КПК стремится внушить школьникам «мысли Си Цзиньпина»

Автор: 19.08.2021 Обновлено: 14.10.2021 14:54

Китайский лидер Си Цзиньпин стремится привить преданность всем гражданам Китая, начиная с учеников начальной школы.

С нового учебного года в учебном плане школ появится ещё один предмет: «Мысли Си Цзиньпина».

Идеологический контроль будет проводиться с начальных классов до колледжа. В школьную программу введён учебник в пяти частях «Мысли Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху», и уроки по его изучению будут проходить еженедельно в 3, 5, 8 и 10 классах.

Цель этого учебника — «формирование у учеников позиции поддержки руководящих идей партии и социалистической системы», говорится в недавнем уведомлении Министерства образования.

КПК стремится внушить школьникам «мысли Си Цзиньпина»

Молодежь проходит мимо пропагандистского билборда о «Китайской мечте», лозунге, ассоциирующемся с лидером китайского режима Си Цзиньпином, возле школы в Пекине 12 марта 2018 года. (Greg Baker/AFP via Getty Images)

По словам экспертов, изменение школьной программы с ограничением западных учебных материалов указывает на усиление режимом идеологического контроля, начиная с формирования мировоззрения подрастающего поколения.

«Если вы контролируете образование, то, по сути, контролируете мысли населения страны», — сказал в интервью The Epoch Times Ли Юаньхуа, бывший доцент педагогического колледжа Столичного педагогического университета в Пекине.

Политическая задача

«Мысли Си Цзиньпина» были внесены в устав коммунистической партии Китая на Всекитайском съезде партии в 2017 году. С тех пор китайские власти и государственные учреждения создали 18 исследовательских центров по изучению теории, изложенной в «Мыслях Си Цзиньпиня».

Перед началом учебного года по распоряжению местных органов образования учителя усиленно осваивают новые учебные материалы, а государственные структуры подготавливают почву для запуска учебников в школьную программу. В Хэбэе, северной китайской провинции, которая окружает Пекин, 20 экспертов на онлайн-семинаре 3 августа объяснили ключевые принципы, лежащие в основе учебника. Примерно 44 000 учителей со всей провинции были проинструктированы о том, как вести занятия, согласно государственной газете Hebei Daily.

Хуан Цян, глава государственного издательства «Народное образование», которое публикует «Мысли Си Цзиньпина», назвал выпуск учебника «ещё одной важной политической задачей», добавив, что это «конкретный вклад» во внедрение «мыслей Си Цзиньпина в мозг учеников».

КПК стремится внушить школьникам «мысли Си Цзиньпина»

Школьники сидят в классе во время занятий в Шанхае, 27 сентября 2017 года. (Chandan Khanna/AFP via Getty Images)

Наиболее подробное описание курса дала Дин Лили, учительница начальной школы Шанхая, которая провела пробное тестирование материала на своих учениках. Высоко оценив «магнетическую привлекательность» книги, Дин рассказала анекдот, показывающий, как книга может сыграть роль в разжигании враждебности по отношению к Западу, одновременно укрепляя национализм, говорится в статье от 1 августа в China Education Daily.

На уроке под названием «Большой размер не равен силе» (цитата из речи Си 2014 года о важности внутренних технологических инноваций) Дин держала в руках телефон китайского телекоммуникационного гиганта Huawei. На производство смартфонов Huawei были наложены санкции США по соображениям национальной безопасности, которые перекрыли компании доступ к жизненно важным американским технологиям, включая высокопроизводительные процессорные чипы.

«Когда дети услышали, что такой выдающийся национальный бренд находится в беде, потому что его чипы принадлежат другим людям, они были удивлены, сбиты с толку и возмущены», — сказала Дин. Затем она задала наводящие вопросы, из которых дети могли сделать вывод, что китайский народ должен иметь «собственные основные технологии».

Блокирование иностранного контента

Одновременно с формированием у учащихся «мыслей Си Цзиньпина» режим также ужесточает контроль над иностранными учебными материалами, изучаемыми в школе.

Чиновники образования недавно прекратили 286 партнёрств между китайскими и иностранными университетами, такими как Нью-Йоркский университет, Технологический институт Джорджии и Лондонский городской университет.

В конце июля якобы для облегчения нагрузки на студентов китайские власти запретили агентствам по репетиторству предоставлять иностранные учебные материалы или нанимать репетиторов, живущих за границей.

После этого распоряжения по меньшей мере восемь репетиторских компаний прекратили продажу услуг иностранных репетиторов студентам в Китае, а некоторые из них заявили, что уделят внимание изучению разговорного китайского и чтению.

КПК стремится внушить школьникам «мысли Си Цзиньпина»

Китайские школьники на уроке в начальной школе в уезде Пинцзян, провинция Хунань, 8 октября 2015 года. (Johannes Eisele/AFP via Getty Images)

Это постановление нанесло ущерб индустрии частного репетиторства стоимостью $120 млрд (≈8,8 млрд руб.). С 5 августа Duolingo, популярное приложение для изучения иностранных языков, больше не загружается в приложениях для Android, управляемых Huawei и китайским технологическим гигантом Tencent. Wall Street English, международная сеть центров изучения английского языка недоступна в Китае, согласно сообщениям китайских СМИ.

Фрэнк Тянь Се, преподаватель онлайн-программы MBA в Университете Южной Каролины-Айкен, говорит, что режим ощущает «надвигающийся кризис», и вероятно, чувствует угрозу от свободы этих компаний в обучении контенту, не контролируемому им.

«Они хотят перекрыть все возможные каналы распространения свободы и правды», — сказал он в интервью The Epoch Times.

Некоторые крупные китайские города приняли более строгие меры.

В Пекине чиновники от образования подтвердили запрет на заграничные учебные материалы в начальных и средних школах. Шанхай, который в начале августа приказал своим школам сделать то же самое, также отменил тесты по английскому языку для третьих — пятых классов.

По словам диссидента и независимого учёного Ву Цзуолая, сокращая изучение английского языка среди учащихся, режим стремится в итоге ослабить способность китайцев участвовать в жизни международного сообщества.

По мнению Ву, китайские власти пытаются «обучать детей необходимому минимуму и сократить их контакты с англоязычными материалами в свободное время, чтобы остальное время они могли посвятить изучению идеологии Си».

«Вот как работает идеологическая обработка», — сказал он в интервью The Epoch Times.

Г-жа Ли, менеджер среднего звена в шанхайской финансовой фирме, попросившая не указывать своего полного имени, сказала, что беспокоится по поводу новой радикальной политики её города.

«Я не утверждаю, что английский язык такой уж замечательный, но это инструмент — окно, позволяющее увидеть мир, — сказала она в интервью The Epoch Times. — Только глядя на то, как разные страны и разные люди видят один и тот же вопрос, вы можете сформировать собственную точку зрения».

Тем не менее она сомневается, что китайские родители, которые, как правило, вкладывают значительные средства в образование своих детей, чтобы помочь им сделать карьеру в жизни, охотно согласятся и позволят своим детям «проиграть на старте».

«Родители не глупые», — сказала она.

Луо Я внесла свой вклад в подготовку этого репортажа.

Ева Фу — нью-йоркский автор The Epoch Times, специализирующийся на вопросах американо-китайских отношений, религиозной свободы и прав человека.

Источник: The Epoch Times

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА