Как компартия Китая изолирует уйгуров

Автор: 31.05.2016 Обновлено: 09.08.2023 16:25

Недавно муниципальные власти города Инин Синьцзян-Уйгурского автономного района уведомили всех 440 000 жителей, чтобы они сдали паспорта в местное управление общественной безопасности. У тех, кто не выполнит указание, удостоверяющие личность документы будут считаться недействительными, сообщает Deutsche Welle. Никакого объяснения своим действиям власти не дали. Скорее всего, этот случай стал всего лишь очередным актом репрессивной политики в отношении уйгуров, которую ведёт компартия Китая. /epochtimes.ru/

Инин, также называемый Кульджа, расположен рядом с китайско-казахстанской границей в Синьцзян-Уйгурском автономном районе, который является крупнейшим в стране регионом и домом для 47 из 55 этнических меньшинств в Китае. Среди них около 10 млн являются уйгурами, которые составляют почти половину населения Синьцзяна.

После захвата компартией Китая (КПК) власти в стране в 1949 году уйгуры пережили период жесточайших репрессий. Даже сейчас, спустя десятилетия после диктатуры Мао Цзэдуна, государственные СМИ продолжают критиковать уйгуров за их обычаи, такие как отращивание бороды и ношение женщинами традиционных платков. Власти даже пытаются заставить население употреблять свинину, что противоречит мусульманской культуре.

Контроль над перемещением

Дилшат Рексит, представитель Всемирного уйгурского конгресса, сказал Deutsche Welle: «Китайское правительство опасается, что уйгуры после возвращения из поездки за границу будут лучше понимать свои права и сильнее противостоять режиму».

Компартия Китая часто отказывается выдавать проездные документы известным диссидентам. Уйгуры регулярно встречаются с отказами забронировать номера в гостиницах и продать билеты на самолёт или поезд в других регионах Китая, так как партийные СМИ преподносят их как террористов.

«Ограничения в получении документов показывают, что у правительства нет никакой уверенности в себе, и что правление режима в Синьцзяне находится под угрозой», — считает г-н Рексит.

Церинг Восер, известная тибетская писательница и активистка, рассказала Deutsche Welle, что с 1997 года она несколько раз безуспешно обращалась за получением нового паспорта. Её последняя попытка была предпринята в 2012 году. Один полицейский сказал ей, что она внесена в «чёрный список», так как управление общественной безопасности не хочет выпускать её за рубеж.

«Новые указания властей несильно повлияют на мою жизнь, потому что у меня и так нет паспорта», — сказала г-жа Восер.

«Двуязычное образование» или этническое уничтожение?

Помимо конфискации паспортов в Инине другие языковые и образовательные программы в Синьцзяне показывают, что коммунистическая партия Китая намерена проводить политику изоляции меньшинств. Одним из таких методов является уничтожение культурной самобытности. Уйгуры являются тюркской народностью, их язык и культура имеют сходство с народами Казахстана, Узбекистана и других стран Центральной Азии.

В докладе организации «Проект по правам уйгуров» (UHRP), опубликованном 20 мая, говорится, что коммунистическая партия Китая намерена ликвидировать уйгурскую идентичность путём ассимиляции уйгуров в «широкую китайскую государственную идентичность».

Власти проводят так называемую «двуязычную политику» в области образования, которая в теории уравнивает уйгурский и китайский языки. Однако на практике уйгурский язык подавляется.

«Двуязычное образование» начало активно реализоваться в школах Синьцзяна в 1990-х годах. На уроках стали больше использовать наречие мандарин (основной язык в Китае), а учителями всё чаще становились ханьцы (основная этническая группа в Китае), даже если они не могли говорить на уйгурском языке.

«От преподавателей-уйгуров стали требовать свободное владение как уйгурским языком, так и мандарином. Уйгурские учителя, которые знали мандарин недостаточно, оставались без работы. «Двуязычная образовательная политика режима в Восточном Туркестане, в реальности, привела к образованию на одном языке — мандарин», — сказал в заявлении Алим Сейтофф, директор UHRP.

В 2004 году власти сделали мандарин основным языком в начальных и средних школах в Синьцзяне, а в 2010 году миллиарды юаней были выделены на финансирование «двуязычных программ» в 1700 детских садах региона. К февралю этого года 450 000 детей уже получили такое образование в детских садах. Власти также создали более 1000 новых «двуязычных» дошкольных учреждений.

«Мы все китайцы»

Хотя коммунистическая партия Китая на словах ратует за этническое и расовое равенство, на практике, ханьцы и уйгуры имеют неравные возможности и отношение.

Один безымянный автор, статья которого включена в отчёт UHRP, рассказал, что программа «двуязычного образования» приводит к забыванию родного языка молодыми уйгурами: «Я сказал две фразы на уйгурском, но меня никто не понял. И даже простые слова с трудом воспринимались (школьниками-уйгурами)».

«На вопрос, почему они не знают свой родной язык, многие молодые люди отвечали, не задумываясь: “Разве вы не знаете, какая сильная нагрузка у нас? Я даже не поспеваю за учёбой. Откуда взять силы ещё и на это?” — пишет автор. — Так много людей часто повторяют: “Мы все китайцы”. Но как только дело касается кого-то из нашей этнической группы, то нас быстро блокируют. Реальность жизни напоминает нам постоянно, что мы не можем стать ханьцами, мы не можем иметь равные возможности с ханьцами».

В то время как местные языки в школах быстро заменяются мандарином, китайцы, проживающие в Синьцзяне, редко изучают уйгурский язык и даже отвергают такую возможность. Высокопоставленные чиновники коммунистической партии утверждают, что уйгурский язык не может передать современные концепции. Они даже заявляют, что незнание мандарина стимулирует терроризм.

«Очевидно, что данный способ мышления глубоко укоренился, и мы всегда будем отличаться, — продолжает публицист. — Независимо от того, как хорошо вы говорите на мандарине и как много у вас есть друзей среди ханьцев, вы будете отличаться от них».

 

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА