Описание битвы 1612 года между Миямото Мусаси (справа) и Сасаки Кодзиро. (yannick luthy/Alamy Stock Photo) | Epoch Times Россия
Описание битвы 1612 года между Миямото Мусаси (справа) и Сасаки Кодзиро. (yannick luthy/Alamy Stock Photo)

21 правило жизни, написанное одним из самых известных самураев в истории

Путь ронина – инструкция о жизни от всемирно известного самурая
Автор: 24.08.2022 Обновлено: 24.08.2022 14:18
Он выиграл более 60 сражений и был непревзойдённым фехтовальщиком. Однако история помнит его благодаря оставленным им трудам, которые заставляют задуматься даже спустя сотни лет.

«После многих лет практики я собираюсь впервые написать о пути — моей теории боевых искусств», — пишет всемирно известный самурай Миямото Мусаси в возрасте 60 лет в тёмной пещере в Японии.

Лучший фехтовальщик своего времени, путешествовавший по Японии и участвовавший в более чем 60 поединках (некоторые из них со смертельным исходом). Перед смертью он решил уйти в отставку и написать пять свитков под названием «Книга пяти колец», в которых резюмируются стратегии и философия искусства поединка и самой жизни.

Мусаси был не только воином, но и духовным человеком, который пришёл к глубокому пониманию жизни. Сегодня трудно понять, как боевые искусства могут быть связаны с духовностью, но Мусаси объясняет эту связь в своей книге. Он пишет о стойкости на пути, который вам уготовила судьба, о принятии нравственных решений, о лёгком отношении к личным интересам, а также об отношении к смерти.

За несколько дней до своей смерти в 1645 году Мусаси написал ещё один свиток. Он называется «Доккодо» – набор инструкций, которые он написал для себя, не предполагая, что его ученики и будущие поколения будут читать их и получать из них указания. «Доккодо» содержит принципы, затронутые Мусаси в «Книге пяти колец», и добавляет ещё 21 идею, которые глубоко уходят корнями в традиционное мышление Востока и Запада. Мы сгруппировали здесь 9 основных правил, актуальных для нашего времени и воплощающих в себе большинство принципов (для удобства они представлены в случайном порядке).

1. Не идти наперекор неизменному Пути всех времён

В 2006 году вышел фильм «Секрет», за которым последовала одноимённая книга. Книга стала огромным бестселлером, быстро разошлась по миру тиражом более 30 миллионов экземпляров. Книга, по-видимому, раскрывает тайну, которая была известна только успешным людям на протяжении всей истории, включая Моцарта, Эйнштейна, Леонардо да Винчи и других, благодаря чему они прожили счастливую жизнь.

Согласно секрету, во Вселенной существует «закон притяжения». Согласно этому закону, каждый человек может одними только своими мыслями привлечь к себе всё, что хочет в любой области: деньги, успех, власть или, наоборот, болезнь или потерю.

«Закон притяжения определяет весь порядок во вселенной, каждый момент вашей жизни и всё, что вы испытываете в своей жизни, — говорится в книге (в её английской версии). – Ты тот, кто его активирует… он получает твои мысли и отражает их в ответ на то, что происходит в твоей жизни. Закон притяжения просто даёт тебе то, что ты думаешь».

Вопреки ситуации, изображённой для нас «законом притяжения», а также отражённой в популярных книгах и телевизионных программах, подсказывающих нам, что если мы только захотим, достаточно предпринять или воспользоваться определёнными приёмами, и мы сможем реализовать историю жизни, о которой мечтали. Мусаси думал иначе.

В юности Мусаси специализировался на боях с мечами и стал «ронином» — мастером.

Он странствовал по Японии в одиночку, чтобы встретить противников, достойных битвы, а также улучшить свои навыки. Он несколько раз испытывал сильное одиночество. Но вместо того, чтобы возмущаться своей судьбой, стоять в отчаянии или испытывать искушение найти бальзам от одиночества, Мусаси решил принять ситуацию такой, какая она есть.

Путь воина Мусаси, который был буддистом, основан на принятии судьбы, поскольку судьба — это путь мира. Речь не идёт о том, чтобы сдаться одиночеству и погрузиться в печаль, ровно наоборот. Из понимания того, что у каждого человека своя судьба, человек может понять, что жаловаться или впадать в депрессию из-за выпавшего в его жизни невезения не полезно, а только сбивает с пути и мешает сосредоточиться на своих целях.

Это понимали не только мастера боевых искусств. Сейчас это понимают и некоторые суперспортсмены.

«Если вы слишком сильно беспокоитесь о вещах, над которыми не властны, это повредит вещам, над которыми у вас есть контроль, — сказал однажды легендарный тренер по баскетболу Джон Вуден, который вдохновлял многих игроков и тренеров НБА. – Вы не неудачник, пока не начнёте обвинять других, включая судьбу, в полученных вами результатах».

Вуден узнал об этом ещё в юности, когда его отец потерял ферму, на которой они жили. В своей книге «Мой личный рекорд» он писал:

«Неполноценная вакцина, которую мой отец ввёл животным на ферме, убила всех свиней. Засуха также повредила урожай, и банк лишил ферму права выкупа. Случились такие неприятности, и мы потеряли всё. Это были очень тяжёлые времена для нашей семьи. И несмотря ни на что папа никогда не винил продавца, продавшего ему плохую вакцину, никогда не проклинал сухую погоду и никогда не ненавидел банкира, пришедшего забрать ферму. Отец старался изо всех сил, но что-то пошло не так.

“Обвинения, проклятия и ненависть тебе не помогут, — говорил он. — Они причиняют тебе боль”… То, что происходит, обычно имеет причину, даже если мы не можем её обнаружить».

2. Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства

В отличие от современного человека, который прыгает между целями, работой и хобби, путь воина — это путь крайней решимости, где почти нет места отклонениям. Путь Мусаси был «путём меча», которому он полностью посвятил себя. Этот путь был его целью в жизни, и он не позволял ничему отвлекать его от пути.

Мусаси учит принципу, применимому ко всем, даже если вы не японский воин. Его реализовал Джадав Пайенг, мальчик, выросший у одной из крупнейших рек Индии. На протяжении многих лет Пейинг видел, как каждый год в сезон дождей река выходит из берегов, затапливает местность и смывает всё новые и новые слои почвы. Деревья, чьи корни обнажились, засохли и погибли. Через несколько лет местность, где он жил, превратилась в пустыню.

В 16 лет он поставил перед собой задачу — вернуть к жизни вымерший лес. Это был 1979 год, и Пайинг сказал себе, что отныне каждый день будет сажать по одному дереву своими руками. Без какого-либо специального оборудования и без посторонней помощи он приступил к делу. Несмотря на трудности с получением необходимых семян он обязательно сажал разные виды деревьев.

Пейинг был только подростком, когда ставил себе задачу, и можно было ожидать, что через год-два ему это надоест, или что идея исчерпает себя, и он пойдёт дальше по жизни. Но Пейинг доказал обратное. Он продолжал сажать деревья в течение 40 лет и никогда не сдавался. В какой-то момент сами деревья давали семена, чтобы Пейинг мог сажать несколько деревьев каждый день.

Пейинг не отклонялся от своей цели. Даже сегодня он продолжает сажать деревья.

Размер леса сегодня составляет 5500 дунамов (5,5 квадратных километра), что почти вдвое превышает площадь Центрального парка Нью-Йорка (3,2 квадратных километра).

Лес превратился в экосистему в самом сердце дикой природы, привлекающую слонов, оленей, тигров, хищных птиц и других животных.

3. Быть беспристрастным во всём

Когда Мусаси впервые прибыл в Киото, он бросил вызов одной из самых известных городских школ боя с мечами и в поединках, в которых он сражался с наставниками этой школы, дважды побеждал. Согласно сюжету, в обоих случаях Мусаси опаздывал в назначенное время и заставлял своих конкурентов ждать. Пока они его ждали, в них поднималась ярость, из-за которой они теряли хладнокровие. О тактике, помогавшей Мусаси побеждать в битвах по принципу выведения из равновесия, он пишет в своей книге «Пять колец».

Мусаси знал, как эмоции могут помешать человеку достичь своих целей. Как боец, который культивировал свой внутренний покой так же, как и свои физические способности, он знал, что эмоции выведут его противников из равновесия, и использовал их.

Мы видим это и в повседневной жизни: нас кто-то критикует, и мы загораемся быстрее, чем зажжённая спичка. Эмоция захватывает нас так сильно, что мы не в состоянии ясно мыслить или слушать слова человека перед нами. Такое состояние нас втягивает в цепь ошибок, о которых назавтра, как после пьяной ночи, будем сожалеть.

Сожалеть о том, что мы сделали, важно, но помнить о том, чтобы не делать этого снова в будущем и на самом деле воздерживаться от этого, гораздо труднее. Мусаси не предложил конкретной техники решения проблемы эмоций, но оставил общий совет: следовать пути Будды. Будда учил смотреть внутрь себя, в мысли, гнев, страсти и вообще — эмоции — и пытаться понять, что именно мы держим в своих мыслях, и что беспокоит нас. Это то, что нужно высвободить.

Мусаси писал о состоянии, которое он назвал «пустотой», что означает не «отпускать и ничего не делать», а осознавать себя в каждый момент, чтобы понимать, какие мысли и чувства движут нами, пока мы заняты делами – и постараться отпустить эти мысли.

«Ум не становится ленивым, когда всё спокойно, и не становится беспокойным или запутанным, когда подвергается стрессу или давлению, — писал Мусаси. — На него не влияют внешние обстоятельства, но он существует сам по себе. Он контролирует и не контролируется извне».

1. Не идти наперекор неизменному Пути всех времён.

2. Не искать удовольствий плоти.
3. Быть беспристрастным во всём.
4. Убить в себе жадность.
5. Никогда ни о чём не сожалеть.
6. Не испытывать неуверенности в себе.
7. Никогда не завидовать другому ни в хорошем, ни в плохом.
8. Не испытывать грусти в разлуке.
9. Не испытывать неприязни или враждебности к себе или к другим.
10. Никогда не иметь любовных влечений.
11. Ничему не отдавать предпочтения.
12. Никогда не искать для себя удобств.
13. Никогда не искать способов ублажить себя.
14. Никогда не владеть драгоценными вещами.
15. Не поддаваться ложным верованиям.
16. Никогда не увлекаться каким-либо предметом, кроме оружия.
17. Посвятить всего себя истинному Пути.
18. Не ведать страха смерти.
19. Даже в старости не иметь желания владеть или пользоваться чем-либо.
20. Поклоняться Буддам и духам, но не надеяться на них.
21. Никогда не отходить от истинного Пути воинского искусства.

За 6 дней до смерти Мусаси составил духовное завещание (по-японски произносится как «Доккодо», 12 мая 1645 года) для своих учеников, которое назвал «Единственный верный Путь».

4. Не искать удовольствий плоти

Как признанный ронин, Мусаси мог бы получить деньги и различные удовольствия, но выбрал другой путь. Его отношение к удовольствиям жизни было похоже на стоическое отношение, предпочитающее сдержанность. Философ-стоик Эпиктет утверждал, что в долгосрочной перспективе лучше воздерживаться от удовольствия, чем подчиняться ему.

«Всякий раз, когда вы думаете, что наслаждаетесь чем-то, удерживайте себя от того, чтобы не увлечься этим, — писал Эпиктет. — Подождите, прежде чем действовать, и дайте себе передышку. Затем вспомните два момента: сначала, когда вы наслаждались этим наслаждением, затем вспомните, когда вы сожалели об этом и ненавидели себя».

Самураи, опиравшиеся на буддийскую философию, утверждали, что чувственное наслаждение вовсе не такое приятное дело. И это похоже на зуд от расчёсывания, который будет усиливаться до тех пор, пока не станет больно и не уведёт вас по ложному пути. Для одинокого ронина погоня за удовольствиями может стать ловушкой.

Удовольствия жизни, такие как развлечения или увлечения, могут увести человека от его целей. Зависимость от смартфона или просмотра сериалов, например, тратит драгоценное время и приводит к пренебрежению к окружающей среде. Мусаси знал, что для того, чтобы быть профессиональным фехтовальщиком, стремящимся также достичь высокого духовного понимания, он не должен привязываться к радостям жизни.

Однако Мусаси писал также, что не следует баловаться хорошей едой. В наши дни реалити-шоу пропагандируют чрезмерную озабоченность едой и побуждают людей проводить долгие вечера за едой и питьём, наслаждаясь деликатесами и приятным ощущением распития вина. Мусаси предупредил, что у такого поведения есть обратная сторона. Он не уточнял, какая она, обратная сторона, но другие философы сделали это за него.

Стоики призывали людей есть просто. Зенон Тарсийский заметил, что когда люди начинают есть изысканную и дорогую пищу, то перестают ценить простую пищу. По мере того как аппетит растёт, они ищут экстравагантные способы удовлетворить своё удовольствие от еды. Люди, которые много едят и пьют, обычно не едят сознательно, а компульсивно потребляют как можно больше, чтобы почувствовать временное облегчение от страданий, вызванных в организме тягой к еде.

Пристрастие к еде принципиально не отличается ни от желания секса, ни от любого другого желания. Если не обращать на это внимания, оно может контролировать и управлять человеком. Желание означает, что мы позволяем нашему счастью зависеть от какого-то внешнего фактора. И когда мы позволяем ему зависеть от чего-то внешнего, оно всегда будет преходящим и неустойчивым. Чем больше мы будем знать, как соблюдать правильную дозировку и контролируемо потреблять продукты, тем больше мы сможем тренировать свой ум, чтобы не поддаваться желаниям и меньше привязываться к различным страстям.

5. Думайте легко о себе и глубоко о мире

С одной стороны, Мусаси был бойцом, несущим смерть, но, с другой стороны, он был и скромным человеком, осознававшим собственную ничтожность по отношению к общей картине. Он понимал, что если умрёт завтра, мир не остановится.

В отличие от людей, которые слишком серьёзно относятся к себе и обижаются, когда кто-то оскорбляет их достоинство, Мусаси понимал, что путь к достижению гармонии с окружающей средой будет достигнут только в том случае, если он будет знать своё место в ней. Если он будет высокого мнения о себе и будет считать, что умнее, успешнее или сильнее других, баланс между ним и общей картиной пошатнётся, и, возможно, это будет стоить ему жизни.

Подумайте о человеке, который смотрит на других свысока, как будто он лучше их. Вскоре он позволяет себе неуважительно отзываться о людях, которые работают или находятся рядом с ним, а простыми словами – «унизить их». «Унизить» можно только в том случае, если сначала подумаем, что мы «выше» этого человека.

Мусаси проводил различие между уважением, которое человек требует для себя от других, и которое проистекает из эго и плохих качеств, а также между уважением, которое человек оказывает другим, и которое проистекает из понимания того, что они не ниже его или «просто так существуют». В их существовании есть смысл, и причина их деятельности в том, что они являются частью более широкой картины.

6. Никогда не завидуй другому ни в хорошем, ни в плохом.

Будучи бродягой, Мусаси жил на обочине общества, был бездомным и не принадлежал ни к какой общине. Это ситуация, которая могла бы заставить его завидовать тем, у кого есть то, чего у него нет.

«Зависть — это импульс, лежащий в основе жизни человека как социального существа, который создаётся в тот момент, когда появляются два человека, способные взаимно сравнивать себя» — писал в книге Envy австрийско-немецкий социолог профессор Гельмут Шёк (Helmut Schoeck), который был одним из самых известных исследователей зависти в мире.

Шёк выделил два типа зависти. Envy — зависть к человеку, который добился чего-то, чего у нас нет и чего мы желаем, например, большого дома. В этой ситуации мы чувствуем несправедливость из-за того, что уступаем другому человеку. Jealousy — ревность, возникающая, когда мы что-то теряем, а это получает другой человек.

Подумайте об увольнении с работы и передаче работы нашему конкуренту. Чем больше ранг или статус двух людей одинаковы, тем больше они склонны завидовать друг другу, потому что тогда они верят, что могут получить то, что принадлежит другому.

На протяжении всей истории зависть рассматривалась как своего рода болезнь, как эмоция, которая, когда овладевает человеком, отравляет всё хорошее. Видели в этом «разрушительную вещь и силу, которую необходимо сдерживать», — писал профессор Шёк. Можно предположить, что как мастер боевых искусств, Мусаси часто сталкивался с чувством зависти во время поединков с людьми его уровня и осознавал её разрушительный характер.

Как и в других вопросах, так и здесь, решение проблемы Мусаси находится не снаружи, а внутри — во взгляде внутрь себя, в мыслях и в неутомимом стремлении идти к цели, которую он перед собой поставил. Важность прохождения узким путём через специализацию в теории боя на мечах помогает человеку сохранять ясную голову, не сбиваясь с пути.

«Тысяча дней тренировок — около трёх лет, десять тысяч дней тренировок — тридцать лет. Даже сегодня в Японии широко распространено мнение, что нужно продолжать практиковать много лет, чтобы достичь высочайших уровней», — писал Мусаси.

7. Никогда ни о чём не сожалеть.

Самобичевание за прошлые ошибки никому не поможет. Сожаление — это нормально, но, в конце концов, мы можем двигаться только вперёд. Ким Пенберти, профессор психиатрии в Университете Вирджинии, утверждает, что сожаление о пути, по которому мы решили не идти, причиняет нам наибольшую боль. Чувство упущенных возможностей «сложнее всего исправить» — пишет она.

«Существует более высокая вероятность того, что этот тип сожаления приведёт к депрессии, беспокойству, зацикливанию на ощущении того, что могло бы быть».

Мусаси написал этот совет, не вдаваясь в подробности. Однако по представлению о судьбе, о котором писалось ранее, можно предположить, что жалеть действительно не о чем. Кроме того, то, что кажется плохим решением сегодня, может оказаться отличным решением в будущем. Плохие вещи, которые произошли, иногда имеют тенденцию быть замаскированным благословением.

История супружеской пары, пережившей Холокост, полных радости Мики и Иегудит Юнеш, позволяет нам понять этот аспект. Супруги рассказали о боли, которую пережили во время войны, и историю своего знакомства. В какой-то момент интервьюер спросил их, бывают ли моменты, когда они говорят себе:

«Почему у нас было такое детство?»

А Мики Юнеш ответил ей:

«Нет, никогда… наше детство у нас отобрали, и всё же я утверждаю, и, может быть, это прозвучит для вас тяжело, но потерю моей мамы и многих других членов моей семьи, я бы сказал, что пережил только благодаря закалке, через которую прошёл. Мы оба прошли через тяжёлые времена. Мы смотрим на трудности сегодня в совершенно другом свете».

8. Не испытывать грусти в разлуке

Расставания могут происходить по-разному. Мы можем проститься с близким нам человеком из-за путешествия, из-за переездов или из-за смерти. Расставаться с вещами или деньгами нам тоже нелегко. Разлука может вызвать у нас чувство страдания, потому что в момент разлуки мы чувствуем, что у нас отняли что-то важное для нас. Согласно верованиям западных и восточных религий, такое чувство является иллюзией, так как мы пришли в мир нагими и, умирая, ничего не можем взять с собой. Ни денег, ни имущества, ни членов семьи.

Философ-стоик Эпиктет написал такие слова о разлуке:

«Напоминаешь ли ты себе также, что те, кого ты любишь, смертны, и что твоя любовь вовсе не твоя. Она дана тебе в настоящем, и это не даётся вам всё время, скорее, это как смоковница или гроздь винограда, которые вам даются в соответствующее время года. Но если ты хочешь этого зимой, ты глупец. Так что, если вы тоскуете по своему сыну или другу, когда они не могут быть рядом, знайте, что зимой вы тоскуете по смоковнице».

Мусаси осознавал иллюзию привязанности к имуществу и людям, а как ронин, скитаясь между деревнями, городами и пещерами, усвоил временную природу вещей. Если у него была собственность, она была только обузой. Помимо двух мечей ему нужна была только основная еда, одежда и место для тренировок. Некоторые люди собирают вещи, как будто их накопление повысит уровень их счастья. На короткое время это может сработать, но в долгосрочной перспективе это порождает желание большего. Желание, к которому можно добавить ещё и чувство беспокойства: от страха потерять то, что имеем, и от страха не получить желаемое.

Мусаси также принял неизбежное завершение жизни — смерть. В своей книге «Пять колец» он писал, что путь воина — это полное принятие смерти. Смерть людей, которых он убил, людей, с которыми сражался бок о бок; людей, которых он не смог защитить, и, конечно же, его собственная смерть — это то, что рано или поздно обязательно придёт. Мусаси не притворялся, что может этого избежать, или что это была какая-то неудачная случайность, как сегодня думает большинство из нас, а жил с этим день за днём.

Группа японских пенсионеров последовала совету Мусаси. В 2011 году землетрясение и последовавшее за ним цунами вызвали катастрофу на ядерном реакторе Фукусима. Вся территория была покрыта смертоносным радиоактивным излучением. Многие рабочие пытались спасти свою жизнь, и фабрике было трудно найти смелых людей, чтобы решить эту проблему.

Инженер на пенсии по имени Ясутеро Ямада посмотрел новости и решил набрать группу из 200 таких же пенсионеров, как он. Речь шла не о группе самоубийц, потерявших связь с реальностью, а о разумных и ценных людях. «Соль земли», как о них здесь говаривали, заметившие, что жизнь миллионов в опасности.

«Мне 72 года, и в среднем мне осталось жить 13—15 лет, — объяснил Ямада. — Даже при воздействии радиации рак может развиться через 20—30 лет. Вот почему у пожилых, таких как мы, меньше шансов заболеть раком».

Присоединившийся к ним пенсионер добавил:

«Когда мы были молоды, мы никогда не думали о смерти. Но когда мы выросли, смерть стала для нас привычной. Это не значит, что я хочу умереть, но с возрастом мы стали бояться её всё меньше и меньше».

9. Ничему не отдавать предпочтения.

Примерно в 1612 году состоялся известный в японской традиции поединок между Мусаси и другим известным фехтовальщиком того времени Сасаки Кодзиро. Как это случалось в прошлом, так случилось и в этот раз: Мусаси намеренно опоздал на бой и вывел соперника из равновесия, но это была только часть стратегии.

Мусаси знал, что Кодзиро любит использовать особенно длинный меч. Перед боем Мусаси взял деревянное весло, которое было длиннее меча его противника, и вырезал из него форму меча. Поскольку Кодзиро привык сражаться с более длинным мечом, чем его противники, он не привык к противоположной позиции и развил зависимость. Поединок начался и, по большинству версий, закончился тем, что оба ударили друг друга одновременно — деревянное весло Мусаси сломалось и упало, но в то же время Кодзиро упал и умер от удара.

Мусаси напоминает нам, что обстоятельства меняются, поэтому мы не должны становиться зависимыми от того или иного инструмента, подхода или стратегии. Мы не должны ограничивать себя какими-либо привычками, потому что эти привычки будут ограничивать нас, когда мы столкнёмся с неожиданными событиями. Согласно Мусаси, мудрый человек должен извлечь максимальную пользу из ситуации, в которой он оказался, не зацикливаясь. Таким образом, его внимание всегда будет оставаться независимым от ситуации.
****
Представленные правила расположены в случайном порядке, а не в порядке их появления у Мусаси. Они были переведены из нескольких публикаций, в том числе из книги Александра Беннета «Полный Мусаси». Интерпретации в статье основаны на идеях из прошлых статей в журнале Epoch и видео Miyamoto Musashi | Жизнь предельного внимания. Цитаты Мусаси взяты из книги «Книга пяти колец и Доккодо», Миямото Мусаси, издательство «Кармель Иерусалим», перевод с японского Гая Ронена, 2021 г.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА