Маникарника-гхат: роль кремации в индийских погребальных обрядах

The Epoch Times01.11.2015 Обновлено: 14.10.2021 12:48

Индия славится своими самобытными религиозными практиками, которые сосуществуют друг с другом. Многочисленные храмы и памятники говорят о важности веры для индийцев. Одним из известных и часто посещаемых святых мест является Маникарника-гхат в Варанаси. /epochtimes.ru/

Маникарника-гхат — один из старейших и самых священных гхатов в индуистской религии и мифологии. Считается, что в результате кремации в этом месте душа человека получит вечный покой после его земной кончины. На протяжении столетий считалось, что погребальная церемония в Маникарника-гхате даёт человеку немедленное освобождение от бесконечного цикла перерождений.

Маникарника-гхат, Варанаси, Индия, 1922 г. Фото: Public Domain

Гхаты в Варанаси

Ступеньки на набережной, ведущие к берегу реки Ганг, достойны внимания, ведь в одном только городе Варанаси примерно восемьдесят семь гхатов. Большинство из них были построены после 1700 г., когда город входил в состав империи маратхов. Большинство гхатов были построены для купания, некоторые — для церемоний, и лишь несколько, такие как Маникарника, прежде всего, предназначены для кремации как формы погребального обряда.

Ахилья-гхат у реки Ганг в Варанаси, Индия. Фото: CC BY SA 2.0

Четыре легенды о сотворении Маникарника-гхата

Маникарника-гхат связан с индуистскими божествами Вишну и Шивой. Согласно некоторым индуистским сказаниям, бог Вишну выкопал яму при помощи своей чакры, а бог Шива в это время наблюдал за ним. В яму незаметно, когда оба они были заняты, упала серьга (маникарника).

Другой источник утверждает, что Мата Сати принесла себя в жертву, спалив своё тело в огне в честь одного из сыновей бога Брахмы, Раджа Дакш Праджапати, пытаясь унизить бога Шиву в ягья (ритуале, в котором подношения делаются в освящённый огонь). Позже бог Шива увёз тело Мата Сати в Гималаи. Во время этой поездки части её тела стали падать на землю. Тогда в каждом месте, где эти части упали на землю, была создана Шактипитха (место поклонения богине Сати/Шакти). Согласно этой истории, серьга Мата Сати упала в Маникарника-гхате.

В третьем рассказе о происхождении Маникарника-гхата говорится, что бог Вишну на протяжении столетий изо всех сил старался угодить богу Шиве и умолял его оставить идею разрушения Каши (священного города). Бог Шива прибыл в Каши со своей супругой Парвати, чтобы исполнить желание Вишну. На берегу Ганга он вырыл колодец для купания, и во время его купания драгоценное украшение для ушей упало в колодец, что в результате дало имя этому месту.

Шива и Парвати, около 1800 г. Фото: Public Domain

И, наконец, есть забавный миф, в котором бог Шива упал, когда бурно резвился, уронив серьгу на землю, и образовался Маникарника-гхат.

Священное место

Маникарника-гхат символизирует соседство со священным колодцем Маникарника-кунд, созданным богом Вишну во время сотворения и разрушения. Этот гхат также славится своим храмом, посвящённым Шиве и Мата Дурге, построенным примерно в 1850 г. махараджей царства Авадх.

Погребальное святилище — одно из важнейших мест для последователей индуистского культа Шакти, а храм является святыней для преданных, стекающихся сюда ежедневно. Именно здесь находится пруд Чакра-Пушкарини-кунд, также известный как Маникарника-кунд. Преданные верят, что на круглой мраморной плите остались чаранападука (следы) бога Вишну, ведь, как считается, божество многие годы медитировало в этом гхате.

Маникарника-гхат, Варанаси, Индия. Фото: CC BY 2.0

Важность кремации в индуизме

Сожжение тела человека после его кончины является в индуизме совершенно необходимым, ведь тогда, как у них считается, душа очищается и освобождается от тела. Процесс кремации является крайне важным для достижения нирваны, и многие этапы этого ритуала непременно должны быть правильно проведены, иначе душа не перейдёт в загробную жизнь.
Сожжение выполняется в основном до́мами (кастой бенгальских индуистов). Обмотанные тканями тела умерших приносят и кладут на бамбуковые носилки для подготовки к кремационному ритуалу. Потом человеческие останки предают огню, а горячий пепел тел служит напоминанием о бренности всего в мире.

Тело несут на погребальный костёр в Маникарника-гхате, Варанаси, Индия. Фото: Fair Use

Считается, что тогда происходит мокша (освобождение). Достижение мокши обеспечивает спасение и прямое общение с богом Шивой.
Традиционно дети до двух лет и мужчины считаются священными и могут быть похоронены в земле, поскольку их тела считаются нетленными и безгрешными, и поэтому для них нет необходимости в очищении огнём.

Особые здания в Маникарника-гхате предназначены для людей, ожидающих своей смерти. Здесь они ждут своего последнего вздоха, чтобы умереть праведно на берегу Ганга. Тела омывают в реке Ганг и кладут на 2 часа на ступеньки. В это время тело оставляют, пока оно не высохнет. После этого тело кладут на деревянное свайное основание над кремационной ямой, которое ранее выбрали члены семьи.

Тела располагают в определённом направлении, чтобы облегчить переход в потусторонний мир. Ноги направлены на юг, в сторону бога смерти Ямы, а голова направлена на север, в сторону бога богатства.

Главный распорядитель похорон разжигает огонь, тело становится подношением богу огня Агни. Когда тело полностью сгорает, огонь тушат водой из реки Ганг, а затем прах человека бросают в реку.

Бог огня Агни. Фото: Public Domain

Сбрасывание кожи

Любопытно, что в Маникарника-гхате смерть не воспринимается неосознанно. Она считается не тем, что вызывает огорчение, а «сбрасыванием кожи», которая больше не нужна.

Как следствие, это похоронное место, как ни парадоксально, известно своей жизненностью — здесь люди чествуют и живых, и усопших. Семьи вместе играют в игры, движутся туда-сюда между огромным количеством древесины, собранной для кремации тел, во время похоронных собраний и церемоний там бродят животные, причём это место стало в последние десятилетия и центром туризма. Маникарника-гхат — это поистине особое место для индуистских погребальных обрядов.

Кремационные огни в Маникарника-гхате, Варанаси, Индия. Фото: CC BY SA 3.0

Источник: Ancient Origins

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА