в отношении исследователя Фонда стратегических исследований (FRS) Антуана Бонда. Обозвав его «ничтожной шпаной», «сумасшедшей гиеной», «идеологическим троллем», посол обвинил его в антикитайской позиции. После одного предполагаемого посещения Тайваня французскими парламентариями посол угрожал Франции санкциями. Специалист по Китаю Антуан Бонда раскритиковал китайское «давление» на французских парламентариев.

В апреле 2020 года вслед за интервью в L’Opinion Лю Шайе взялся за французские СМИ, используя финансовые вливания китайского посольства: «Я надеялся, что французские медиа; независимы, но в действительности в этот период борьбы с эпидемией они не доказали своей независимости».

Эта новая полемика вписывается в китайскую кампанию, которую проводят китайские посольства, чтобы отвести внимание от проблем, связанных с уйгурами и эпидемией Covid-19.

Под угрозой научные издания

Судя по последнему отчёту RSF, информационный контроль Китая, китайская цензура недавно продвинулись в сторону международных университетских и научных издательств.

Опубликованные ими научные исследования написаны резко и независимо, часто без авторства, и представляют угрозу Пекину. Выводы этих исследований, авторитетны для мира, трудноопровержимы для идеологической риторики коммунистической партии Китая, поэтому китайский режим пытается ввести цензуру, чтобы помешать их публикации.

Как китайская пропаганда просачивается в медиа-сеть Франции

Оценку свободы прессы Кристоф Делуар, генеральный секретарь «Репортёров без границ» (RSF), выступает на пресс-конференции, представляющей оценку свободы прессы в мировых СМИ в 2018 году. Париж, 25 апреля 2018 года. (BERTRANDGUAY/AFP via Getty Images)

Китай — самая большая в мире тюрьма для журналистов

«Репортёры без границ» дали Китаю 176 место из 180 по состоянию свободы прессы. Десятки журналистов и блогеров были арестованы за публикации информации, цензурированной коммунистическим режимом. Репрессивные методы коммунистической партии Китая (КПК) включают задержания, секретные незаконные заключения, пытки и вынужденные насильственные признания.

Системы цензурирования по самой передовой технологии ограничивает доступность к информации для 800 миллионов китайских пользователей интернета, а точнейшая аппаратура для контроля пользователей лишает их возможности свободного получения информации и составления откликов. Китайские пользователи интернета часто оказываются в тюрьме за публикации посланий про-демократического содержания или за желание обойти цензуру.

О роли журналистов в Китае говорится в учебнике по вопросам пропаганды, используемым партийными кадрами. Этот учебник описывает журналистов как орудие на службе КПК, чтобы обучить народ «делать свой вклад в создание лучшего образа социалистического общества, который будет передаваться от поколения к поколению».

Общество и частные лица, в Китае и за рубежом, китайские медиа обязаны следовать указаниям китайского режима. Вопросы, считающиеся особо чувствительными для Пекина, — это Тибет, Синьцзян, расправа на площади Тяньаньмень, преследование Фалуньгун, давление на про-демократические движения в Гонконге и т. д.

Департамент китайской пропаганды наложил руку на дело 14 министерств и ежедневно по всем медиа распространяет список тем, которые следует освещать прежде всего и другой список, это темы, запрещённые под угрозой санкций.

Источник: The Epoch Tmes 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА