Все новости » Китай » Общество Китая » Китай создаёт «Дивный новый Мир» из генетически модифицированных эмбрионов

Китай создаёт «Дивный новый Мир» из генетически модифицированных эмбрионов

логотип Epoch times
Китай создаёт «Дивный новый Мир» из генетически модифицированных эмбрионов

Сотрудник лаборатории достаёт замороженные стволовые клетки, 27 августа 2010 года, город Фармингтон, США. Фото: Spencer Platt/Getty Images

В среду, 22 апреля, появились сообщения о том, что китайские исследователи провели редактирование зародышевой линии, пытаясь удалить ген, отвечающий за нарушение состава крови. /epochtimes.ru/

Новость вызвала негативные отзывы от ведущих исследователей в этой области. Они осудили этот опыт ещё за неделю до того, как исследователи из Университета Сунь Ятсена в Гуанчжоу опубликовали свои результаты.

В мартовском номере журнала Science биологи призвали к мораторию на редактирование зародышевой линии (модификации ДНК человеческих эмбрионов), пока не будут проведены дальнейшие открытые обсуждения потенциальных медицинских, правовых и этических последствий подобных действий.

«Давайте удостоверимся в том, что проводимые соответствующие исследования исключают любой вред», — призвала Дженнифер Даудна, председатель Центра биомедицинских и медицинских наук в Калифорнийском университете в Беркли.

Она является пионером в CRISPR-Cas9 — инновационном методе редактирования генома, который был применён исследователями из Университета Сунь Ятсена. Данный метод включает в себя использование ферментного комплекса, чтобы заменять определённые гены.

Метод CRISPR был впервые описан Дженнифер Даудна и её коллегой Эммануэль Шарпантье в журнале Science в 2012 году. Несмотря на новизну технологии, редактирование генов существует более десятилетия. Однако метод CRISPR расширил доступ к генным модификациям, сделав его более доступным.

CRISPR был назван крупным достижением в области биотехнологии. В ноябре прошлого года г-жа Даудна и г-жа Шарпантье были награждены премией Breakthrough Prize и получили по $3 миллиона.

Широкие клинические исследования в области генной модификации существуют давно, но до сих пор они были направлены на редактирование генов в соматических (не половых) клетках человека.

Опасность редактирования ДНК эмбрионов

Редактирование генов половых клеток поднимает ряд медицинских и этических проблем. Ранее генетические модификации большей частью были связаны с терапевтическим использованием, например, для борьбы со СПИДом.

Редактирование соматических клеток не приводит к риску передачи изменённых генов следующему поколению, в то время как гипотетический «дизайн ребёнка» может передать модифицированные гены следующему поколению. Это таит в себе неизвестные риски, хотя исследователи из Университета Сунь Ятсена утверждают, что использовали нежизнеспособные эмбрионы.

«Учёным в настоящее время не хватает адекватного понимания безопасности и потенциальных долгосрочных рисков, связанных с модификацией зародышевой линии генома», — сказано в мартовском заявлении Международного общества по исследованиям стволовых клеток (ISSCR). Организация призвала к мораторию на клиническое редактирование зародышевой линии человека.

ISSCR утверждает, что учёным пока не удалось достичь консенсуса касательно терапевтического потенциала редактирования зародышевой линии. Эксперты также пока не пришли к единому мнению в вопросе, как отличить терапевтические методики от попыток «улучшения человека», которые, как правило, считаются табу в научном сообществе.

«Есть опасение, что инженерия зародышевой линии приведёт к попыткам создания сверхлюдей и дизайнерских младенцев для тех, кто может себе это позволить, — пишет главный редактор MIT Technology Review Антонио Регаладо. — Почему бы тогда не создать очень умную группу людей, которые могли бы стать будущими лидерами и учёными?»

В настоящее время перспективы появления мира, населённого дизайнерскими младенцами, остаются научной фантастикой. Изучение генетики самого интеллекта остаётся в зачаточном состоянии, и искусственно усовершенствовать человеческий интеллект пока считается невозможным.

Однако подобные исследования проводятся в Пекинском институте геномики (BGI) и частично финансируются государством. «Люди предпочитают игнорировать генетику интеллекта в течение длительного времени, — сказал Чжао Боуэн, который курирует офис BGI в Гонконге. — Люди верят, что это спорная тема, особенно на Западе. Но в Китае так не считают».

Версия на английском