Восстановленная «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. (Всеобщее достояние) | Epoch Times Россия
Восстановленная «Тайная вечеря» Леонардо да Винчи. (Всеобщее достояние)

Леонардо да Винчи: Простота — высшая форма утончённости. «Тайная вечеря»

Автор: 09.07.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Однажды мне посчастливилось увидеть «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи. Тогда ещё можно было прогуляться по объекту Всемирного наследия ЮНЕСКО — церкви и доминиканскому монастырю Санта-Мария-делле-Грацие в Милане (Италия), и посмотреть фреску.

Что я помню? Тишина. Глубокая тайна. Плакать при таком величии было бы сентиментально. Как сказал сам Леонардо: «Слёзы исходят из сердца, а не из мозга». Леонардо изобразил самый драматичный момент истории без драматизма. Всё заключено в рамки математической перспективы.

В наши дни трапезная монастыря, в которой находится «Тайная вечеря», герметично закрыта. Чтобы войти, нужно пройти через две пары дверей, и они закрываются сразу после входа. Отведено строго 15 минут для просмотра и фотосъёмки, на видео снимать нельзя.

«Тайная вечеря» Леонардо да Винчи — это огромная фреска, около 9 м в ширину и 4,6 м в высоту. По данным Миланского музея, она была написана «темперой и маслом на гипсовом грунте, это отличается от техники, обычно используемой для создания фресок». Леонардо экспериментировал со своим собственным грунтом, чтобы закрепить краски на стене до высыхания штукатурки, но она начала портиться уже при его жизни.

Стена, на которой написан шедевр, подвергалась воздействию влаги, что ускорило разрушение красочного слоя. В XVII веке в стене была пробита дверь, а 200 лет спустя солдаты Наполеона использовали трапезную как конюшню.

В августе 1943 года бомба попала в монастырь и разрушила большую его часть. Это чудо, что картина всё ещё существует.

Картина, которая говорит без слов

Ultima Cena («Последний ужин») — последняя трапеза Христа с его апостолами, запомнился двумя событиями. Одно из них — таинство причастия. Другое — когда Христос сказал, что один из его учеников предаст его.

Историк искусства XVI века Джорджо Вазари в своей знаменитой книге «Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих» писал: «Леонардо вообразил и сумел выразить возникшее в умах апостолов желание узнать, кто предаст Учителя. На лице каждого можно увидеть любовь, страх, негодование или горе из-за того, что он не может понять значение слов Христа, и это вызывает не меньшее изумление, чем непримиримая ненависть и предательство, которые проявляются в облике Иуды».

Композиция «Тайной вечери» — это чистая сакральная геометрия. Она проста и лишена ненужных деталей. Христос в центре. Свет в окне словно ореол.

Три окна символизируют Святую Троицу. Четыре окна вдоль стены с каждой стороны важны в классической традиции, поскольку они олицетворяют четыре добродетели Платона. Но все линии перспективы приводят нас к точке схода — Христу. Вдалеке виднеется зелёный пейзаж. Нам остаётся только гадать, является ли это раем на земле.

Христос — эпицентр повествования, неподвижный, вечный центр всего этого. В хаосе есть вечное.

Апостолы монументальны, словно слишком велики для стола, для занимаемого ими места. Они разделены на четыре группы. В XV веке флорентийские художники, в отличие от мастеров предшествующих поколений, верили, что движения ума могут быть выражены в мимике и жестах тела.

Для выражения души Леонардо использовал тело. Он говорил: «Сделайте движения ваших фигур соответствующими психическому состоянию этих фигур».

Поэтому картина насыщена символикой.

У Петра в руке нож, предвещающий, что он отрежет ухо солдату, когда попытается защитить Христа. Иуда сжимает кошелёк, в котором хранится награда за то, что он выдал Христа властям. Фома указывает пальцем вверх, и это предвещает то, что он вонзит палец в рану Христа.

Стол — это преграда, отделяющая духовное царство от земного бытия.

В картине есть вертикальные и горизонтальные линии, очертания окон похожи на нотный стан. Джованни Пала, музыкант, математик и учёный, утверждает, что положение булочек по отношению к рукам апостолов образует музыкальный ряд. При воспроизведении слева направо это просто шум. Но поскольку Леонардо часто писал зеркальным шрифтом, если мы проиграем ноты в обратном направлении, справа налево, они звучат как реквием эпохи Возрождения.

Леонардо да Винчи называют одним из величайших умов на Земле. Художник, скульптор, изобретатель, учёный, математик, анатом, астроном, инженер, музыкант, философ, писатель — он был одарен столь многими талантами, и его гений руководил ими. Его эго, похоже, полностью поглотила горячая потребность открыть и разгадать тайну жизни. Он был неустанным исследователем.

Джани Аллан — журналистка, обозреватель, писательница и телеведущая.

Источник: The Epoch Times

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА