Крым вступил в рублёвую зону. Новые правила и новые проблемы

Автор: 18.03.2019 Обновлено: 14.10.2021 12:50

C 1 июня на территории Крыма и Севастополя официально перестала «ходить» гривна. После вхождения Крыма в состав России никакая валюта, кроме рубля, не должна приниматься к оплате и находиться в обращении.

Изначально переходный период — хождение в Крыме обеих валют — планировалось продлить до начала 2016 года. Чиновники форсировали ситуацию и сократили срок максимально, невзирая на риски и последствия.

Какими же факторами вызвана такая спешка? Обратимся к экспертам.

«Экономическая политика в Крыму должна быть такова, чтобы весь экономический потенциал региона был использован. Тут важно создание особой экономической зоны, важны налоговые каникулы и развитие инфраструктуры. Важно отметить, что экономические условия в Крыму и Севастополе были одинаковыми», — комментирует ситуацию первый заместитель председателя Комитета ГД РФ по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Михаил Емельянов.

На полуострове существуют два экономических субъекта экономики. Уже сейчас в работе по правилам экономики РФ наблюдаются сбои. Ставка НДС в Севастополе составляет 18%, а на территории Крыма льготная — 4%.

«Крыму дали такую возможность, а Севастополю — забыли», — говорит Михаил Емельянов.

По словам некоторых экспертов, новая территория Крым — это новая возможность для проведения денежной эмиссии. Для проведения денежно-кредитной политики нужен стратегический план. У ЦБ РФ нет стратегического плана развития. Министерская методика стратегического планирования не совсем понятна.

«Есть какие-то МВФовские формулы, в которые они подставляют цифры. Но какое это имеет отношение к развитию, непонятно. Я считаю, что наличие и отсутствие Крыма в составе России не отражается на этих формулах, поэтому политика Центробанка РФ меняться не будет», — пояснил президент компании экспертного консультирования «Неокон» Михаил Хазин.

rianovosti_2

Президент компании экспертного консультирования «Некон» Михаил Хазин. Фото: Алексей Николаев/Великая Эпоха

Существуют предпосылки для увеличения роста спекуляций в Крыму на рынке недвижимости и к масштабной спекуляции в денежном секторе это отношение не имеет. И рубль, и гривна — валюты волатильные и неустойчивые. Возникает большой соблазн спекулировать на этих валютах. Приходится постоянно пересчитывать сумму платежа или долга банку. Брали кредит в гривнах, а возвращать надо в рублях. Вклады населения до 700 000 рублей, которые остались в банках Украины, застрахованы. Это по российскому законодательству. Людям с вкладами более 700 000 российское законодательство не может предложить пока ничего.

«А есть ли реестр этих вкладов? А все ли банки Украины предоставили эти данные? В чём номинированы эти реестры, в рублях или гривнах? В этих условиях появляется возможность проведения арбитражных операций. В самой арбитражной операции нет ничего плохого. Но люди начинают бегать по банкам, переводить средства из одной валюты в другую. Делают это несколько раз. Пытаются играть на разнице в курсах», — описывает ситуацию первый вице-президент Ассоциации региональных банков РФ Александр Хандруев.

Сейчас поступило предложение от «Справедливой России» о снятии именно для крымчан ограничения суммы страховки вклада, а потери гасить за счёт «Агентства страхования вкладов». Доля вины при потере денег есть и на вкладчике — погнался за большим процентом, рискнул и выбрал не тот банк и т. д. Но в случае с Крымом вкладчики не виноваты.

Объём вкладов в банках России составляет 17 млрд рублей. По экспертным оценкам, в Крыму — порядка 2 млрд рублей, из которых вклады до 700 000 составляют 80%. Процент вкладчиков, потерявших всё безвозвратно, невелик, но их нельзя оставить без внимания, считают эксперты. Любая несправедливость жителями полуострова сейчас воспринимается очень болезненно. Они даже не могут сейчас толком оформить онлайн заявку на кредит, в то время как любой россиянин может это сделать спокойно.

«Ребята, вы попали в большую страну. Тут есть свои большие проблемы, противоречия и свои законы. Тут не будет падать «с неба манна небесная». Они всё понимают. Мы пообещали приравнять цены к российскому уровню запланированных пенсий 2015 года. После отмены хождения гривны цены выросли на услуги ЖКХ и продукты уже сейчас. Крымчане серьёзно теряют в уровне жизни. Это надо срочно решать. Вопрос 60 млрд рублей», — пояснил Михаил Емельянов.

На данный момент в Крыму происходит не конфискационная денежная реформа. Не было в истории денежных реформ, которые бы не сопровождались техническими, экономическими и социальными проблемами. Главная проблема сейчас — это обеспечение Крыма наличными деньгами. Банку России надо организовать завоз денег на полуостров. Звучат предложения о переброске денег самолётом. Сразу возникают проблемы с отсутствием классово-денежных хранилищ, хранилища в свою очередь должны быть частью одной организационной структуры. На полуострове нет и не было главного управления национального банка. Всю инфраструктуру надо создавать с нуля и в кратчайшие сроки.

«Эти функции могут быть делегированы коммерческому банку и только на переходный период. Выплата пенсий, пособий и зарплат — это проблема техническая. Экономическая же проблема в том, что в Крыму была сеть банков Украины. Сейчас банки закрыты. Возникает вопрос. Есть банковский баланс. В активах их требования к должникам на оплату. Строго говоря, банки Украины должны к физическим и юридическим лицам предъявить иски», — комментирует Александр Хандруев.

rianovosti_4

Президент Ассоциации региональных банков РФ Александр Хандруев. Фото: Алексей Николаев/Великая Эпоха

Если кто-то из крымчан получил кредит в гривнах, это не значит, что долг прощён. Нужно, чтобы либо банки Украины продолжали работу на полуострове, либо приходящие российские банки должны заключить договора рецессии, стать правопреемниками украинских банков.

Схожая ситуация и с вкладами населения, и депозитами юридических лиц, то есть с пассивными операциями. Необходимы реестры вкладчиков от украинских банков. И это должны быть не бухгалтерские записи, а полноценные работающие активы. Вся банковская инфраструктура в Крыму после вхождения полуострова в состав России была «порушена железной рукой». Украинским банкам было запрещено работать в Крыму. Российским же банкам под международным давлением тоже запретили работать на полуострове под страхом санкций. По этой причине в Крыму работают маленькие российские банки без валютных лицензий, поэтому они не боятся санкций. Быть может, это одна из коренных причин того, что Сбербанк не спешит открывать отделения в Крыму — боится санкций.

Всплывает ещё одна проблема этой отрасли — отсутствие прозрачности в кредитной сфере, нет кредитных историй.

«Украинские банки хотят вернуть деньги и договориться с российским коллегами. Власти Украины не разрешают это делать. Конечно, банки договорятся через третье лицо. Но это долго. Людям надо уже сейчас в магазинах совершать покупки. Аналогичная проблема наблюдается и в платёжно-карточной системе», — отметил Михаил Хазин.

Все технические сложности и проблемы, по мнению экспертов, должны быть урегулированы в переходный период и сроки определить затруднительно. С политической точки зрения, России необходимо как можно быстрее интегрировать Крым. Не должно возникать у местного населения разочарования. Уже сейчас достаточно объективных причин и добавлять субъективные причины — значит дестабилизировать обстановку. В этом вопросе политики и экономисты начинают расходиться в вопросах стратегии и инструментов. Политики за то, чтобы продекларировать населению все планируемые шаги на «пути к счастью», а потом обсуждать технические детали.

В своей полемике эксперты приходят чуть ли не к тому, что пора разбрасывать купюры с вертолётов над полуостровом. Звучит комично, но иногда поспешность в стратегическом планировании может стать единственным путём выправить ситуацию. Эксперты, однако, боятся, что можно пообещать и не сделать в итоге. Виноватого найдут сразу.

Тем, кто настойчиво стоит на букве закона, и готов пойти на компромисс для решения проблем в Крыму, Михаил Емельянов посоветовал съездить в Крым и поговорить с людьми, у которых остались деньги в банках Украины. «Россия приложит все усилия для возврата денег, которые банки Украины должны российским вкладчикам. Новым российским вкладчикам», — пояснил Михаил Хазин.

«Главный вопрос сейчас — где активы бывших крымских банков? Если в Крыму, то наложить на них взыскания. Надо хотя бы артикулировать и объяснять людям, что работа ведётся», — парирует Михаил Емельянов.

Сейчас в Крыму возникает проблема с наличием купюр и монет, что ведёт к проблемам при расчётах — нечем давать сдачу. Наличие денежной массы определяется путём экспертной оценки за определённый период — данными статистики и с учётом факторов региона. Банк России делает регулярные замеры, исследуется миграция денег, рассчитывается необходимый покупюрный состав наличности в каждый регион. К примеру, северный регион страны имеет большие зарплаты, им нужно больше 5000 купюр, в Сочи же нужно больше мелких купюр, чтобы рассчитаться за покупки с приезжими. По Крыму нет такой статистики, всё впереди.

Гривна в Крым не завозится совсем. Именно в этом главная проблема «со сдачей», проблема с денежным обращением — саботаж властями Украины всех финансовых операций в Крыму. В Донбассе сейчас проявляется та же проблема — искусственно создаётся дефицит гривны.

«Вопрос покупюрным составом Банк России решит быстро, это техническая проблема. Вот хождение параллельно и рубля, и гривны, как показала практика, двух валют с разной волотильностью, приносило и принесло бы ещё много проблем. Хотя бы постоянно меняющаяся разница курса уже дестабилизирует регион. В начале года курс был 39 рублей за 10 гривен, сейчас 29 рублей за 10 гривен. В апреле были очень значительные колебания. Были периоды, когда просто выгодно заниматься арбитражем. Бегать по банкам и менять деньги. Там и так не хватает банковских учреждений, везде очереди», — комментирует Александр Хандруев.

Практика показала, что хождение двух неустойчивых валют несёт в себе больше минусов, причём Украина не будет участвовать в переходном периоде. Изначальный план был составлен для более мягкого перехода с одной валюты на другую. Две валюты — это добавочная ликвидность, есть гривна, плати ей, если нет — плати рублём. Так и было в Крыму — рубль был всегда неофициальной валютой Крыма, почти везде можно было расплатиться рублями. Гривну теперь используют максимально спекулянты, это несёт всегда много криминала, поэтому  переходный период был сокращен.

Что касается платёжно-карточных систем и их работы в Крыму, то их агентами являются в России местные банки. У Visaи Mastercardнет желания воевать экономически, если не будет политического давления и будет найден разумный компромисс путём внесения поправок в закон о платёжной системе, сотрудничество продолжится и в России, и в Крыму.

С точки зрения банков, Крым не прозрачен. Не виден уровень качества заёмщиков и залогов. На территории Крыма распространяются теперь процессуальные нормативы Банка России. Введены послабления.

«Банк России должен уделять повышенное внимание банкам, приходящим сейчас в Крым. Нельзя допускать, чтобы туда пришли «мутные» банки. Потом проблем не оберёшься. В отношении банков, традиционно работающих в Крыму, сейчас пока велики риски санкций», — пояснил Александр Хандруев.

Эксперты видят решение проблемы в стимулировании банков без валютной лицензии работать в Крыму. И неважно, являются ли они дочерними банками крупных игроков банковской отрасли. Для банков риски заключаются ещё и в том, что статистика денежных потоков в Крыму собрана у субъектов украинской экономики. Полная неопределённость. Сколько потенциально клиентов там, какова их платёжеспособность и т. д. Это можно решить только опытным путём. Крыму надо пережить все сезоны в новом статусе. Есть надежда на стабилизацию к весне 2015 года.

Согласно законодательству РФ, нельзя создавать филиалы иностранных банков на территории РФ. Только дочерний банк может отрыть в России филиал. Как филиалы, украинские банки работать не могут. А филиалы дочерних банков — пожалуйста. К примеру, филиалы дочернего банка «Райфайзенбак» «Аваль банк», по закону РФ, имеют право сохранить сеть банков в Крыму, лишь сделав сеть принадлежащей российскому отделению «Райфайзенбанк». Но этот банк принял политически мотивированное решение уйти из Крыма и Украины.

По идее, банки Украины, продолжая работать в Крыму, должны получать лицензию у ЦБ РФ. Между тем Украина и Запад требуют продолжить работать в прежнем статусе. Возникает «серая ситуация», аналогичная ситуации с паспортами. В Европе прокомментировали, что человек с пропиской в Крыму должен иметь украинский загранпаспорт. Если убрать политику, схемы работы становятся прозрачными и взаимовыгодными.

По словам экспертов, единственный банк Украины, где политический фактор убрать нельзя, это «Приватбанк» г-на Коломойского. И эксперты видят серьёзные финансовые проблемы у банка. Не убрав его с рынка, можно получить много проблем.

Посмотрим на всё происходящее глазами малого бизнеса. Александра Л. имеет медиа-бизнес в Севастополе, погружена в гущу всех событий с самого начала, готова разделить бизнес на украинский и русский. Выхода нет, многие каналы и контракты остались в Украине. Россия же — перспективный рынок. Про разницу в НДС в Крыму и Севастополе не слышала. Конечно, есть кредиты у предприятия в гривнах. Говорит, что «Приватбанк» на днях обнулил все счета юридических лиц. На вопросы нашего спецкора о кредитах ответила так: «А почему именно сейчас этот вопрос возник? Укробанки закрыли ещё в начале мая. Отмена гривны на оплату кредитов не повлияла вообще никак, даже при наличии гривны её некуда было засунуть. Нормальный вариант оплаты сейчас только один — оплата через клиент-банк с карточного счёта на счёт погашения кредита в Украине. Все остальные схемы незаконны в связи с тем, что их не принимала Украина».

По словам Александры, большая часть населения из-за необразованности и незнания банковской системы занимает следующую позицию: «Раз нет отделения банка, то платить не надо. Надо сказать, что и банки некоторые не умнее. К примеру, для сохранения депозита в украинском банке надо ехать в Киев с челобитной для перевода депозита или его изъятия».

Ранее в своём комментарии нашему спецкору на вопрос «А не боитесь ли вы…» Александра сказала, что тот, кто в Украине занимается бизнесом, страха не имеет. Она надеется, что её бизнес только приобретёт в связи с переменами, хотя есть часть средств, которые она считает потерянными безвозвратно. Чтобы приобрести, надо потерять.

Президент РФ Путин высказал прогноз и с ним согласны многие эксперты — Крым скоро удивит нас тем, что станет регионом-донором. Именно стабильность банковской системы — «кровеносной системы экономики», поможет этому.

«Это экспорт газа, добытого на шельфе Чёрного моря, восстановление ремонтных предприятий флота, в том числе и военного, и, конечно, туристическая отрасль. Крым будет скорее донором, чем дотационным регионом», — согласился с президентом Михаил Хазин.

С точки зрения экспертов, при благоприятной экономической политике за 5 лет Крым станет экономически развитым регионом. Крым не будет обузой для России. После вхождения региона в более эффективную экономическую среду неизбежно вырастет внутренний валовый продукт. И благосостояние крымчан повысится. Нужно делать меньше ошибок на этом пути.

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА