Фото: Fotocitizen/pixabay.com/CC0 0.1 | Epoch Times Россия
Фото: Fotocitizen/pixabay.com/CC0 0.1

Как родились ноты, и кто дал им имена

The Epoch Times16.10.2015 Обновлено: 22.10.2021 18:49

Кто из современных людей не любит слушать музыку? Каких только приспособлений не придумали для её прослушивания! Приборы последнего поколения — Hi-Fi минисистемы, можно приобрести на сайте https://coolstuff.com.ua/audio/minisistemy-hi-fi/. А как же создаётся музыка?

Мелодия возникает в голове у композитора, а потом он записывает её с помощью нотных знаков. В переводе с латыни слово «нота» означает «знак». По сути, это графический знак, который обозначает звук, его высоту и длительность.

В древние времена нот не было, а мелодии люди передавали из уст в уста. Много столетий человек искал способ зафиксировать музыкальный мотив. В древней Греции музыку записывали буквами. Такие записи были сложными, неудобными и мало понятными. В Европе с VIII по XI век музыку записывали невмами. Слово «невма» происходит от греческого Neuma и означает графические знаки, которые помещали над словесным текстом.

Невмы использовались в церковных книгах. Они имели вид крючков, чёрточек, запятых и точек, которые изображались над текстом. Невмы указывали певцам хора, как пропеть звук, и куда движется мелодия.

В Древней Руси основным видом церковного пения был знаменный распев, пришедший из Византии. Его название происходит от слова «знамена», то есть знаки. Этими знаменами и записывалась богослужебная музыка. Знамена рисовались над текстом.

Певцы хора часто путались в сложных обозначениях. Так продолжалось до XI века, пока Гвидо Аретинский не придумал нотный стан. Итальянский монах преподавал хоровое пение в Бенедиктинском монастыре городка Помпоза.

В первоначальном варианте нотного стана было четыре линии. В начале стана стоял ключ, указывавший, на какой высоте нужно исполнять сочинение. Ключом выступала буква латинского алфавита. Нот изначально было шесть, и у каждой было имя — Ut, Re, Mi, Fa, Sol, La. Это были начальные слоги первых шести строк латинского гимна, посвящённого святому Иоану. Каждая строка этого гимна начиналась на один тон выше предыдущей, поэтому Гвидо взял первый слог каждой строки и закрепил за нотами.

Реформа Гвидо стала сенсацией в музыке. Отныне музыканты могли даже исполнить незнакомые песнопения с листа.

Спустя столетия последователи Гвидо добавили к нотному стану пятую линейку, скрипичный и басовый ключи и седьмую ноту Si, а название ноты Ut сменили на Do. Теперь эту нотную систему используют музыканты во всём мире.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА