Китайский барьер для Голливуда

Пекин сторонится «любого с антикитайской позицией, как и его фильмов»
Автор: 17.02.2022 Обновлено: 17.02.2022 18:05
Леброн Джеймс — звезда баскетбола, ставший кинозвездой. В прошлом году он сыграл главную роль в фильме «Космический джем: новое поколение» — откровенном провале, ориентированном «на могучий китайский рынок», согласно The Hollywood Reporter.

По словам авторов издания, Джеймс — «весомый товар в помешанной на баскетболе стране, где производятся его фирменные кроссовки Nike».

К сожалению, его фильм так и не прошел китайскую цензуру. Почему?

Одним словом-Nike

Как сообщало издание Variety, в начале 2021 года «китайские потребители потребовали бойкота бренда Nike из-за высказываний компании по поводу принудительного труда в регионе Синьцзян, где, по данным правительства США, Пекин совершает геноцид в отношении местного населения». Несколько китайцев «были настолько возмущены, что сожгли свои кроссовки Nike, опубликовав этот процесс в социальных сетях».

Учитывая, что в анимационном фильме Джеймс носит обувь Nike, утверждения Variety кажутся правдивыми.

Согласно статье The Hollywood Reporter, другие фильмы отчаянно пытались угодить китайскому рынку, такие как «Шан-Чи и легенда десяти колец» и «Вечные». Однако они не смогли пробиться через коммунистическую цензуру. Аргументы, что эти фильмы «были созданы с участием китайских талантов, чтобы произвести гигантское впечатление на рынке, не сработали. Всё было безрезультатно». Ни один из этих фильмов так и не попал в китайский кинотеатр.

Если вы испытываете пьянящее чувство злорадства, то вы не одиноки. В конце концов, Голливуд, по сути, отвернулся от американского народа, снимая фильмы для китайской аудитории. Но и этот план уже не окупается, как раньше.

Китайский барьер для Голливуда

Китайский театр Граумана в Голливуде называется теперь TCL Chinese Theatre, так как права на название объекта выкупила китайская компания TCL Electronics в 2013 году. (Frederic J. Brown/AFP/Getty Images)

Замена качества количеством

В декабре автор Дерек Томпсон написал замечательное эссе, в котором прекрасно описана голливудская проблема.

«Что изменилось, — писал он, — так это не умы, а рынки».

Точнее, международный рынок блокбастеров. В попытке захватить глобальную аудиторию, а не только западную — студии стали меньше внимания уделять развитию характеров и остроумным диалогам и больше спецэффектам. Подлинные острые ощущения были заменены эстетически дорогими, но по своей сути дешёвыми.

«Одновременно, — по словам Томпсона, — растущие затраты на производство и маркетинг блокбастеров побуждали крупные студии делать ставки на безопасные проекты».

Это означало всё больше и больше франшиз. Вспомните «Гарри Поттера», «Властелина колец», «Трансформеров», «Человека-паука», «Железного человека», «Лигу справедливости», «Форсаж» и т. д. Конечно, не все из них плохие. Некоторые из них довольно хороши. Кроме того, фильмы-франшизы существовали задолго до того, как Дэниэл Рэдклифф и Шайа Лабаф стали известными.

У нас были «Рэмбо», «Рокки», «Крепкий орешек», «Смертельное оружие», «Полицейский из Беверли-Хиллз» и т. д. Но это были типично американские фильмы. Конечно, они по-прежнему имели бы глобальный успех. Но персонажами фильмов были американцы. Брюс Уиллис, Мел Гибсон, Сильвестр Сталлоне и Эдди Мерфи — харизматичные герои с предысторией и настоящей личностью. Увы, времена сложных персонажей давно прошли. Вместо этого гораздо проще создавать тот же старый контент с небольшими изменениями.

Как отметил Томпсон, изменения на рынке «создали самовоспроизводящийся цикл»: американские кинозрители (преступно!) игнорируют хорошо отрецензированные оригинальные фильмы без компьютерной графики, поскольку многие из них резервируют свои ежегодные билеты в кино на уже известные им истории. Киностудии реагируют на такое поведение аудитории и стимулируют его, вкладывая больше средств в насыщенные действием франшизы, подтверждая и усиливая стремление аудитории к взрывным сиквелам».

Сколько сиквелов? Ну, столько, сколько хочет Китай. По крайней мере, так было до недавнего времени. Однако в прошлом году на китайский рынок вышел «Форсаж 9» (да, девятая часть), и реакция на него была в лучшем случае прохладной.

Согласно South China Morning Post, фильм «собрал 1,2 млрд юаней ($187 млн) в прокате Китая в начале этого месяца и стал долгожданным толчком для ослабленной голливудской индустрии». Тем не менее, этот блестящий показатель далёк от кассовых сборов в Китае предыдущих фильмов франшизы. Его восьмая часть собрала 2,7 млрд юаней в 2017 году, а седьмая — 2,4 млрд юаней в 2015 году.

Китай усилил цензуру

Почему Китай разочаровался в Голливуде? Существуют две причины, как отмечает газета South China Morning Post:

«Инсайдеры винят повторяющийся характер американских кинофраншиз и рост стоимости производства в китайском кино».

Однако важно отметить, что компартия Китая не полностью закрыла дверь для Голливуда. Она лишь ввела более строгие ограничения. Барьеры для входа были значительно усилены, и только самые дружественные Китаю фильмы получили зелёный свет.

Как недавно заметил журналист Дипанджан Рой Чаудхури:

«Компартия Китая уделяет большое внимание содержанию голливудских фильмов и поведению студии, режиссёров и актёров по отношению к Китаю».

Пекин сторонится «любого с антикитайской позицией, как и его фильмов».

Чаудхури приводит в пример режиссёра «Вечных» Хлою Чжао. Она «стала бельмом на глазу компартии после того, как её старые антикитайские цитаты стали вирусными. В одной из них она утверждала, что „в Китае ложь везде“.

Чтобы выйти на самый прибыльный в мире китайский кинорынок, руководителям Голливуда придётся прибегнуть к ещё большей самоцензуре.

Теперь они оказались перед важным вопросом: следует ли нам удвоить обязательства перед Китаем, или мы должны начать снимать фильмы, обладающие определённой целостностью и художественными достоинствами? Этот вопрос очень важен. Следующие несколько месяцев дадут нам ответ.

Джон Мак Глионн, исследователь и эссеист. Публикуется в New York Post, Sydney Morning Herald, Newsweek, National Review, Spectator US и др.

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА