
«Конгресс»: право выбора
У юной кинозвезды Робин Райт было всё — её обожали зрители, режиссёры и сценаристы состязались за право с ней работать. Но, разрываемая внутренними противоречиями, Робин оказалась «трудным ребёнком» — боссы киностудии вскоре устали от её вечных капризов. Теперь стареющей актрисе предлагают последний в её жизни контракт…
Условия договора предусматривают следующее: после оцифровки образа актрисы, её облик станет собственностью студии, которым она сможет воспользоваться по своему усмотрению, а актриса Робин Райт больше никогда не сможет играть.
Условия жёсткие, но прогрессирующая болезнь сына, младшего из двоих её детей, заставляет Робин подписать договор.
И вот, двадцать лет спустя она отправляется в анимационную зону на конгресс футурологов и попадает на настоящий химический шабаш…
«Опасно смешивать фантазии с действительностью» — эта основная мысль заложена в рассказе известного польского фантаста Станислава Лема «Футурологический конгресс». Режиссёр Ари Фольман, известный своей полнометражной анимацией для взрослых, дополнил и интерпретировал эту мысль, перенеся в среду кинематографа, наиболее близкого к миру фантазий.
Что есть реальность? Насколько реальна та среда, в которой человек обитает? Эта мысль, не раз затрагиваемая в рассказах Лема, легла и в основу трилогии «Матрица».
Стремительный технологический прогресс может стать погибелью для человека, может стереть его человеческую сущность, заменив её химическими веществами. Все эти разговоры о том, что любовь — всего лишь химическая реакция, которую можно попробовать создать искусственно, направлены на разрушение самой сути человека, состоящей из эмоций и чувств.
Если смотреть на кинотворение Фольмана в целом, то действие его начинается размеренно, понятно и логично, как во времена молодости актрисы. Далее происходящее в киноленте становится всё более запутанным, нелогичным, реальность всё больше переплетается с фантазией, стирая всякие границы между ними.
Создатель картины проводит параллели с проникновением в жизнь человека виртуальной реальности, задаваясь вопросами: «Если мне хорошо в этой галлюцинации, то почему должно быть по-другому? — и тут же наводя на ответы, — Потому что это опасно. Человек теряет свою сущность, разлагая таким образом установленный порядок вещей».
Фольман использует игровое кино и анимацию для разграничения миров — реального и иллюзорного. В главной роли в фильме, не изменяя собственного имени, снялась красиво стареющая и отлично играющая Робин Райт. В роли её агента увидим Харви Кейтеля.
Важное место в киноленте Фольман уделил личности актёра и проблеме замены его на цифровые технологии. Что делает актёра экстраординарной личностью, заставляющей миллионы зрителей взирать на него с обожанием и восторгом? Это его многогранная душа, способная изобразить любые чувства и эмоции.
Герой комедии «Мыльная пена» — глава дневного блока телекомпании — очень чётко высказывает эту мысль, говоря о звезде сериала: «Да, она нестабильна. Вот я стабилен, но никто не хочет смотреть на меня. Нестабильность — её козырь!»
Человеческая натура соткана из эмоций, это то, что ему близко и понятно. Поэтому, приходя в кинотеатр, зритель на экране хочет видеть именно эти эмоции, которые наилучшим образом передать может тонкая и эмоционально ранимая душа актёра. Именно своей непредсказуемостью характера, многогранностью переживаний и эмоций актёр интересен зрителю. Разве можно это заменить на пусть даже самые продвинутые технологии? Это и будет означать уничтожение человеческой сущности — замены человеческого тела технологиями, эмоции — химикатами.
Однако мне всё видится не таким сумрачным. Помните времена, когда нас, выросших в бывшем Союзе и имевших доступ лишь к классическим литературным произведениям и сочинениям серьёзных современных авторов, вдруг из-за приподнятого «железного занавеса» захлестнула волна бульварной литературы. Думаю, что многие бросились жадно «пожирать» всё, что попадало в их поле зрения, чтобы затем, уже вдоволь насытившись, со знанием дела высказать своё: «Фи, какая бульварщина!»
Но это нормальный процесс, который предопределён как раз правом выбора, данным человеку. Человек не хочет бездумно соглашаться с чьим-то мнением, безмозгло вторить стереотипным суждениям, он хочет выбирать сам. Уж такое он создание: предпочитает совершать свои ошибки, чем учиться на ошибках других.
Посреди картины полной разрухи будущего человечества создатели киноленты зажгли лучик света: главная героиня находит силы вырваться из дурманящего галлюциногенного шабаша, ведомая своей человеческой сущностью — любовью к сыну.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times