Капитализм с китайской спецификой: от социализма к капитализму

The Epoch Times12.07.2016 Обновлено: 09.08.2023 20:22

Когда капиталистическая экономическая система Китая сформировала союз с красным режимом, была создана уникальная политическая и экономическая структура, которую нельзя назвать ни социализмом, ни демократическим капитализмом. Я называю это капитализмом коммунистической партии. Я придумал этот термин для обозначения капиталистической экономической системы под руководством коммунистической партии Китая (КПК). КПК использует капиталистическую систему для укрепления авторитарного режима, который является сущностью китайской модели. /epochtimes.ru/

Целью компартии в прошлом было искоренить капитализм. Маоистский красный режим полностью ликвидировал частную собственность, большинство основных средств было изъято у людей. В то время, кроме как в качестве политической привилегии, правящая партийная элита и «красное второе поколение» не имели и не наследовали имущество и предприятия от своих предков.

Но, начиная с эпохи Дэн Сяопина, красный режим и капиталистическая система хозяйства объединились. Компартия не только допустила развитие капитализма, но коммунистическая партийная элита сама превратилась в Китае в самых богатых и могущественных капиталистов.

В 1988 году в Вене, Австрия, прошёл семинар, на котором обсуждали социалистическую реформу. Экономист из коммунистической Венгрии сделал шокирующее заявление, Он сказал, что так называемый социализм — не что иное, как переход от капитализма к капитализму. По его словам, социализм недолговечен, и страны, которые перешли от капитализма к социализму, в ближайшее время вернутся к капитализму. Через год слова этого венгра подтвердились распадом Советского Союза и коммунистического блока Восточной Европы.

Означает ли это, что клановый капитализм является единственным способом реформировать социалистические страны? Является ли китайская модель неизбежной? После нескольких лет исследований я обнаружил, что есть по крайней мере три пути возвращения от социализма к капитализму, и Китай выбрал самый худший.

Переходные пути от социализма к капитализму

После того как коммунистическая страна прощается со сталинской социалистической моделью, она встаёт на путь институциональных преобразований. Так называемый переход относится к либерализации экономической системы или экономической реструктуризации, которая включает замену государственной собственности приватизацией, плановую экономику — рыночно ориентированной экономикой, а также политический переход к демократизации. С 1989 года по настоящее время коммунистические режимы во всём мире, за исключением Северной Кореи, завершили преобразование или находятся в переходном состоянии. Глядя на пути перехода, мы видим, что экономическая трансформация была относительно лёгкой, а политическая — более сложной. В 1980 году Китай был пионером перехода к рыночной экономике. Социально и политически Китай в настоящее время отстаёт из-за отказа от демократии.

Во всех коммунистических странах, как только начинается переход, члены красной элиты пытаются захватить страну, используя свою власть. Тем не менее эта ситуация не является неизбежной. До сих пор существовали три модели экономической и политической трансформации бывших социалистических стран.

Центрально-европейская модель

Первой из них является центрально-европейская модель, которая использовалась в Польше, Венгрии, Чехии и Словакии. Политический переход в этих странах осуществили преимущественно оппозиционные интеллектуалы, основная позиция которых — не допускать вовлечения членов красной элиты в экономику, не делиться с ней властью, а полностью искоренить остатки культуры коммунистической партии.

В глазах людей коммунистические режимы в Центральной Европе были всего лишь марионетками Советского Союза, которые должны быть отброшены. В результате «красная элита» в странах Центральной Европы не могла делать всё, что хотела, во время трансформации она столкнулась с огромным социальным давлением. Она не могла манипулировать парламентом или сколотить состояние за счёт приватизации. Таким образом, «красная элита» в Европе в основном не смогла извлечь выгоду из реструктуризации, её социально-экономическое положение примерно на одну треть ухудшилось, при этом около половины партийных чиновников рано ушли на пенсию.

Некоторые американские учёные считают, что центрально-европейская переходная модель — это «создание капитализма без капиталистов». Это означает, что старые капиталисты уже были ликвидированы во время коммунистического периода. Короче говоря, Европа должна была перейти к капитализму без «красной элиты». Такой путь преобразования является стабильным, с красными режимами распростились навсегда.

Российская модель

Второй путь — русская модель, в которой бывшие представители красной элиты стали демократами. Они использовали преимущества перехода и получили огромные прибыли. В то же время простые люди также участвовали в приватизации и смогли получить какую-то долю.

Это типичный путь, когда старая элита создаёт новую социальную модель. По сравнению с центрально-европейской моделью, русская модель — это «капитализм товарищей». Новая элита состояла в основном из бывших партийных кадров. Это также тип кланового капитализма. В отличие от китайской модели, члены новой элиты, которые перешли из старой, больше не являются членами коммунистической партии. В рамках российской модели старые кадры могли легко манипулировать новыми, хотя и не полностью. Таким образом, новая система имеет глубокие следы старой системы.

Китайская модель

Китайская модель — третий путь. Его основные особенности в том, что компартия отказалась от социалистической экономической системы, созданной в первые 30 лет, во время диктатуры Мао Цзэдуна, отказалась от абсолютной государственной собственности и плановой экономики, но использует капитализм, чтобы укрепить авторитарную систему, созданную Мао.

«Красная элита» и их родственники защищали свои привилегии с помощью политической власти. Элитные семьи получили огромные богатства, в то время как страна сильно пострадала от коррупции.

Политическая коррупция неизбежно ведёт к социальному неравенству. Когда богатство и возможности находятся исключительно под контролем малочисленного верхнего социального класса, многочисленный низший класс неизбежно будет испытывать возмущение и обиду по отношению к правящей элите, чиновникам и богачам.

Чэн Сяонун

Чэн Сяонун. Фото: New Tang Dynasty Television

Чэн Сяонун — китайский политик и экономист, проживающий в Нью-Джерси. Он выпускник университета Жэньминь, где получил степень магистра в области экономики, и Принстонского университета, где получил докторскую степень в области социологии. В Китае Чэн был помощником бывшего лидера партии Чжао Цзыяна. Его комментарии и статьи регулярно появляются в зарубежных китайских СМИ. Это первая из четырёх статей, в которой автор анализирует «коммунистический капитализм» в Китае.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА