Все новости » Обо всём понемногу » Интересные факты » Как создатель безопасной бритвы срезал конкурентов

Как создатель безопасной бритвы срезал конкурентов


Чем бритва похожа на таблицу Менделеева? Вопрос похож на сакраментальное кэролловское «Чем ворон похож на письменный стол?» И там, и там необходимо одно уточнение — в вопросе про ворона нужно упомянуть, что это загадка из XIX века. Т.е. имеется в виду не просто стол, а стол именно той эпохи. Кроме того, Кэрролл как учёный и писатель, конечно, имел в виду письменный стол, а на таких столах в то время стояли перья для письма. Таким образом, и на столе, и на вороне есть перья.

Так же и с вопросом о бритве. Нужно уточнить, что имеется в виду дешёвая одноразовая бритва «Жиллетт». И ответ будет таким – и Кингу Кэмп Жиллетт, и Дмитрию Ивановичу Менделееву их идеи пришли в готовом виде. Менделееву — во время сна, Кингу — во время бритья.

«Я стоял, сжав бритву в руке, — писал Кинг. — И вдруг совершенно явственно представил себе будущий станок Gillette! За считанные секунды в голове промелькнуло множество вопросов, но ответы находились моментально, как будто всё это происходило во сне».

Конечно, всё не так просто. Новая идея, меняющая мир, будь то научный мир или мир бизнеса, не приходит к неподготовленным людям. Не будем говорить, сколько Менделеев занимался химией до своего эпохального сна, а вот мистер Жилет 30 лет провёл, занимаясь бизнесом и изобретениями.

Кинг с 16 лет работал коммивояжёром, что позволило ему научиться убеждать людей в том, что они не могут жить полноценной жизнью без его товара (Кинг торговал изделиями скобяной фирмы), но оставляло не слишком много времени на изобретения. Вернее, на изобретение и даже на патентирование своих изобретений время у него было, а вот на то, чтобы продвигать свои новинки (типа поршневого клапана в водонапорный кран), его уже не хватало.

Идея одноразовой бритвы

Идею изобрести что-то простое, дешёвое и одноразовое, без чего люди просто не смогут обойтись, подсказал Кингу его босс Уильям Пейнтер, сам изобретший оловянную пробку для бутылки. С тех пор Кинг ввёл себе в привычку каждый день размышлять о самых необходимых для человека вещах.

«После этого памятного совета изобретение нового товара повседневного спроса с непродолжительным сроком использования превратилось для меня в навязчивую идею, — вспоминал Жиллетт. — Я перебирал в памяти почти все человеческие потребности, все сферы деятельности человека, но безрезультатно».

И, наконец, летом 1895 года его осенило. Это произошло утром, когда Кинг решил побриться и обнаружил, что его бритва затупилась. А значит, нужно было небритым идти к точильщику, тратить на это время и деньги. И вот тут изобретатель внимательно посмотрел на бритву. С точки зрения коммерсанта она была совершенно не функциональна.

Во-первых, в бритве рабочей поверхностью был лишь острый край лезвия, а всё остальное, включая ручку, несло только вспомогательную функцию. Между тем большая часть денег уходила именно на ручку, которую было принято украшать резьбой, рисунками и прочими излишествами, которые не позволяли относиться к бритве как к дешёвой вещи.

«Почему бы, — решил Кинг, — не сделать ручку простой и дешёвой, а само лезвие — сменным и ещё более дешёвым?»

Так родилась концепция бритвенного бизнеса. Конечно, изобретателю пришлось повозиться — сначала нужно было найти прочную и к тому же дешёвую сталь. На то, чтобы найти подходящий материал, у него ушло шесть лет.

Начало истории безопасной бритвы

В 1901 году Жиллетт познакомился с инженером-механиком Уильямом Никерсоном, который и придумал технологию укрепления и заточки стальной ленты. После чего был получен патент на Т-образную безопасную бритву (которую можно открыть, чтобы сменить затупившееся лезвие на новое) и основана фирма по её производству — American Safety Razor Company. В июле 1902 года предприниматель осуществил ребрендинг, сменил название на Gillette Safety Razor Company.

Промышленное производство началось в 1903 году, и вместе с этим трудности с инвесторами, деньги тратились значительно быстрее, чем новая фирма успевала их зарабатывать. Люди, в том числе и американцы, очень консервативны и не любят менять свои устоявшиеся привычки. А что может быть привычней для мужчины, чем ежедневное бритьё? С другой стороны, потенциально все мужчины были будущими покупателями «Жиллетт».

Примерно год потребовался американцам, чтобы привыкнуть к новой форме бритья, и к 1904 году у Жиллетт было более 100 тыс. покупателей. Этому способствовал маркетинговый ход Кинга, который продавал бритвы ниже себестоимости, а бизнес делал на продаже сменных лезвий.

В 1906 году Кинг начал свой бизнес в Европе и продлил свой патент на 20 лет, что позволило оставаться монополистом в этом сегменте рынка. Потом началась Первая мировая война. Жиллетт, благодаря дешевизне своих изделий, легко добился контракта с армией США. А когда война закончилась, и солдаты вернулись домой, они уже привыкли пользоваться его продукцией.

К слову сказать, было немало желающих обойти патент Жиллетт и составить ему конкуренцию. Таких предприниматель уничтожал в зародыше, одних таскал по судам, других покупал. При этом сам предприниматель был весьма негативно настроен по отношению к тому, что он называл хищническим капитализмом.

А современным предпринимателям будет полезно прислушаться к главному совету Кинга — не жалеть денег на покупку рынка.

*****
Ребрендинг — это маркетинговый ход для поднятия бизнеса. Обычно им пользуются в случае, когда продукция залёживается на рынке, или после каких-то конфликтных ситуаций, имеющих негативные последствия для фирмы. На http://russianpenguins.ru/wedo/rebranding/ маркетологи занимаются поиском нужного направления в любых тупиковых ситуациях.



НОВОСТИ ПАРТНЁРОВ

История коммунизма


Нажмите "Подписаться на канал", чтобы читать epochtimes в Яндекс Дзен

ПОДПИСАТЬСЯ
Top