Школа в церкви. Дети, эвакуированные из Вест Хэма и Бирмингема, используют церковь Всех Святых, Бишопсвуд, Росс-на-Уайе, в качестве школьного помещения из-за отсутствия мест в школе. Церковь расположена в лесу в долине Уай, и если погода тёплая, то дети проводят уроки на открытом воздухе. (Фото: Hulton Archive/Getty Images) | Epoch Times Россия
Школа в церкви. Дети, эвакуированные из Вест Хэма и Бирмингема, используют церковь Всех Святых, Бишопсвуд, Росс-на-Уайе, в качестве школьного помещения из-за отсутствия мест в школе. Церковь расположена в лесу в долине Уай, и если погода тёплая, то дети проводят уроки на открытом воздухе. (Фото: Hulton Archive/Getty Images)

Как Хорас Манн разрушил традиционное образование и Америку

Это вторая статья из серии статей, посвящённой истокам государственного образования в Соединённых Штатах.
Автор: 03.02.2022 Обновлено: 03.02.2022 13:41

До того, как правительство взяло на себя управление образованием в Массачусетсе, а затем и во всех остальных американских штатах, в стране существовала процветающая система образования, которая формировала самое образованное население на планете. Но потом появился Хорас Манн, и всё изменилось

Преобладание домашнего обучения в Америке

В раннем американском школьном образовании преобладало домашнее обучение наряду с активной образовательной системой на свободном рынке.

Кроме того, в Америке в основном преобладали школы, управляемые церквями и предпринимателями. Существовало также и частное репетиторство.

Многие отцы-основатели Америки, как и всё остальное население, получали основное образование дома. Даже дети из бедных семей могли получить начальное образование, которое обеспечивалось в основном церквями и филантропами. Квакеры, например, содержали школы, в которые принимали всех желающих, независимо от их платёжеспособности.

Государственные школы, финансируемые за счёт налогов, особенно в том виде, в котором они существуют сегодня, были бы немыслимы для американцев, живших в XVII-XIX веке. Образование без Библии и Бога было для людей того времени немыслимым, возмутительным и неприемлемым.

Во второй половине XVIII века люди были образованнее

Задолго до того, как правительство захватило контроль над образованием, американцы были очень образованными. Данные о грамотности и огромное количество неподтверждённых свидетельств той эпохи показывают, что уровень знаний у людей во второй половине XVIII века был значительно выше, чем сегодня. Современные исследования на эту тему подтверждают это.

Большинство детей учились читать дома, ещё не переступив порог официальной школы, пользуясь простыми и дешёвыми букварями, которые значительно превосходили почти все сегодняшние учебники по обучению чтению.

Зарождение государственной системы обучения

Всё изменилось, когда появился амбициозный юрист, ставший политиком и реформатором образования, почти не имевший педагогического опыта. У него были грандиозные идеи и мессианские замыслы, которые в итоге привели к полной перестройке всей системы образования в Соединённых Штатах. Его имя Хорас Манн.

В первой статье этой образовательной серии, «Генезис государственных школ: Коллективизм и неудачи» были раскрыты практически неизвестные истоки возникновения государственных школ в Америке. Всё началось с ныне малоизвестного коммуниста по имени Роберт Оуэн и его несостоявшейся колонии коллективистов в Индиане, известной как «Новая гармония».

Прусская модель образования

Труды Оуэна об образовании в начале XIX века вдохновили короля Пруссии на создание национальной государственной системы образования, основанной на идеалах статизма — государственного образования от государства и для государства.

Тоталитарная система Пруссии включала обязательное обучение всех детей. Их разделяли на возрастные группы, прививали государственное мышление и многое другое. Мощные полицейские силы были брошены на борьбу с теми, кто не выполнял требований. Это была первая в мире система такого рода, но она не стала последней.

Прусская система, вдохновлённая Оуэном, поразила воображение Манна и его богатых единомышленников. Эта элита, получившая образование в Гарварде, всё больше отказывалась от ортодоксального христианства, которое определяло раннюю Америку, в пользу либеральных унитарианских и светских идей о человеке и природе. Они были одержимы идеей реформировать человека и общество в соответствии со своими представлениями и нормами морали.

Преобразование системы обучения

Будучи политиком в Законодательном собрании штата, Манн упорно работал над расширением сфер влияния правительства во всех областях. И уже к середине 30-х годов XIX века реформатор образования был готов к беспрецедентному продвижению Большого правительства в Соединённых Штатах и к полному захвату системы образования государством.

Заручившись поддержкой губернатора, благожелательно настроенного к их идеям, Манн и его сторонники приступили в 1837 году к реализации своего плана реорганизации образования. План включал создание первого в Америке «Совета по образованию», который должен был контролировать систему образования во всём штате. Манн был выбран первым секретарём совета.

То, что Манн представил консервативной общественности, полностью отличалось от того, что существовало до него.

Вся методика обучения должна была быть основана на прусской модели, запущенной двумя десятилетиями ранее. По словам Манна, одной из главных целей новой системы образования, создаваемой им в Массачусетсе, должно было стать «уравнивание жизненных условий людей» и искоренение бедности. Это, по сути, такая же коллективистская идеология, которую исповедовали Оуэн и его ученики несколькими десятилетиями ранее.

Основой системы, задуманной Манном, была сеть государственных «семинарий» или «обычных школ», которые должны были обучить всех учителей Массачусетса тому, что необходимо штату. Потребовалось немного времени, чтобы спонсируемые государством «обычные школы» начали прививать будущим учителям натуралистические взгляды Манна на религию, в том числе распространять шарлатанскую френологическую книгу «Конституция человека».

Утопические воззрения

Хотя христианство и реформация способствовали распространению образования, Манн, как и Оуэн до него, отверг Библию и ортодоксальное христианство, но только более спокойно, что поставило его далеко за рамки основного направления в Америке 1800-х годов. Под предлогом устранения «сектантских» идей он прилагал все усилия, чтобы уничтожить христианские корни образования в Массачусетсе и за его пределами.

Манн также разделял взгляды Оуэна в отношении природы человека. Преобладающее кальвинистское мировоззрение в ранней Америке гласило, что человек по рождению полностью развращён, и поэтому правительство должно быть строго ограничено в своих полномочиях. Однако Оуэн и Манн верили, что люди в основе своей хорошие, и что правильная политика и образование сделают человечество совершенным и создадут необходимые условия для идеального общественного строя.

Манн и его соратники горячо верили в силу правительства, способного мудро направить человечество к идиллическому будущему. Он регулярно использовал возвышенную риторику о благожелательной, патерналистской роли правительства, которая впоследствии станет излюбленной «песней» самых безжалостных тоталитаристов XX века.

Надежды Манна не оправдались

Взгляды Манна и Оуэна в итоге возобладали над традиционным подходом к обучению, который оттачивался и совершенствовался на протяжении веков. Манн предполагал, что благодаря государственным школам, «девять из десяти преступлений в Уголовном кодексе» устареют, но в действительности это привело к небывалому росту преступности и нравственному разложению.

В своих «Лекциях и ежегодных отчётах по образованию» 1867 года Манн утверждал, что те, кто занимается «священным делом образования», «вправе рассматривать всех родителей как заложников нашего дела». Незадолго до своего назначения на пост министра образования он упивался мыслью о том, что «умы такого множества людей будущего» в какой-то мере зависят от него.

Хотя Манна, часто вполне заслуженно, называют одним из основателей государственного образования в Соединённых Штатах, полная история всего этого выглядит немного иначе. На самом деле до Манна в Массачусетсе уже имело место вмешательство государства в образование, включая некоторые «общеобразовательные школы», уходящие корнями в пуританскую библейскую колонию начала XVII века. Эта история хорошо известна и документирована.

«Закон о старом заблуждении сатаны»

Первые законы Содружества об образовании — фактически первые законы об образовании во всей Северной Америке, включали «Закон о старом заблуждении сатаны» 1640-х годов. Текст закона многое говорит об образе мыслей той эпохи.

Предпосылка была такова: один из «главных проектов этого старого обманщика, сатаны» состоял в том, чтобы «удержать людей от познания Священного Писания». Исходя из этого, законодатели решили, что города должны позаботиться о том, чтобы каждый человек умел читать. Поэтому городам, в которых проживало более определённого числа жителей, было предписано следить за тем, чтобы дети умели читать, альтернативой этому был сатанинский обман, заключающийся в незнании Библии.

Церковь и государство — неразделимые институты

Современная концепция «отделения церкви от государства» была совершенно чужда пуританским основателям, которые заложили фундамент того, что в итоге стало Соединёнными Штатами Америки. Для них государство было божественным институтом, созданным Богом и призванным исполнять Божьи повеления, прежде всего, наказывать зло, как его определил Бог. Именно поэтому они считали правильным использовать церковь и государство, которые, по их мнению, являлись неразделимыми институтами, для обучения детей.

Дискредитация частных школ

Но даже в Массачусетсе, одной из немногих юрисдикций, где правительство уже имело отношение к образованию, к началу и середине XIX века свободный рынок и христианство всё же доминировали на образовательной сцене. Общие школы переживали резкий упадок, поскольку подавляющее большинство родителей предпочитали обучать своих детей дома или в значительно превосходящих по качеству частных школах.

Так было до тех пор, пока не появился Манн и не создал первую в Америке государственную бюрократическую систему государственных школ, финансируемую за счёт налогов на имущество. Наряду с воинствующей секуляризацией образования, Манн и его соратники вели кампанию по демонизации уникальных частных академий штата, а также родителей, которые отправляли туда своих детей.

До Манна в образовании главной целью было познание Бога

До Манна в Америке и во всём западном мире образование рассматривалось как процесс предоставления детям интеллектуальных инструментов и моральных наставлений. Главной целью было познание Бога, а развитие интеллектуальных способностей детей было второстепенной задачей.

Однако после Манна произошла радикальная трансформация. Так называемое прогрессивное образование стало новой нормой. Школы должны были служить инструментом для изменения человеческой природы и общества ради достижения на Земле небесных идеалов.

Одним из наиболее масштабных нововведений в школах при Манне было обучение «методу чтения целых слов», в отличие от фонетического метода, который использовался на протяжении тысячелетий. Это история закончилась катастрофой в сфере образования. Это имеет решающее значение для понимания современного кризиса неграмотности, о чём говорится в одной из следующих статей этой образовательной серии.

Разрушив государственное образование в Массачусетсе, Манн отправился в Пруссию, чтобы глубже понять централизованную систему индоктринации этого режима. Вернувшись в Соединённые Штаты, он дал отпор нападающим консерваторам, которые не поддерживали его планы. Затем он путешествовал по стране как евангелист, пропагандируя государственные школы, успешно продвигая прусскую систему в штате за штатом.

Утописты верили, что государственные школы превратят Пруссию и другие государства в рай просвещения и прогресса. Реальность, к сожалению, оказалась не столь приятной. В Пруссии государственная система образования привела к полному превращению Германии в один из самых деспотичных режимов в истории человечества.

А как менялась система образования в России?

Первые декреты советской власти полностью разрушили всю дореволюционную систему образования. Нужно было строить новое общество, и строить его должны были воспитанники уже новой советской школы.

Алекс Ньюманлауреат международных премий, журналист, педагог, автор и консультант, соавтор книги «Преступления педагогов: Как утописты используют государственные школы для уничтожения американских детей». Ньюман также исполнительный директор организации Public School Exit, генеральный директор Liberty Sentinel Media и пишет для различных изданий в США и за рубежом.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА