Все новости » Культура и искусство » Искусство » Как преданность и вера победили смерть: «Мученичество Св. Дионисия»

Как преданность и вера победили смерть: «Мученичество Св. Дионисия»

логотип Epoch times
Как преданность и вера победили смерть: «Мученичество Св. Дионисия»

Фрагмент картины «Мученичество Св. Дионисия», 1885 год, автор Леон Бонна, Пантеон, Париж, Франция (Domaine public)

Я остановился перед полотном французского академиста XIX века Леона Бонна «Мученичество Св. Дионисия». На первый взгляд эта картина представляет отвратительную сцену обезглавливания человека. Однако, рассматривая её, я вдруг понял её суть.

Кто такой Дионисий?

Этот святой — покровитель Парижа, один из главных святых французского королевства. Легенда повествует, что Св. Дионисий был обращён в христианство Апостолом Павлом. Однако римский император, преследуя христиан, приказал арестовать во Франции епископов.

Солдатам был отдан приказ привести задержанных епископов и обезглавить их на холме Монмартр. Воины выполнили приказ.

Но произошло чудо! Вера Дионисия была столь непоколебимой, что и без головы он остался жив. Дионисий подобрал свою отрубленную голову, которая продолжала читать молитвы, и прошёл три километра до храма, места его упокоения.

Мученичество Св. Дионисия, 1885 г., художник Леон Бонна, Пантеон, Париж,

Мученичество Св. Дионисия, 1885 г., художник Леон Бонна, Пантеон, Париж, Франция. (Domaine public)

Мученичество Св. Дионисия

Попробуем рассмотреть детали… Дионисий изображён в центре композиции. Его только что лишили головы. Однако он не упал замертво, а наклонился, чтобы поднять с земли свою голову. На месте, где была голова, — сияние. Лежащая голова окружена нимбом.

Палач стоит справа от святого. Он шокирован, выронил окровавленный топор, пятится назад. Персонаж, стоящий позади Дионисия, воздел руки, поражённый увиденным.

Палач утомлён тяжёлым днём: на окровавленных ступенях справа и слева лежат обезглавленные тела. Внизу справа от центра сцены — вторая отрубленная голова, она тоже в ореоле — знаке духовного благочестия. Это заставляет предположить, что она принадлежит второму епископу.

Сверху ангел спускается на облаке. У ангела пальмовая ветвь и лавровый венок — символ победы Св. Дионисия над смертью.

Что символизирует голова? Голова может означать мудрость, эго, сознание, манеру поведения и т. д.

Что представляет собой тело? Часто тело соотносится с желаниями и телесными радостями. Сознание старается контролировать тело, но часто тело затуманивает разум.

Отделение головы от тела может означать, что дела телесные и духовные несопоставимы.

Так может ли эта картина стать для нас моральным наставлением, что наше сознание должно быть отделённым от телесных утех? Именно таким нужно быть, чтобы вести жизнь святого?

Рассмотрим подробнее саму голову. Изображены две отсечённые головы: одна Дионисия, другая лежит справа. Голова справа серого оттенка, она мертва. У неё слабый ореол. А голова Дионисия написана яркими красками, как и тело, и гало, окружающее голову, ярко золотого цвета.

Яркий ореол, скорее всего, отражает великое благочестие. Если это не так, зачем художник написал два разных ореола? Если это так, то чем более праведна жизнь, тем она дольше, иначе — смерть.

Как говорится в легенде, даже отсечённая голова Св. Дионисия продолжала читать молитвы. Он был настолько предан служению Богу при жизни, что она продолжалась после отсечения головы.

Его духовность повлияла и на состояние тела. Художник Бонна показывает, как тело Св. Дионисия склоняется, чтобы подобрать голову. Место, где лежит голова, ярко освещено. Как тело могло определить, где лежит голова?

Духовность и вера гармонизируют взаимодействие тела и духа, которые оказались разделёнными. Разве свет вокруг головы не отражает духовность и веру? Этот свет руководит его сознанием и душой.

Продолжая молиться, Дионисий был сосредоточен на мысли о Боге. Он не боится смерти и черпает своё бесстрашие в Боге, и это принесло ему победу.

Традиционное искусство часто содержит духовную символику, которая может быть непонятной для современного сознания. В нашей серии «Добраться до внутренней сути» можно видеть, как традиционное искусство может рождать размышления о самом себе.

Мы рассматриваем картины с духовной точки зрения. Мы не претендуем на то, что дадим абсолютно правильные ответы на вопросы, о которых спорили многие поколения, но надеемся, что вы задумаетесь о том, каким должен быть истинный человек.

Эрик Бесс — художник фигуративного стиля искусства, кандидат наук, пишет докторскую диссертацию в Институте научного исследования визуальных видов искусства. (IDSVA).

Источник: The Epoch Tmes

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ -

ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ!

Комментарии:
Рекомендуем