Прихожане молятся во время службы «Двадцать первое воскресенье после Пятидесятницы» с отцом Джеймсом Коллинзом в англиканской церкви Святого Павла в Сиднее, Австралия, 25 октября 2020 года. (Lisa Maree Williams/Getty Images) | Epoch Times Россия
Прихожане молятся во время службы «Двадцать первое воскресенье после Пятидесятницы» с отцом Джеймсом Коллинзом в англиканской церкви Святого Павла в Сиднее, Австралия, 25 октября 2020 года. (Lisa Maree Williams/Getty Images)

Отказ от бога может привести к катастрофическим последствиям

Австралийская правовая традиция не может претендовать на историческую глубину как в США, но она была построена на прочном религиозном фундаменте
Автор: 17.07.2022 Обновлено: 17.07.2022 09:53
Хотя австралийская правовая традиция не может претендовать на историческую глубину как в Соединённых Штатах, тем не менее она была построена на прочном религиозном фундаменте.

Островное государство имеет заметное влияние христианства — начиная с отплытия первого британского флота в Австралию в 1787 году, когда капитану Артуру Филлипу было поручено обеспечить надлежащее соблюдение христианской религии и предпринять такие шаги, которые были необходимы для проведения публичных богослужений.

Конечно, это не означает, что люди других религий не приветствовались или что для тех, кто живет на этой земле, существовала какая-либо обязанность принадлежать к христианской религии или, вообще, к какой-либо религии. Однако губернатор Филлип «высоко оценил роль религии, и особенно христианства, как основы упорядоченного и цивилизованного общества».

Хотя роль христианства в истории Австралии неоспорима, когда упоминаются эти важные факты, их часто критикуют и с презрением отметают. На данный момент религиозный состав Австралии заметно изменился за последние 50 лет и недавняя перепись населения 2021 года показывает, что австралийцы менее религиозны, чем когда-либо.

Впервые менее половины австралийцев считают себя христианами. На самом деле, только менее 44% населения в настоящее время исповедуют христианство, по сравнению с 52% пятью годами ранее и 61% в 2011 году. Когда в 1911 году была проведена первая перепись населения, 96% австралийцев назвали себя христианами.

За последнее десятилетие отход от этой религии быстро ускорился, хотя с 1960-х годов он неуклонно сокращается. По данным переписи населения 1961 года, только 0,7% австралийцев заявили, что не исповедуют никакой религии. Но сейчас почти 40% австралийцев говорят, что у них нет религиозных убеждений. Исходя из текущих тенденций, к моменту проведения следующей переписи населения в 2026 году число нерелигиозных людей превысит число христиан.

Почему религия полезна для общества

Сейчас самое подходящее время для учёта ощутимых человеческих и социальных преимуществ религии и признания потенциальных недостатков превращения Австралии в менее религиозное общество, учитывая растущее число австралийцев, заявляющих, что у них нет религиозных убеждений.

Родни Старк — один из ведущих мировых авторитетов в области социологии религии. В течение многих лет этот номинант на Пулитцеровскую премию был профессором социологии в Вашингтонском университете. Он автор более 150 научных статей и 32 книг, в том числе нескольких широко используемых учебников по социологии.

В попытке подняться над гвалтом «культурных войн» и сосредоточиться исключительно на фактах, Старк в своей книге «Благословения Америки: Как религия приносит пользу всем, включая атеистов»  стремился измерить влияние религиозных убеждений на общество.

Сравнивая менее религиозных и нерелигиозных людей, Старк пришёл к выводу, что религиозные люди:

  • Гораздо реже совершают преступления в любом возрасте.
  • Гораздо более склонны вносить свой вклад даже в светские благотворительные организации, добровольно посвящать своё время социально полезным программам и активно участвовать в общественных делах.
  • Обладают превосходным психическим здоровьем — они более счастливы, менее невротичны и гораздо реже совершают самоубийства.
  • Обладают превосходным физическим здоровьем, имея среднюю продолжительность жизни более чем на семь лет больше, чем у нерелигиозных людей.
  • Выражают более высокую степень удовлетворенности своим браком и значительно реже допускают жестокое обращение со своими супругами и детьми.
  • Лучше справляются со стандартными тестами успеваемости и гораздо реже бросают школу, что особенно верно для этнических меньшинств.
  • Гораздо меньше подвержены риску оказаться безработными или жить на социальное пособие.

Что потеряно с упадком христианства

Поэтому австралийцам следует тщательно обдумать, сколько они могут потерять как общество, став менее религиозными. Ценности приходят к нам вслед за своим историческим прошлым, и когда мы пытаемся разорвать все связи с этим прошлым, мы рискуем перерезать жизненные линии, от которых эти ценности по существу зависят.

Например, когда значительное большинство австралийцев приняло христианскую религию, было достигнуто общее согласие по фундаментальным моральным вопросам.

Закон отражал моральные принципы христианства, которые требовали равенства перед законом и защиты неотъемлемых прав на жизнь, свободу и собственность. Задача политических лидеров состояла в основном в том, чтобы поддерживать эти объективные принципы, которые раньше лежали в основе правовой системы и защищали от произвола правительства.

Но в настоящее время Австралия стала свидетелем растущего антагонизма ко всему, что может быть отдалённо связано с христианской религией. По словам Майкла Квинлана , профессора и декана юридического факультета Университета Нотр-Дам, «современное отношение к христианству в Австралии и приведённые примеры указывают на то, что Австралия находится в процессе стремления, причём очень ускоренными темпами, отделить закон от его христианских корней».

Это, возможно, объясняет ужасающе покорное отношение большинства австралийцев во время пандемии. Эта проблема может быть объяснена впечатляющим упадком веры в Бога и религиозной практики.

Возможно, что упадок христианства привёл к созданию светского государства, которое предполагает более верное принятие правительства как всемогущего защитника общества. Таким образом, все объяснения, данные главными медицинскими работниками правительства, чьи советы политики затем навязывают покорному населению с большим уровнем фанатизма, полностью принимаются без дальнейших вопросов.

Нет человеческой ответственности без Бога

Я также отметил, что у многих сложилось совершенно искажённое представление о правительстве или о том, что правительства могут для них сделать. Такие люди теперь ожидают, что почти всё будет исходить от государства. Они слепо поклоняются на алтаре всемогущего государства, ожидая, что их «доброжелательные» правители будут действовать как их основные спасители и защитники.

У таких людей непоколебимая вера в правительство. Они искренне верят, что могущественное государство является главным поставщиком всех благ. Называйте это формой идолопоклонства, если хотите.

На мой взгляд, нет никаких сомнений в том, что снижение значимости религии также связано с соответствующей верой в то, что опора на «науку» решит все беды людей и социальные проблемы. Это противоречиво, потому что в основе всей науки лежит убеждение, что Вселенная упорядочена, убеждение, которое сделало большинство выдающихся деятелей современного научного метода не просто деистами, но, по сути, теистами.

Как отметил оксфордский профессор математики Джон К. Леннокс, «их вера в Бога отнюдь не была помехой для их науки, а часто была главным источником вдохновения для неё и они не стеснялись об этом говорить».

Как можно заметить, принятие нерелигиозного взгляда на человеческую природу и отход от религии неизбежно влечёт за собой последствия. Когда религия будет более всесторонне устранена из культуры и общества Австралии, будет довольно трудно игнорировать тот факт, что без веры в Бога нет и окончательной ответственности человека.

Или, как сказал русский писатель Федор Достоевский в «Братьях Карамазовых»:

«Если Бога не существует, все дозволено».

Это может привести к катастрофическим последствиям и я искренне опасаюсь за будущее Австралии.

Аугусто Циммерманн — профессор и заведующий кафедрой права в Шериданском институте высшего образования в Перте. Он также является президентом Ассоциации юридической теории Западной Австралии, главным редактором The Western Australian Jurist и был членом комиссии по правовой реформе штата Вашингтон с 2012 по 2017 год. Циммерманн также адъюнкт-профессор Университета Нотр-Дам в Австралии и автор многочисленных книг, в том числе «Директорат конституции Бразилии», «Западная правовая теория» и «Христианские основы общего права».

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают взгляды The Epoch Times.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА