Премьер-министр Индии Нарендра Моди (слева) и председатель КНР Си Цзиньпин (справа) проводят встречу на полях саммита Шанхайской организации сотрудничества (ШОС) в Тяньцзине, Китай, 31 августа 2025 года. (Indian Prime Minister's Office via AP)

Китай и Индия обещают наладить отношения, но аналитики сомневаются в эффективности этих мер

Премьер-министр Индии Нарендра Моди встретился с председателем КНР Си Цзиньпином перед началом саммита в Тяньцзине
Обновлено: 01.09.2025 13:18
Во время встречи 31 августа председатель КНР Си Цзиньпин призвал премьер-министра Индии Нарендру Моди укреплять сотрудничество и отложить в сторону многолетние пограничные споры, которые испортили отношения между двумя соседями.

Аналитики расценили этот шаг как часть стратегии Пекина, направленной на то, чтобы извлечь выгоду из недовольства Нью-Дели тарифами США и создать единый фронт против Соединённых Штатов, хотя они и ожидают, что эффект будет ограниченным.

На встрече с Моди в преддверии регионального саммита Си Цзиньпин заявил Моди, что две страны «не должны позволять пограничному вопросу определять отношения между Китаем и Индией в целом», согласно Министерству иностранных дел Китая.

Если Индия и Китай смогут воспринимать друг друга как «партнёров», а не как «соперников», то отношения между двумя странами смогут «процветать и стабильно развиваться», как процитировало Си Цзиньпина министерство.

Моди, в свою очередь, «подчеркнул важность мира и спокойствия в приграничных районах для дальнейшего развития двусторонних отношений», согласно заявлению Индии.

Моди впервые посещает Китай после пограничного столкновения в 2020 году в районе Галван в Гималаях, в результате которого погибли по меньшей мере 20 индийских солдат и неизвестно количество китайских солдат. Этот смертоносный инцидент усилил напряжённость в отношениях между двумя ядерными державами, фактически заморозив большинство направлений двустороннего сотрудничества.

Признаки потепления в отношениях начали проявляться в октябре 2024 года, когда две страны достигли соглашения о пограничном патрулировании в преддверии встречи Моди и Си на полях саммита БРИКС в России. В июле министр иностранных дел Индии Субраманьям Джайшанкар посетил Пекин, а высокопоставленный китайский дипломат Ван И недавно побывал в Нью-Дели, чтобы встретиться с Моди и высокопоставленными индийскими чиновниками.

Поездка Моди в Китай состоялась менее чем через неделю после вступления в силу дополнительных 25-процентных пошлин США в отношении Индии. В результате пошлины США в отношении Индии — третьей по величине экономики мира, достигли 50%. Администрация Трампа заявила, что новые пошлины были введены в ответ на массовые закупки Нью-Дели российской нефти, а правительство Моди назвало действия Вашингтона «необоснованными» и «неразумными».

Во время встречи с Си Цзиньпином Моди заявил, что и Индия, и Китай стремятся к «стратегической автономии» и что отношения между двумя странами «не следует рассматривать через призму третьей страны», согласно заявлению, опубликованному офисом Моди.

Моди подчеркнул «необходимость придерживаться политического и стратегического курса на расширение двусторонних торговых и инвестиционных связей», комментируя дефицит торгового баланса Индии с Китаем, сообщили в канцелярии премьер-министра Индии.

В 2023–2024 финансовом году, который закончился в марте, Китай обошёл США и стал крупнейшим торговым партнёром Индии. Однако Индия всё больше расстраивается из-за торгового дефицита с Китаем, который в прошлом финансовом году вырос до $99,2 млрд, как показывают торговые данные Нью-Дели.

Китай и Индия обещают наладить отношения, но аналитики сомневаются в эффективности этих мер
Президент США Дональд Трамп пожимает руку премьер-министру Индии Нарендре Моди во время встречи в Овальном кабинете Белого дома в Вашингтоне, 13 февраля 2025 года. (Jim Watson/AFP via Getty Images)

По словам Су Цзыюня, старшего аналитика Института исследований национальной обороны и безопасности, финансируемого правительством Тайваня, визит Моди свидетельствует о том, что Нью-Дели по-прежнему привержен своему давнему дипломатическому подходу, основанному на принципе неприсоединения. Эта стратегия позволяет Индии налаживать многочисленные партнёрские отношения, не привязываясь полностью к какому-либо одному блоку.

«Индия исторически придерживалась политики неприсоединения, хотя в последние годы она сблизилась с Соединёнными Штатами», особенно при администрации Байдена, которая открыла больше возможностей для инвестиций на фоне напряжённости в отношениях с Китаем из-за пограничных споров, рассказал Су The Epoch Times.

По словам Су, после двух десятков раундов переговоров с Пекином о границе и введения новых тарифов США Индия, похоже, вернулась к своей традиционной дипломатической позиции.

Взвешенное сообщение из Индии

Моди находится в Тяньцзине, портовом городе, расположенном по соседству с Пекином, для участия в заседании Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), регионального силового блока, который, по мнению тайваньских аналитиков, является платформой для Коммунистической партии Китая по распространению своего влияния в Центральной Азии.

Китай основал ШОС в 2001 году вместе с Россией, Казахстаном, Кыргызстаном, Таджикистаном и Узбекистаном — бывшими советскими республиками.

Индия и Пакистан стали полноправными членами блока в 2017 году, несмотря на многолетнее соперничество. Иран вступил в организацию в 2023 году, а в 2024 году к ней присоединилась Беларусь.

По словам Шэнь Мин-Ши, научного сотрудника Тайваньского института исследований национальной обороны и безопасности, на саммите ШОС в этом году Китай хочет укрепить сотрудничество со странами Глобального Юга, вовлекая их в свою орбиту на фоне торговой напряжённости с Соединёнными Штатами.

Китай надеется «извлечь выгоду» из недовольства этих стран американскими тарифами и «объединить их в антитрамповский или антиамериканский блок», рассказал Шэнь The Epoch Times.

«Основная цель — использовать экономические интересы как предлог для того, чтобы посеять раздор между этими [странами Глобального Юга] и Соединёнными Штатами, а затем воспользоваться этой возможностью, чтобы привлечь их на свою сторону и вместе противостоять США».

Китай и Индия обещают наладить отношения, но аналитики сомневаются в эффективности этих мер
Премьер-министр Индии Нарендра Моди (слева) и премьер-министр Японии Сигэру Исиба пожимают друг другу руки во время совместной пресс-конференции в Токио 29 августа 2025 года. (Takashi Aoyama/Pool/AFP via Getty Images)

Саммит ШОС проходит всего за несколько дней до военного парада в Пекине, посвящённого окончанию Второй мировой войны. На параде Пекин собирается продемонстрировать самое современное оружие, произведённое внутри страны, а Си Цзиньпин, как ожидается, выступит с речью с трибуны у ворот Тяньаньмэнь в Пекине.

Ожидается, что некоторые гости ШОС, в том числе президент России Владимир Путин и президент Ирана Масуд Пезешкян, примут участие в параде 3 сентября. Однако Моди не вошёл в число 26 иностранных лидеров, которые, по словам Китая, должны были присутствовать на мероприятии.

«Послание Моди тщательно выверено — присутствовать на саммите Шанхайской организации сотрудничества, но пропустить сентябрьскую церемонию, сигнализирующая о том, что между Нью-Дели и Пекином сохраняются принципиальные разногласия», — сказал The Epoch Times эксперт по Китаю Ван Хэ.

Поэтому Ван говорит, что ожидает, что Индия «будет стремиться к более глубокому стратегическому сотрудничеству с Соединёнными Штатами, а не к тесному сближению с Китаем».

Двусторонняя встреча в Тяньцзине состоялась через два дня после того, как Моди и премьер-министр Японии Сигэру Исиба договорились укреплять сотрудничество между двумя странами в торговой, военной и других сферах по итогам их встречи в Токио.

В совместном заявлении лидеры двух стран подтвердили свою приверженность развитию сотрудничества в рамках Quad — регионального партнёрства, в которое также входят США и Австралия и которое направлено на противодействие растущей агрессивности Пекина в Индо-Тихоокеанском регионе.

__________

Чтобы оперативно и удобно получать все наши публикации, подпишитесь на канал Epoch Times Russia в Telegram

«Почему человечество – это общество заблуждения» – статья  Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА