Михаил Врубель: у демона в плену

Автор: 12.02.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:50

Если долго вглядываться в Бездну,
тогда и Бездна начинает заглядывать в душу…

Фридрих Ницше.

Дорогая моя жена, чудесная женщина,
спаси меня от моего демона, который манит…

Из письма М. А. Врубеля жене.

Демонов художник Михаил Врубель рисовал везде: на обрывках писем, на полях газет, на клочках бумаги… То демон стоял, в тоске заломив за голову руки, то сидел, то парил высоко в небе, распустив волшебные крылья, то, изломанный, лежал на скалах Кавказа. Были карандашные рисунки, были эскизы картин, были картины. Сколько — никто не знал, потому как, чаще всего, они уничтожались художником. Демоническая тема преследовала художника на протяжении почти всей его творческой жизни. Когда эта тема только появилась, и родные, и друзья художники были удивлены, пытались понять и предостеречь.

Но Михаил Александрович так складно рассказывал о том, что «демон» — это не черт и не сатана, а душа. Отец художника вполне был удовлетворён таким ответом:«Миша… говорит, что Демон — это дух, соединяющий в себе мужской и женский облик. Дух не столько злобный, сколько страдающий и скорбный, но при всем том дух властный,… но всего этого в его Демоне ещё далеко нет».

Отец умер и не узнал, как образ демона оформился, окреп, прославил и погубил его сына, но так и остался неуловимым и непокоренным.

Ввреху, слева направо: Михаил Врубель в 1898 году; Демон летящий. Акварель, 1891; Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890. Внизу: Демон сидящий. 1890, Государственная Третьяковская галерея

Ввреху, слева направо: Врубель в 1898 году; Демон летящий. Акварель, 1891; Тамара и Демон. Иллюстрация к поэме М. Ю. Лермонтова, 1890. Внизу: Демон сидящий. 1890, Государственная Третьяковская галерея. Фото: public domain/wikipedia

О Врубеле, как и о великом Паганини, существует миф: он продал душу дьяволу, и дьявол позировал художнику в его снах и галлюцинациях. Самые известные «демонические» картины Врубеля: «Демон сидящий», «Демон поверженный»… Есть ещё одна, незавершённая — «Демон летящий». Самая знаменитая — «Демон поверженный». Именно с ней многие связывают безумие художника, его слепоту и смерть.

Оставив незавершённой «Демона летящего», Михаил Врубель вдохновляется новым сюжетом: моментом превращения падшего ангела в демона. Свою идею он начал воплощать в жизнь с огромной энергией в 1901 году. В этом же году в семье Врубелей рождается первенец, сын Савва.

В самый разгар работы над «Демоном», художник рисует портрет своего шестимесячного сына. На картине мы видим чудесного малыша с огромными взрослыми тревожными глазами. И ещё мы видим, что у ребёнка дефект — заячья губа. Родные вспоминали, что это очень расстраивало отца, и он был склонен обвинять себя в грехах, за которые Бог наказал ребёнка.

дети

Врубель сделал предложение руки и сердца Н. Забеле едва ли не в день знакомства. Впоследствии он говорил сестре, что если бы она ему отказала, он бы немедленно покончил с собой; М. А. Врубель и Н. И. Забела. Фото 1896 года; Подпись Врубеля; Портрет сына художника. 1902, Государственный Русский музей; Фото: public domain/wikipedia

В декабре 1901 года картина «Демон поверженный» без успеха выставлялась в Москве. Третьяков, владелец галереи, не купил картину, на что Врубель очень рассчитывал. В начале 1902 года картину привезли в Петербург. Художник и картина произвели сенсацию. Каждый день в 12 часов, в зал, где экспонировалась картина, приходил художник Врубель и работал над лицом демона. И демон каждый час менял облик: то он был злым, то скорбным, то спокойным, то яростным, то жестоким. Вот что писал об этом современник — искусствовед Александр Бенуа: «Верится, что Князь Мира позировал ему. Есть что-то глубоко правдивое в этих ужасных и прекрасных, до слёз волнующих картинах. Его Демон остался верен своей натуре. Он, полюбивший Врубеля, всё же и обманул его. Эти сеансы были сплошным издевательством и дразнением. Врубель видел то одну, то другую сторону своего божества, то сразу и ту, и другую, и в погоне за этим неуловимым он быстро стал продвигаться к пропасти, к которой его толкало увлечение проклятым».

В первые месяцы 1902 года окружающие стали замечать у художника симптомы психического расстройства. Вот как рассказывала об этом жена художника своей родной сестре:

«Все близкие и знакомые замечали, что с Михаилом Александровичем происходит что-то неладное, но и сомневались постоянно всё-таки, так как в речах его никогда не было бессмыслицы, он узнавал всех, все помнил. Он сделался лишь гораздо самоувереннее, перестал стесняться людей и говорил без умолку. В это время картину „Демон“ перевезли в Петербург для выставки „Мир искусства“, и Михаил Александрович, несмотря на то, что картина была уже выставлена, каждый день с раннего утра переписывал её, и я с ужасом видела каждый день перемену. Были дни, что „Демон“ был очень страшен, и потом опять появлялись в выражении лица Демона глубокая грусть и новая красота…. Вообще, несмотря на болезнь, способность к творчеству не покидала Врубеля, даже как будто росла, но жить с ним уже делалось невыносимо».

Врубеля обследовал знаменитый психиатр В. М. Бехтерев, который первым и обнаружил у художника необратимое поражение нервной системы. Художник попал в психиатрическую клинику. Михаил Врубель был тяжёлым пациентом. Когда приступы яростного безумия затихали, он рисовал. Нет, не демона, а пейзажи за больничным окном, портреты врачей и санитаров, складки постели, измятой бессонницей. Всё очень талантливо. Приступы, казалось, отступили, и Врубель в полнейшей апатии выписывается из клиники. Врачи советуют жизнь на природе. Семья по приглашению друзей выезжает на отдых. Но в дороге случается трагедия: заболевает и через несколько дней умирает маленький Саввушка. Отец выходит из депрессии и очень активно участвует в похоронах, поддерживает несчастную жену. Но через несколько дней просит определить его опять в клинику, так как чувствует приближение новой волны безумия.

Менялись клиники, менялись врачи и методики лечения. Были периоды, когда болезнь, казалось, отступала навсегда. И он работал. Уже можно было говорить о реабилитации, и сам художник называл себя воскресшим. Наконец, пришло признание его таланта. Многие критики публично признались в своих ошибочных отзывах о творчестве Врубеля.

В 1905 году Михаил Врубель избран академиком живописи. Но он опять в клинике. Это не помешало знаменитому меценату Николаю Рябушинскому заказать художнику портрет Валерия Брюсова — главы русского поэтического символизма. Рябушинский был издателем журнала «Золотое руно». Для журнала были заказаны портреты знаменитых поэтов знаменитым художникам.

Работу над портретом Брюсов описывал так:

«Вот отворилась дверь, и вошёл Врубель. Вошёл неверной, тяжёлой походкой, как бы волоча ноги. Правду сказать, я ужаснулся, увидев Врубеля. Это был хилый, больной человек, в грязной измятой рубашке. У него было красноватое лицо; глаза — как у хищной птицы; торчащие волосы вместо бороды. Первое впечатление: сумасшедший! <…> В жизни во всех движениях Врубеля было заметно явное расстройство. Но едва рука Врубеля брала уголь или карандаш, она приобретала необыкновенную уверенность и твёрдость. Линии, проводимые им, были безошибочны.

Творческая сила пережила в нём всё. Человек умирал, разрушался, мастер — продолжал жить.

В течение первого сеанса начальный набросок был закончен. Я очень жа­лею, что никто не догадался тогда же снять фотографию с этого чёрного рисунка. Он был едва ли не замечательнее по силе исполнения, по экспрессии лица, по сходству, чем позднейший портрет, раскрашенный цветными карандашами».

Тогда же Рябушинский заказал Валентину Серову портрет самого Врубеля. Работу организовали так: по утрам художник рисовал Брюсова, после обеда академик Серов рисовал академика Врубеля.

брюсов

Портрет Брюсова. 1906, Государственная Третьяковская галерея; стихотворение Брюсова «М. А. Врубелю» В. Серов. Портрет Врубеля. Начат с натуры в 1906 году в клинике Усольцева, опубликован в 1907 году. Государственная Третьяковская галерея; Фото: public domain/wikipedia

1 февраля 1906 года Михаила Александровича поздравили с выходом в свет первого номера «Золотого руна», который открывался стихотворением Брюсова «М. А. Врубелю». Однако уже 12 февраля художник в письме к жене жаловался, что плохо видит. Через несколько дней он полностью ослеп.

В последние годы жизни Михаил Врубель практически постоянно был погружён в мир своих галлюцинаций, о которых весьма образно рассказывал окружающим. Но всё чаще говорил, что устал жить. Суровым февралём 1910 года он намеренно простаивал под открытой форточкой и спровоцировал у себя воспаление лёгких, перешедшее в скоротечную чахотку.

Накануне смерти (1/14 апреля 1910 года), ночью сказал ухаживавшему за ним санитару: «Николай, довольно уже мне лежать здесь — поедем в Академию». Действительно, на следующий день гроб был установлен в Академии художеств. 3 апреля состоялись похороны на кладбище Новодевичьего монастыря в Санкт-Петербурге. Единственную речь произнёс Александр Блок. В память многим врезались слова: «Он оставил нам своих демонов, как заклинателей против лилового зла, против ночи. Перед тем, что Врубель и ему подобные приоткрывают человечеству раз в столетие, я умею лишь трепетать. Тех миров, которые видели они, мы не видим». И слава Богу. Нам достаточно завораживающих картин художника, которые волнуют, тревожат и предостерегают.

1905_Vrubel_nach_dem_Konzert_anagoria

После концерта. Незаконченный портрет Н. И. Забелы-Врубель, 1905, Государственная Третьяковская галерея

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА