Гонка вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе

Индо-Тихоокеанский регион стал наполняться авианосцами разных стран
Автор: 27.03.2022 Обновлено: 27.03.2022 14:24
Согласно отчёту Центра стратегических и международных исследований, менее чем через шесть месяцев Китай спустит на воду свой третий авианосец. Это уже второй авианосец, построенный внутри страны (первым стало бывшее советское судно, приобретённое Пекином в конце 1990-х годов).

Корабль под названием Type-003 станет первым «суперавианосцем» ВМС Народно-освободительной армии (НОАК). Его водоизмещение составит до 100 тыс. т, он оснащён электромагнитной катапультой и интегрированной электрической силовой установкой. Это будет один из крупнейших современных авианосцев, построенных за пределами США.

Ещё 20-30 лет назад авианосцы называли пушечным мясом XXI века для крылатых ракет. Тем ни менее всё больше стран Азии открывают для себя их ценность. Долгое время Китай и Индия были единственными странами в регионе, владеющие авианосцами, но к ним присоединяются новые игроки.

В связи с этим возникает вопрос: наблюдаем ли мы зарождение гонки авианосных вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе?

Ситуация в регионе на начало XXI века

На протяжении десятилетий Индия была единственной страной в Индо-Тихоокеанском регионе, имевшая авианосцы. Она эксплуатировала два бывших британских авианосца выпуска 1950-х годов. Военная польза этих гигантов была сомнительна, поскольку они обладали малыми размерами и использовали лишь несколько устаревших реактивных самолётов Harrier.

Таиланд также владел «карманным» авианосцем «Чакри Нарубет» водоизмещением 12 тыс. т, который практически не брался в расчёт. Хотя судно и предназначено для использования реактивных самолётов Harrier, сейчас их заменили вертолётами.

Всё изменилось на рубеже XXI века. В 2011 году НОАК спустила на воду свой первый авианосец. Это был отремонтированный и модернизированный бывший советский ракетный крейсер «Варяг», который Китай переименовал в Type-001 Liaoning. По сравнению с американскими суперкораблями, это было небольшое судно, которое стало хорошей учебной платформой как для НОАК, так и для китайской судостроительной промышленности.

Гонка вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе

Советский авианосец «Варяг», купленный Китаем и перезапущенный в 2012 году как Type- 001 «Ляонин» (U.S. Navy)

Примерно в то же время Индия начала работы по модернизации своего авианосного флота. В 2004 году она также приобрела бывший российский авианосец «Адмирал Горшков», перестроила и переоборудовала его. Впоследствии он был перезапущен как INS Vikramaditya.

Китайско-индийское соперничество

В 2017 году Китай спустил на воду свой первый отечественный авианосец Type-002 Shandong водоизмещением 70 тыс. т. Он имел куда более серьезные возможности и был способен нести до 48 самолётов. Type-002 был заметно улучшен по сравнению с Liaoning.

В 2023 году Китай должен стустить на воду Авианосец Type-003.

Кроме того, Китай уже планирует свой первый атомный суперавианосец Type-004, который может нести до 100 самолётов и вертолётов. Этот корабль поступит на вооружение к концу десятилетия и, вероятно, станет прототипом для последующих китайских атомных авианосцев.

К 2035 году, когда Китай планирует достичь цели «полной военной модернизации», у страны уже может быть четыре атомных авианосца.

Со своей стороны, 8 августа 2021 года Индия дополнила ряды своих ВМС новым авианосцем под названием INS Vikrant, который станет в один ряд с уже имеющимся кораблем Викрамадитья. Сейчас новое судно проходит испытания и, вероятно, будет введено в эксплуатацию в этом году. ВМС Индии также планируют приобрести третий авианосец, построенный внутри страны где-то в следующем десятилетии.

Гонка вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе

Авианосец отечественной постройки INS Vikrant после церемонии спуска на воду в Кочи, Индия, 12 августа 2013 года. (ManjunathKiran/AFP viaGettyImages)

Китайско-индийское соперничество за господство в Индо-Тихоокеанском регионе повлияло на стремление обзавестись авианосцами и другие страны.

Самооборона Японии, Южной Кореи и Сингапура

В 2018 году Морские силы самообороны Японии (MSDF) объявили, что они переоборудуют два своих 27-ми тысячетонных «вертолётных эсминца» класса Izumo в корабли, способные нести самолёты с неподвижным крылом. Это будут первые японские авианосцы со времён Второй мировой войны.

В то же время Япония покупает 42 самолёта F-35B, вариант истребителя F-35 JointStrikeFighter с укороченным взлётом и вертикальной посадкой (STOVL). На двух авианосцах разместятсяот 12 до 24 таких истребителей. MSDF уже приступили к испытаниям взлёта и посадки F-35B с палубы Izumo, используя самолёты, предоставленные Корпусом морской пехоты США.

Южная Корея также недавно объявила о строительстве специального авианосца CVX водоизмещением 45 тыс. т. Как и японский Izumo, CVX предназначен для использования самолётов STOVL, таких как F-35B. Сеул закупил не менее 20 истребителей F-35B, но это число может увеличиться в ходе строительства дополнительного CVX (что уже обсуждалось).

Наконец, Сингапур в настоящее время строит «Совместный многоцелевой корабль» (JMMS) водоизмещением 14,5 тыс.тоннс открытой палубой, на которой может разместиться несколько F-35B (страна взяла на себя обязательство купить не менее четырёх F-35B). Два австралийских десантных корабля класса Canberra также могут при желании использовать F-35B.

Конечно, нынешние авианосцы местного базирования имеют свои ограничения. Они несут гораздо меньше боевых самолётов, чем авианосец ВМС США класса «Нимиц» — 100000-тонный атомный гигант, способный разместить не менее 90 самолётов. Для сравнения, Shandongи Vikramaditya могут нести примерно по 32 истребителя. Кроме того, индийские и китайские авианосцы страдают от использования конструкции «трамплин», которая значительно ограничивает количество самолётов, эксплуатируемых одновременно.

Гонка вооружений в Индо-Тихоокеанском регионе

Самолёты пролетают строем над авианосцем класса «Нимиц» USS John C. Stennis в Филиппинском море 18 июня 2021 года. (Lt. SteveSmith/U.S. NavyviaGettyImages)

Авианосцы наполняют регион

Несмотря на эти ограничения, в Индо-Тихоокеанском регионе появляется всё больше авианосцев, причём их возможности расширяются. В частности, китайские и индийские авианосцы становятся больше и, следовательно, способны нести больше самолётов.

Важно понимать, что авианосцы не обязательно должны быть большими, чтобы оказывать значительное влияние. Японские и корейские авианосцы могут при небольших размерах быть весьма мощными с учётом того, что F-35B являются превосходными истребителями по сравнению с аналогами.

Ценность авианосцев по-прежнему значительно превышает их уязвимость. Они оказывают значительное влияние в мирное время, предоставляя большие и безопасные платформы для запуска гуманитарных операций и оказания помощи при стихийных бедствиях.

В военных сражениях боевые группы авианосцев играют важную роль в обеспечении авиационной поддержки военно-морских и сухопутных войск, а также присутствуют при проведении противолодочных операций и сбора разведданных.

Следовательно, авианосцы переживают не просто второе рождение, а получают активное распространение. Авианосцы скоро будут доминировать в военно-морских силах Индо-Тихоокеанского региона.

В кризисных ситуациях или в периоды международной напряжённости они служат мощным заслоном.

Самое главное в том, что во время военных действиях авианосцы по-прежнему играют бесценную роль.

Безусловно, большинство нынешних или будущих авианосцев Индо-Тихоокеанского региона имеют значительные ограничения. Главная особенность, что они невелики по размерам и способны нести лишь небольшое количество истребителей с неподвижным крылом.

Более того, конструкция «трамплина» резко ограничивает количество одновременно задействованных самолётов, а также снижает полезность самого самолёта, которому приходится нести столько топлива, что буквально превращается в летающий бензобак, и только горстку оружия.

Однако эти технологические ограничения, вероятно, будут устранены в более поздних конструкциях авианосцев. Таким образом, несмотря на их уязвимость, ценность авианосцев сохраняется.

Ричард А. Битцингер — независимый аналитик в области международной безопасности. Ранее он был старшим научным сотрудником Программы военных преобразований в Школе международных исследований им. С. Раджаратнама (RSIS) в Сингапуре. Его исследования сосредоточены на вопросах безопасности и обороны, связанных с Азиатско-Тихоокеанским регионом, в том числе на подъёме Китая как военной державы, военной модернизации и распространении вооружений в регионе.

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды TheEpochTimes.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!

Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА