Ласло Тёкеш: человек, с которого началась румынская революция

Автор: 14.10.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:54

/epochtimes.ru/ 25 лет назад румынский народ поднял восстание против диктатора Николая Чаушеску. Это положило конец 42 годам правления коммунистического режима в декабре 1989 г. Эта революция началась благодаря протестантскому священнику Ласло Тёкешу из города Тимишоара.

Тёкеш на протяжении многих лет высказывался против социальных проблем, которые он видел в стране: нехватка продовольствия, возникшая из-за действия властей, слежка за гражданами агентами тайной полиции, разрушение и выселение целых деревень, преследование религиозных групп и этнических меньшинств.

15 декабря 1989 г. власти выселила Тёкеша из его дома и сместили его с должности главы Венгерской реформатской церкви. Этой же ночью жители Тимишоары, многие из которых были его прихожанами, окружили дом Тёкеша и организовали протест против этого решения.

На следующий день к протестам присоединились новые участники, люди разного вероисповедания и национальностей. Их число всё возрастало.

Полиция получила приказ открыть огонь по протестующим, при этом было убито много женщин, мужчин и детей. Точное число погибших тогда неизвестно, но считается, что оно превысило тысячу человек, некоторые утверждают, что было убито несколько тысяч.

Официальная реакция

Новости об этих событиях быстро распространились по всей Румынии в основном через частные разговоры и иностранные СМИ. Государственные СМИ хранили молчание.

Спустя несколько дней лидер Румынии Николае Чаушеску выступил на национальном телевидении, назвав протесты в Тимишоары «иностранной агрессией против суверенитета Румынии».

На следующий день во время публичного выступления Чаушеску снова осудил протесты и пообещал румынам улучшить социальное положение. Толпа возмущённо освистала его и скандировала «Тимишоара»!

«Я помню, что во время беспощадной диктатуры Чаушеску внешне на поверхности существовало одно румынское общество, а за этой поверхностью скрывалась другая повседневная реальность», ― говорит Тёкеш, отмечая, что многие люди глубоко разочаровались в коммунизме, но слишком боялись открыто выступить против него.

51400098-480x326


Румынский рабочий стоит на фоне памятника Ленину в Бухаресте после того, как он был снят с постамента, 5 марта 1990 г. Румынский диктатор Николае Чаушеску и его жена Елена были расстреляны 25 декабря 1989 г. в Бухаресте после того, как военный трибунал признал их виновными в «преступлениях против народа». Фото: Andre Durand/AFP/Getty Images

«В тот момент было только две альтернативы: жестокое подавление (и это то, чего хотел Чаушеску) и смена режима», ― говорит он.

Чаушеску не пошёл на смену режима, но она всё равно произошла.

22 декабря министр обороны Румынии совершил самоубийство. Румынские военные заподозрили, что его убил Чаушеску, поэтому они присоединились к протестам и захватили Чаушеску в его доме. Он пытался сбежать, но его поймали и привезли в Бухарест для показательного суда. Чаушеску и его жена были приговорены к смерти и расстреляны несколько дней спустя накануне Рождества.

«Я считаю, что он [Тёкеш] стал искрой, которая зажгла эти протесты. Он мужественный человек, отстаивавший идеалы в которые верил. Благодаря этому широкая общественность в Румынии поняла, что выступить против режима Чаушеску реально», ― говорит Георгий Шёпфлин, венгерский академик, изучающий антикоммунистические протесты в Восточной Европе.

94172645-480x319


2 декабря 2009 г. Румынская молодёжь держит плакаты и свечи в память погибших во время протестов 1989 г. на Университетской площади в Бухаресте 2 декабря 1989 г. Фото: Daniel Mihailescu/AFP/Getty Images

Переходный период после коммунизма

Несмотря на то что коммунистическая эпоха давно завершилась, Румынии ещё предстоит пройти через многие перемены, чтобы создать по-настоящему свободное общество.

Протест против Чаушеску, зародившийся как народное движение, очень скоро был подхвачен коммунистической элитой. После падения Чаушеску эти кадры не бежали из страны и никуда не исчезли. Многие из них сегодня по-прежнему держат власть в своих руках.

«Сейчас осуществляются выборы, но многие пережитки старого режима по-прежнему сохраняются. Самое большое беспокойство вызывает то, что образовалось целое поколение или даже два новых поколения, которые извлекли выгоду от власти старых чиновников, и ради своих собственных интересов они тормозят дальнейшее преобразование Румынии», ― говорит Шёпфлин.

Сейчас 25 лет спустя Тёкеш является членом европейского парламента от Венгрии. Он по-прежнему активно старается способствовать переменам в своей родной Румынии. Но с его точки зрения, свобода не рождается в результате политических изменений.

«Очевидно, что свободные люди ― это люди, свободные духом. Они останутся свободными, даже если их посадить в тюрьму. И точно так же вы можете быть рабом, даже если находитесь на свободе», ― считает Тёкеш. (epochtimes.ru)

94744939-480x332


Люди держат свечи на Оперной площади 16 декабря 2009 г. Это одно из ключевых мест во время  протестов 1989 г., которые привели к падению коммунистического режима в Румынии.  Фото: Daniel Mihailescu/AFP/Getty Images

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА