Меценат Павел Третьяков: Наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу…

The Epoch Times08.09.2017 Обновлено: 28.10.2021 20:21

«Золотой век» меценатства в России связан с деятельностью именитых купеческих династий, давших «потомственных благотворителей».

Все известные коллекционеры и меценаты прошлого-начала нынешнего века были людьми глубокой веры, и целью каждого из них было служение людям.

Наиболее известны династии купцов Щукина, Морозова, Рябушинского, Третьякова и другие.

Среди московских меценатов особое место занимает династия Третьяковых, которая передала уникальную коллекцию живописи в дар городу. Специально для неё была создана знаменитая Третьяковская галерея.

Купеческая семья на покупку картин денег не жалела. За 42 года расходы на картины составили более 1 млн рублей, что по тем временам являлось невероятной суммой.

Первоначально полотна с западноевропейской живописью собирал Сергей Третьяков. После его смерти в 1892 году коллекция по завещанию перешла в руки его брата Павла.

В 1893 году в Москве появился новый музей «Городская художественная галерея Павла и Сергея Третьяковых». В то время коллекция содержала 1362 картины, 593 рисунка, 15 скульптур.

К 1917 году коллекция Третьяковской галереи увеличилась до 4 тыс. произведений, к 1975 году — до 55 тыс. произведений.

До сих пор в галерее пополняется отдел советского искусства. Сейчас только он насчитывает более 57 тыс. произведений национального изобразительного искусства.

Однако благотворительная деятельность братьев не ограничивалась коллекционированием картин. В 1869 году было создано «Попечительское о глухонемых общество». Павел Третьяков стал его председателем и главным благотворителем.

На его средства было куплено здание на Донской улице для Городского Арнольдовского училища для глухонемых (с 1900 года Арнольдо-Третьяковское). Училище давало приют и профессию инвалидам, которые получали возможность прокормить себя в будущем.

На Большой Сухаревской улице Третьяков открыл клинику для тяжелобольных с отделением для психических пациентов.

Сергей Третьяков много работал по городскому самоуправлению, был городским головой, членом состава совета директоров Русского музыкального общества, членом Славянского благотворительного комитета. По его настоянию были увеличены расходы на образование. Он также собирал пожертвования на памятник Александру Пушкину.

Благотворительная деятельность распространялась и на провинцию. Оба брата, Сергей и Павел, после смерти отца продолжили его дело. Им принадлежала известнейшая Новая Костромская мануфактура льняных изделий. При ней были построены родильный приют, больница, школа, ясли, библиотека.

Обеспечив семью материально, Павел Третьяков считал, что деньги должны служить более высоким целям, чем просто удовлетворению сиюминутных нужд.

Сохранилось письмо Павла Третьякова дочери Александре, где он пишет: «Моя идея была с самых юных лет наживать для того, чтобы нажитое от общества вернулось бы также обществу (народу) в каких-либо полезных учреждениях; мысль эта не покидала меня никогда во всю жизнь… Обеспечение должно быть такое, какое не дозволяло бы человеку жить без труда».

Сам Павел Третьяков много трудился и имел мало свободного времени. «Спасение России в том, чтобы талантливые её люди друг другу не мешали, а помогали бы друг другу», ― говорил Павел Третьяков.

Историк Михаил Погодин ставил в пример прижимистым европейским предпринимателям московских купцов-благотворителей: «Если счесть все их пожертвования за нынешнее только столетие, то они составили бы такую цифру, которой должна бы поклониться Европа».

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА