Маньчжуры: народ, покоривший Китай

Автор: 01.02.2021 Обновлено: 09.08.2023 19:59

Последняя династия Китая Цин (1644-1912 гг.) была основана маньчжурскими захватчиками. Однако именно она стала одной из величайших китайских династий. Её ранние правители расширили территорию страны до отдалённых районов Центральной Азии и Гималаев. В культурном и экономическом смысле это был золотой век. /epochtimes.ru/

Сегодня маньчжуры являются одной из многих этнических групп Китая. Их предками были кочевники, населявшие просторные равнины, находившиеся за Великой китайской стеной. Их родина ― Маньчжурия ― стала местом культурного обмена и расширения империи. История маньчжуров отражает историю Китая, отмеченную постоянным конфликтом противоположностей инь-ян: конфликт и гармония, разделение и единство, региональные особенности и универсальный характер.

Национальные отличия

На протяжении веков китайцы называли себя ханьцами. Это название происходит от великой династии Хань (206 г. до н.э. — 220 г.). Но история с маньчжурами показывает, что граница между ханьцами и другими народами в Китае часто была расплывчатой и неясной.

Маньчжуры произошли от кочевого народа чжурчжэни, они жили на периферии китайской цивилизации. В XVII веке они начали кампанию по завоеванию Китая. Это привело к слиянию китайской и маньчжурской культуры, которые повлияли друг на друга.

 

Всё маньчжурское население было разбито на военные подразделения, которые назывались «Восемь знамён». Они сыграли роль в создании единой культурной идентичности не только для маньчжуров, но и для большого числа китайцев и монголов, которые вступили в маньчжурскую армию, сообщается в книге «Маньчжуры» Памелы Кайл Кроссли.

Самые успешные императоры династии Цин ― Канси и Цяньлун ― своей политикой демонстрировали, что маньчжуры могут быть китайцами, не забывая о своих культурных особенностях и статусе правящей нации.

Канси, правивший между 1661 и 1722 годами, призывал своих чиновников и маньчжурскую аристократию изучать китайский язык, историю и традиции. При Канси был составлен полный словарь китайских иероглифов и построен храм в честь Юэ Фэя, генерала XII века и китайского национального героя, который сражался с предками маньчжуров ― чжурчжэнями.

Историк Роберт Б. Оксхам, автор книги «Правя из седла», пишет, что маньчжуры хотели править Китаем из седла. Но Канси посчитал, что лучше слезть с седла и сесть на китайский трон.

Универсальные ценности и культурный обмен

Внук Канси, император Цяньлун, придерживался принципа универсализма. Ведь он управлял империей, где проживали монголы, тюркские народы, тибетцы и ханьцы. Он правил с 1735 по 1799 годы и был просвещённым монархом, объединившим многочисленные народы своей империи.

В то же время Цяньлун беспокоился, что маньчжуры теряют свои корни. В отличие от Каньси Цяньлун не призывал маньчжуров изучать китайскую литературу и китайские бюрократические традиции. Он хотел, чтобы маньчжуры учили язык своих предков, совершенствовались в стрельбе из лука и верховой езде ― мастерстве, которым славились их предки чжурчжэни.

Отстаивая свою политику, Цяньлун писал, что легендарные и почитаемые китайские правители соблюдали традиции, хотя поздние поколения считали их устаревшими или даже варварскими. Он хотел, чтобы маньчжуры вернулись к своим корням.

Цяньлун планировал сделать обязательным изучение маньчжурского языка и культуры для аристократии. В отличие от Канси он объявил воинам, что дальнейшее изучение китайской культуры не нужно. Однако многие из них посчитали его меры архаичными.

Что такое китайская идентичность?

На момент смерти Цяньлуна, в 1799 году, все попытки сохранить маньчжурскую культуру в первозданном виде провалились. Несмотря на все официальные меры, маньчжуры продолжали ассимилироваться с ханьцами. Дошло до того, что маньчжурский язык использовался только для церемоний, а в повседневной жизни везде доминировал мандарин.

 

Исторически Маньчжурия ограничивала въезд для китайских иммигрантов. Но в конце XIX века императорский двор Цин изменил эту политику. В следующие несколько десятилетий десятки миллионов этнических китайцев въехали в дуншаншэн, как называют сейчас три северо-восточные провинции, составляющие Маньчжурию.

Маньчжуры сумели построить долговечную многонациональную империю, но заплатили за это дорого. Маньчжурские воины вели тяжёлые войны и управляли китайцами, поэтому они были сосредоточены при императорском дворе, либо рассеяны по всей китайской империи, живя вдалеке от свой родной Маньчжурии и всё больше ассимилируясь, пишет историк Дань Шао в книге «Далёкая родина, вновь открытые границы».

 

По мнению Даня, вопреки трудностям, с которыми сталкиваются маньчжуры в современном Китае, они сохранили свою культуру, унаследованную от династии Цин. В Китае и на Тайване маньчжуры по-прежнему существуют как отдельная этническая группа.

В последние годы, после нескольких политических потрясений, среди современных китайцев стало модно вспоминать о маньчжурских корнях. Согласно статистике, число маньчжуров превысило 10 миллионов человек.

Хотя маньчжуры были поглощены огромной китайской цивилизацией, они привнесли в неё свою культуру. Ципао, или чёнсам, популярная современная модель китайских платьев, это на самом деле видоизменённый маньчжурский костюм. Маньчжуры и другие северные народы оказали заметное влияние на мандарин, который впитал в себя фонологию и лексику этих «варварских» языков.

Сегодня в Маньчжурии проживает свыше 100 миллионов человек. 90% имеют корни в долине реки Янцзы, колыбели китайской цивилизации. Но, как доказали маньчжуры, «Китай» не принадлежит одному народу, а представляет собой динамичную цивилизацию, впитавшую в себя множество культур и языков.

Версия на английском

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА