Картина Питера Пауля Рубенса «Радужный пейзаж», около 1636 года, из коллекции Уоллеса, представленная на выставке «Рубенс: воссоединение великих пейзажей» в The Wallace Collection в Лондоне. (Попечители коллекции Уоллеса, Лондон) | Epoch Times Россия
Картина Питера Пауля Рубенса «Радужный пейзаж», около 1636 года, из коллекции Уоллеса, представленная на выставке «Рубенс: воссоединение великих пейзажей» в The Wallace Collection в Лондоне. (Попечители коллекции Уоллеса, Лондон)

Любимые пейзажи Рубенса снова вместе

Автор: 21.06.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Выдающийся фламандский художник эпохи барокко Питер Пауль Рубенс писал динамичные, драматические и насыщенные событиями религиозные и мифологические картины. Среди его шедевров портреты и фигурные композиции, написанные в основном по заказу, но его особой страстью и увлечением была пейзажная живопись.

В последние годы жизни и до самой смерти, находясь почти в забвении, Рубенс получал огромное удовольствие, наблюдая за сельской жизнью в своём загородном поместье. Он запечатлел эти моменты, создав идеализированные пейзажи, которые до сих пор по-настоящему очаровывают и вдохновляют как зрителей, так и художников.

«Рубенс восхищался явлениями природы: радугой на грозовом небе, солнечными вспышками, лунным светом, метеоритами и стремительными потоками», — сказал британский пейзажист XIX века Джон Констебл в своей лекции о пейзажной живописи.

Помимо метеоритов и лунного света, все элементы, упомянутые Констеблем, проявляются в двух крупнейших и величайших картинах Рубенса: «Радужный пейзаж» и «Осенний пейзаж с видом на Хет Стин ранним утром». Считается, что эти картины с похожими темами предназначались для размещения вместе.

Полагают, что Рубенс повесил их в своём загородном поместье Хет Стин. Обе картины хранились в коллекции художника до его смерти.

После более чем 200-летней разлуки картины, наконец, снова оказались вместе на недавно открывшейся выставке «Рубенс: воссоединение великих пейзажей» в The Wallace Collection в Лондоне. В прошлом году реставраторы Национальной галереи в Лондоне тщательно отреставрировали картину Рубенса «Вид на Хет Стин ранним утром» специально для выставки, на которой она экспонируется вместе с картиной Рубенса «Радужный пейзаж», принадлежащей коллекции Уоллеса. Обе картины также были помещены в новые рамы, которые соответствуют стилю XVII века.

Выставка является результатом сотрудничества The Wallace Collection, Национальной галереи и Visit Flanders.

Биография Рубенса

Рубенс родился в 1577 году в Зигене, ныне Германия. Его отец-кальвинист когда-то был адвокатом и олдерменом в Антверпене. Но ещё до рождения Рубенса он бежал из испанских Нидерландов (ныне Бельгия) вместе с матерью Рубенса, чтобы избежать религиозных преследований.

Когда Рубенсу было 10 лет, отец умер, и мать переехала с семьёй обратно в Антверпен. Там она вырастила мальчика в католической вере, дав ему классическое образование.

Примерно в 14 лет Рубенс начал учиться живописи у своего родственника, пейзажиста Тобиаса Верхахта. Через год он поступил на обучение к художнику и историку Адаму ван Ноорту, у которого обучался четыре года. Затем поступил в мастерскую самого известного в то время художника Антверпена Отто ван Вина, который был деканом гильдии художников Святого Луки. Именно в мастерской ван Вина Рубенс обучался живописи в соответствии с гуманистическими принципами искусства.

В начале XVII века Рубенс отправился в Италию, где изучал не только итальянское искусство эпохи Возрождения, но и античное искусство, а также филологию.

Рубенс вернулся в Антверпен в 1609 году и стал придворным художником испанских Габсбургских регентов Фландрии, эрцгерцога Альберта и эрцгерцогини Изабеллы. Это было началом его блестящей карьеры и успешной работы в мастерской в Антверпене, где создавались картины для регентов по всей Европе.

Жизнь в поместье

«По милости Божьей я обрёл душевный покой, отказавшись от всякой работы за пределами моей любимой профессии», — писал Рубенс 18 декабря 1634 г. после своего ухода с дипломатической службы за границей своему другу, французскому антиквару Пейреску.

В 1653 году Рубенс купил Хет Стин — загородный дом с участком земли.

Его мастерская в Антверпене продолжала процветать под руководством его ассистента, которому Рубенс поручал привозить картины в Хет Стин.

Именно там Рубенс сосредоточился на сюжетах, близких его сердцу, — сельских пейзажах и его растущей семье.

«Я веду спокойную жизнь со своей женой и детьми и не претендую на этот мир, кроме как жить в мире», — писал Рубенс Пейреску в вышеупомянутом письме.

Племянник Рубенса рассказывал, как его дядя тщательно копировал флору и фауну и изучал различные атмосферные явления. Он наблюдал, как погода меняет цвета и оттенки, и игру света. Например, около 1615 года Рубенс писал об исследовании терновника, ежевики и других растений:

«Синие ягоды, похожие на виноград, покрытые росой, листья прекрасно-зелёные мерцают, но сзади немного бледные и тусклые… стебли красноватые», — цитируется в монографии выставки.

Рубенс сохранял этюды и наброски и использовал их во всех своих идеализированных картинах. В каталоге выставки подробно описано, как набросок доярки был использован в нескольких картинах.

За десять лет до смерти Рубенс счёл занятия живописью неблагоприятными для его здоровья из-за нескольких приступов подагры. Но его классическое образование ему помогало.

«Он был бы знаком с трактатом Цицерона о старости (De Senectute), в котором рекомендовалось на пенсии получать удовольствие от сельского хозяйства и садоводства, а также от наблюдения за цветущей природой по мере снижения собственной физической силы», — отмечает куратор выставки Люси Дэвис.

Возможно, поэтому Рубенс решил создать одну из этих великих картин, на которой изображён летний обильный урожай, когда природа раскрывает все свои богатства. Обе картины были созданы в мирное время, это отражено в изображении весёлых сельских жителей на плодородных землях во время сбора урожая.

Рубенс создавал эту пару картин одновременно. Он писал для удовольствия. Каждое произведение начиналось с небольшого пейзажного этюда, который он в процессе работы расширял, добавляя дополнительные дубовые панели. Каждая из завершённых картин состоит из 20 с лишним дубовых досок.

Рубенс написал оба пейзажа в традиции фламандской школы живописи, как бы с высоты птичьего полёта. Он особенно восхищался фламандским художником Питером Брейгелем Старшим, создававшим похожие крестьянские сцены поколением раньше. В каталоге выставки объясняется, что стога сена и доярки на левой части картины «Вид на Хет Стин ранним утром» повторяют композиционные элементы картин Брейгеля «Сенокос» и «Жнецы», представляющие лето в его знаменитом цикле «Времена года».

В каждой картине Рубенс использовал приём репуссуар, когда помещают объект на передний план для усиления глубины фона, часто применявшийся фламандскими художниками для привлечения зрителя. На картине «Вид на Хет Стин ранним утром» Рубенс на первом плане изобразил охотника, сдерживающего свою собаку, когда она готовилась к нападению на свою добычу.

В картине «Радужный пейзаж» на первом плане изображён фургон, полный сена, проезжающий мимо двух доярок, одна из которых встречает извозчика фургона с улыбкой. Две коровы на среднем переднем плане с любопытством поднимают головы. Белая корова в центре и одна справа, кажется, даже смотрят на зрителя. А утки на правой стороне картины просто делают то, что обычно делают утки — резвятся в воде и прихорашиваются.

Лоррейн Ферьер

Источник: The Epoch Tmes

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА