Гонконг «потерял» всеобщее избирательное право, а выборы главы администрации были политическим шоу

«Такие «выборы» вселяют в вас уверенность, что вы либо дурак, либо обманываете себя
Автор: 26.07.2022 Обновлено: 26.07.2022 11:11
Результаты выборов главы администрации Гонконга были вполне ожидаемые. Единственный кандидат от Коммунистической партии Китая (КПК), Ли Ка-чиу, был объявлен победителем после формальной конституционной процедуры.

Из 1461 избирателя, имеющего право голоса, на выборах 7 мая проголосовали 1428 человек. В итоге Ли получил 1416 голосов «ЗА» и восемь голосов «ПРОТИВ», что является самым высоким показателем «ЗА», среди когда-либо зарегистрированных для главы администрации Гонконга, превзойдя показатель Дональда Цана в 82,26% в 2007 году. Но на ряду с этим Ли имеет самый низкий рейтинг общественного одобрения в истории Гонконга.

С момента главенства компартии в Гонконге избирательный комитет, отвечающий за выбор главы администрации, увеличился с 800 до 1500 человек, но он по-прежнему состоит только из людей, назначенных правительством.

История невыполненных обещаний

С тех пор как в 1997 году КПК упрочилась в Гонконге, среди демократических групп и даже партий, поддерживающих КПК, раздавались голоса в поддержку всеобщего избирательного права, но Гонконг продолжал отдаляться от конституционного права голоса среди взрослого населения.

В 2007 году КПК «позволила» оставить избирательное право для главы администрации Гонконга до 2017 года.

Однако во время «консультаций по политической реформе» в 2013 году правительство исключило «участие в выборах независимых граждан», назвав это нарушением конституции. 10 июня 2014 года информационное бюро Госсовета КПК опубликовало документ, в котором говорилось, что кандидат на пост главы специального административного района Гонконг «должен быть патриотом Гонконга».

31 августа 2014 г. законодательный орган принял решение об использовании избирательного права для проведения выборов главы исполнительной власти Специального административного района Гонконг и о том, как будет сформирован Законодательный совет в 2016 г. (Решение №831).

Было решено не выдвигать кандидатов от гражданских лиц и политических партий. В нём также оговаривались размер и состав комитета по выдвижению кандидатур, а также устанавливалось, что кандидат на пост главного исполнительного директора должен получать поддержку более половины членов комитета, и что количество кандидатов ограничено двумя-тремя.

«Решение 831» напрямую спровоцировало «Революцию зонтиков»* в Гонконге. Начиная с 26 сентября 2014 года в течение 79 дней студенческие организации средних школ и университетов, а также граждане Гонконга выступили с протестом, требуя подлинного всеобщего избирательного права. Протестующие заняли несколько основных дорог и устроили сидячие забастовки и шествия. Их основные требования заключались в том, чтобы отозвать «Решение 831», получить право выдвижения кандидатуры на выборах главы исполнительной власти и упразднить избирательные округа Законодательного совета.

После нескольких фальшивых политических реформ, всеобщее избирательное право в Основном законе так и не было реализовано. Кроме того, правительство Гонконга в 2016 году дисквалифицировало ряд демократических членов Законодательного совета и попыталось в 2019 году внести поправки в «Указ о беглых преступниках» (известный как законопроект об экстрадиции).

Эти факторы в конечном итоге привели к движению за внесение поправок в закон о запрете экстрадиции (ELAB) в 2019 году. Во время этого движения Ли был назначен министром безопасности. Полиция Гонконга подавляла демонстрантов водометами, резиновыми пулями и даже боевыми патронами. Обвинив зарубежные силы в участии в протесте, КПК, пренебрегая законодательным процессом, приняла Закон о национальной безопасности Гонконга.

После принятия в 2021 году Закона о национальной безопасности КПК приступила к «улучшению» избирательной системы на основе принципа «патриоты правят Гонконгом». Он вопиющим образом нарушил положения Основного закона и прямо позволил официальному законодательному органу принимать решение о будущих методах избрания главы исполнительной власти Гонконга и Законодательного совета.

Создав Комитет по отбору кандидатов, КПК ещё больше сузила возможность участия в нём демократических представителей.

Низкий рейтинг одобрения Ли

Чунг Ким Ва, учёный и заместитель директора Гонконгского института исследования общественного мнения (PORI), так прокомментировал слова Ли:

«Такие «выборы» вселяют в вас уверенность, что вы либо дурак, либо обманываете себя, потому что эти голоса дал ему не народ, а Пекин», — сказал учёный изданию The Epoch Times.

Согласно опросу, проведённому PORI, в марте, за месяц до того как Ли ушёл с поста главного секретаря, его настоящий рейтинг одобрения составил минус 14 пунктов.

«Оценивая работу Ли за последние пять лет, можно сказать, что ему будет сложно эффективно выполнять роль руководителя и завоёвывать доверие людей. Кроме того, у него нет опыта в области финансовой деятельности, понимания потребностей бизнеса, сферы ЖКХ, медицинской сферы, нет должного образования и опыта. Если так продолжится и дальше, Гонконг ожидает дальнейший отток капитала и талантливых людей. Ли не даёт Гонконгу никакой надежды!», — сказал Чанг.

Изменение кадровой стратегии

Иван Чой Чи-Кеунг, обозреватель и старший преподаватель Китайского университета Гонконга, сказал, что Ли предлагает «новое видение» управления Гонконгом. По его мнению, в кадровой стратегии произошли изменения. Теперь Пекин сосредоточен на политической лояльности, дисциплине и правоприемности.

По словам Ивана, старая модель управления, в которой упор делался на рациональность, справедливость и открытость, «раздражала» Пекин. Всё больше и больше военных офицеров и полицейских занимают руководящие посты в правительстве, включая директора канцелярии главы исполнительной власти, главного секретаря Администрации, а сейчас уже и должность генерального директора.

Всеобщее избирательное право недействительно

«Статья 45 Основного закона, касающаяся выборов всеобщим голосованием, более не является действительной», — сообщил изданию The Epoch Time независимый учёный и бывший доцент кафедры политики и международных отношений Баптистского университета Бенсон Вонг Вай-Квок.

Сейчас положение Ли в обществе держится за счёт злоупотребления властью со стороны Министерства национальной безопасности и полиции, создания террора для поддержания «стабильности», а также демонстрации лояльности КПК.

Однако самые большие проблемы, перед которыми стоит Ли, — это экономический спад, волна эммиграции, вывод иностранных инвестиций, эпидемия COVID-19 и низкие управленческие навыки. Кроме того, если центральное правительство не будет им удовлетворено или произойдёт резкое изменение повестки дня, скорее всего Пекин заменит его.

Бенсон Вонг добавил, что не удивится, если во время правления Ли в Гонконге вспыхнет «третье восстание против тирании». Несмотря на то, что многие из основных продемократических активистов были разогнаны или заключены в тюрьму, политические репрессии и коррупция на всех уровнях только усилились. В сочетании с надвигающимся экономическим кризисом недовольство властью продолжает расти, и рано или поздно эта чаша переполнится.

__________________________

* Революция зонтиковдемонстрации граждан Специального административного района «Гонконг», протестующих против намерений властей в Пекине контролировать выборный процесс в местные органы власти, требующих предоставления подлинного всеобщего избирательного права, а также отставки действующего главы исполнительной власти Гонконга Лян Чжэньина.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА