
Политика Китая породила дипломатию «волков-воинов»
Воинственный дух был заложен в ДНК Министерства иностранных дел«Такой воинственный дух был заложен в ДНК Министерства иностранных дел с самого начала», — сказал Питер Мартин на организованной Университетом штата Монтана 20 октября презентации его книги «Гражданская армия Китая: зарождение дипломатии „воинов-волков“».
Книга Питера Мартина, репортёра Bloomberg, по вопросам оборонной политики и разведки основана на интервью и многочисленных мемуарах бывших китайских дипломатов.
Как зародилась агрессия во внешней политике Китая
Воинствующая позиция в вопросах внешней политики, по словам Мартина, была заложена первым дипломатом коммунистического режима Чжоу Эньлаем. По его мнению, китайские дипломаты должны «думать и действовать, как солдаты Народно-освободительной армии в гражданской одежде».
Когда в 1949 году коммунистическая партия установила контроль над страной, Чжоу стал первым министром иностранных дел и премьером Госсовета Китая при лидере Мао Цзэдуне. Карьеру дипломата Чжоу завершил в 1958 году, но оставался премьером до своей смерти в январе 1976 года.
«Если китайские дипломаты оказывались в невыигрышном положении и боялись потерять репутацию, это приводило к тому, что даже самые мелкие обиды или оскорбления раздувались до крупных международных проблем. Ими, я думаю, руководит страх, что если они этого не сделают, то дома их сочтут предателями. Таким образом возникла „дипломатия волков-воинов“», — пишет Мартин.
Скандальное поведение «волков-воинов»
В прошлом году произошло несколько инцидентов, когда «волки-воины» проявили себя в полной мере.
В октябре прошлого года два китайских дипломата ворвались на приём, устроенный дипломатической миссией Тайваня на Фиджи, произошло физическое столкновение, и один тайваньский чиновник получил травму головы.

Советник по национальной безопасности США Джейк Салливан (справа) и госсекретарь США Энтони Блинкен на открытии американо-китайских переговоров в отеле Captain Cook в Анкоридже, Аляска, 18 марта 2021 г. (Frederic J. Brown/POOL/AFP via Getty Images)
В марте китайские дипломаты привели в замешательство госсекретаря Энтони Блинкена и советника Белого дома по национальной безопасности Джейка Салливана антиамериканской тирадой во время встречи между двумя странами на Аляске.
Недавно организация «Репортёры без границ» призвала посла Китая во Франции Лу Шае, заявившего государственным СМИ Китая, что «гордится» прозвищем «волка-воина», «прекратить страстные разглагольствования против [французских] информационных СМИ».
«Китайские посланники ведут себя недипломатично, потому что не могут освободиться от требований параноидальной политической системы, которая признаёт только безоговорочную преданность идеологии коммунистического режима», — отмечает Мартин в своей книге.
Как «волки» Пекина используют соцсети
Доступ к Twitter дал возможность китайским дипломатам, работающим в менее развитых странах, «демонстрировать [свои] полномочия» «боссам в Китае».
«Китайские дипломаты теперь имеют доступ к платформе [Twitter], где они могут нападать на людей, которые критикуют Китай, оскорблять и обзывать», — сказал Мартин.
Китайские официальные лица использовали Twitter, чтобы защитить версию Пекина о пандемии COVID-19. В марте прошлого года Чжао Лицзянь, официальный представитель Министерства иностранных дел Китая, написал в твите, что именно армия США «принесла эпидемию в Ухань» — китайский город, где впервые обнаружили коронавирус.
В том же месяце посольство Китая в Каракасе раскритиковало представителей Венесуэлы в Twitter за то, что они называют вирус «китайским» или «уханьским», и посоветовало им «надеть маски и заткнуться».
Как появился термин «волк-воин»
Как считает Мартин, термин появился между 2015 и 2017 годами, когда китайские дипломаты, вероятно, решили, что действовать «дерзко на международном уровне» — это нормально, и Китаю «больше не нужно опасаться внешнего мира и защищаться от него, как это было раньше».

На видеоэкране кадр из фильма «Война волков 2», Пекин, 21 августа 2017 г. (Greg Baker/AFP via Getty Images)
По совпадению, 2015 год ознаменовался выпуском первого из двух шовинистических китайских фильмов франшизы «Война волков». В двух фильмах китайский солдат изображён как герой, сражающийся с иностранными наёмниками на южной границе Китая и в Африке. Второй фильм вышел в 2017 году.
«Иностранные СМИ начали использовать фразу „дипломатия волков-воинов“ для описания их действий, и это название прижилось», — объяснил Мартин.
По словам Мартина, такая форма дипломатии останется, поскольку китайский режим «изменил план действий, чтобы завоевать уважение в мире».
«Теперь может показаться, что вместо метода убеждения Китай может полагаться только на размер своей экономики и мощь вооружённых сил, чтобы добиться уважения, и „дипломатия волков-воинов“ прекрасно сюда вписывается».
Фрэнк Фан, тайваньский журналист. Рассказывает о современной жизни Китая и Тайваня. Получил образование в Национальном университете Цинхуа в Тайване.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times