«Афинская школа» Рафаэля. (Raphael via Wikimedia Commons)  | Epoch Times Россия
«Афинская школа» Рафаэля. (Raphael via Wikimedia Commons)

Первый президент США показал пример, как жить по законам природы и Бога

Джордж Вашингтон стал живым воплощением принципов «Декларации независимости»
Автор: 05.02.2022 Обновлено: 05.02.2022 10:55
Провозгласив свою независимость от Великобритании, американцы начали отстаивать свои неотъемлемые права. В своей «Декларации независимости» от 4 июля 1776 года они перечислили десять основных принципов, выражающих их неотъемлемые права.

Объявив об отделении, американцы прежде всего заявили о своём долге соблюдать «достойное уважение к мнению человечества», изложив причины своего решения.

1). Мнение человечества достойно уважения, поскольку люди обладают способностью к общению, к пониманию друг друга, к обоснованию своего поведения. Любое важное общественное действие влечёт за собой ответственность объяснения его перед судом разумных мужчин и женщин.

Оправдание себя, в свою очередь, требует от американцев изложения своего стандарта справедливости. Этим стандартом являются неотъемлемые естественные права, включая жизнь, свободу и стремление к счастью.

2). Справедливость входит в число четырёх основных классических добродетелей, определённых и разработанных Платоном, Цицероном и другими философами. Поведение в соответствии со справедливостью состоит из действий, защищающих естественные права в гражданском обществе: отстаивание этих прав; отделение себя от тех, кто их нарушает; уважение этих прав во всех других людях, поскольку «все люди созданы равными»; все в равной степени имеют право пользования своими естественными правами, которые не могут нарушать тираны.

Правительства, обеспечивающие такие права, создаются с согласия людей, которыми они управляют. Это означает, что согласие не может означать простого согласия или готовности. Оно может означать только обоснованное согласие.

3). Разумное согласие с естественным правом подразумевает некоторую степень другой классической добродетели — мудрости. В данном случае это то, что Аристотель называет «теоретической» мудростью, пониманием общих или абстрактных принципов. Американцы считают своим долгом понять не только их человеческую природу, но и природу англичан, французов и человека как такового.

4). Аристотель выделяет второй вид мудрости: «практическую» или «благоразумную» мудрость: способность находить разумные способы соблюдения прав человека, установленные в теории.

«Благоразумие, — говорится в Декларации, — требует, чтобы давно созданные правительства не менялись по незначительным и преходящим причинам».

Давно установленные правительства просуществовали долгое время по некоторым веским причинам: они выдержали испытание реальностью и имеют огромный опыт. Большая часть «Декларации независимости» посвящена пояснению того, почему эти причины не являются незначительными и преходящими. Они глубоки и долговечны, и не предвидеть их возможных результатов означало бы не проявить добродетели благоразумия.

5). С благоразумием тесно связана третья классическая добродетель — умеренность. Как и всё человечество, американцы проявили терпение, перенеся невзгоды и бедствия в качестве подданных Британской империи. Только «длинная череда злоупотреблений», свидетельствующая о намерении режима этой империи «подчинить их абсолютному деспотизму», даёт им не только право, но и обязанность избавиться от этого режима и попутно создать новый порядок для защиты их естественных прав. И благоразумие, и умеренность оправдывают право на революцию с одновременным созданием порядка, который будет лучше работать на практике.

6). Четвёртая классическая добродетель — мужество. Без этого мудрость, справедливость и умеренность сами по себе оставят вас в беде. Однажды один бейсбольный тренер сказал: «Хорошие парни финишируют последними». Соответственно, американцы заявляют о намерении защищать свои права с «мужской твёрдостью». Следует отметить, что мужественность в их понимании не имеет пола. Эбигейл Адамс была не менее мужественной, чем её муж Джон. Он это знал и говорил об этом.

Оглядываясь на Американскую революцию, он писал, что в те времена американские женщины проявляли не меньше мужества, чем их мужья и сыновья. Несколько десятилетий спустя французский политик Токвиль сказал, что Америка во многом обязана своим успехом в самоуправлении «превосходству её женщин» над теми, которых можно было увидеть в европейских бальных залах и салонах, где суровые добродетели вышли из моды.

7). Подписавшиеся под Декларацией противопоставляли добродетель и цивилизованность варварству, под которым они не имели в виду примитивность. Они имели в виду макиавеллизм, намерение править с помощью силы, обмана, жестокости и вероломства. По этим меркам политика английского монарха в отношении американских колонистов была варварской, какой бы «цивилизованной» она ни казалась из-за своей пышности и обстоятельств.

Аристотель понимает человеческую природу не только как рациональную, но и как политическую или гражданскую. Под «политической» природой он подразумевает способность управлять и быть управляемым, как это делают хорошие мужья и жёны в справедливо устроенном доме, и как это осуществляют граждане между собой. Политическое или гражданское правление контрастирует с родительским правлением — управлением детьми «для их же блага».

Гражданским эквивалентом этого была бы королевская власть, правление одного мужчины или одной женщины для блага подданных, которых часто называют «детьми» монарха. Политическое или гражданское правление также контрастирует с правлением господ над рабами, которое устанавливается на благо господина, а не раба. Добродетель цивилизации подразумевает отношение к людям как к равным гражданам, живущим при устройстве, призванном обеспечить каждому гражданину представительство в правительстве — правительстве по согласию. Цивилизованность оживит республиканское правление, которое придёт на смену британской тирании.

8). Американцы также почитают добродетель не столько классическую, сколько библейскую, а именно, смирение. Они подали петицию британскому монарху в смиренных выражениях. Библия учит, что смирение — это добродетель, потому что все равны перед Богом и ходят под Богом. Описывая своё право на независимость как право, установленное законами природы и Бога, подписавшие Декларацию демонстрируют аналогичное смирение. Они не щеголяют перед человечеством как люди, имеющие «исключительные» права. Они объявляют о намерении отстаивать свои права на основе законов природы, созданной Богом. Они не божественные творцы, а люди, принимающие Божьи дары.

Обращаясь к монарху в смиренных выражениях, они также апеллируют к великодушию своих «британских братьев» — народа Великобритании.

9). Великодушие — буквально величие души — венчает и олицетворяет классические добродетели. Аристотель описывает великодушного человека как человека, чья душа достаточно велика, чтобы вынести суровость жизни без обид, без мелкого возмездия, которое совершают люди малодушные. Американцы понимали, что их действия застанут британцев врасплох. Могущественная британская империя, источник национальной гордости, будет уменьшена. Отказавшись от смирения перед королём — смирение не есть низкопоклонство, — американцы требуют от его народа не меньше, чем величия души.

Не меньше они должны потребовать и от себя, считая британский народ не «врагами на войне», а «друзьями в мире». Они видят, что война за независимость вызовет в их собственных сердцах гнев против этого народа, точно так же, как они испытывали его в отношении короля Георга и британского парламента. Они поклялись великодушно приветствовать бывших врагов на полях сражений, как только мир будет восстановлен.

Никогда не было случая, чтобы библейское смирение и классическое великодушие легко сочетались друг с другом. Подписавшие «Декларацию независимости» объединили их. Они смогли это сделать, потому что понимали смирение как добродетель, в гражданском обществе сопутствующую должному почтению к монарху, поскольку он придерживается законов природы и Бога. Этим законам должны подчиняться народы и монархи, простолюдины и аристократы.

10). Наконец, друг другу американцы клянутся «нашей священной честью». Если американцы должны уважать мнение человечества, то они обязаны хранить достоинство и верность в великом и добром общем деле — установлении справедливого самоуправления в своей стране. Они не предадут друг друга. Они будут уважать мнение других, но в этом деле каждый заслужит доброе мнение своих соотечественников: «Первый на войне, первый в мире, первый в сердцах своих соотечественников».

Джордж Вашингтон стал образцом для американцев. На войне он проявил мужество на поле боя, а после войны — гражданское мужество, когда столкнулся с зарождавшимся военным переворотом. Первым в мире он проявил достойное уважение к человечеству в своей прощальной речи, призывая избегать военных союзов в Европе (тогда это был котёл войны) и приведя своих соотечественников к Конституции, призванной обеспечить справедливость для всех американских граждан.

Он доказал, что обладал мудростью установить правительство по согласию. И он завоевал сердца своих соотечественников своей неизменной вежливостью, скромностью, пресекая любое предложение сделать его монархом (король Георг никогда не думал, что он сможет устоять перед искушением), своим величием души и чувством чести — аристократическими добродетелями, которые он поставил на службу республиканским принципам, за которые американцы боролись.

Вашингтон стал живым воплощением принципов «Декларации независимости», их главным практиком и примером для американцев. Испытывая множество душевных испытаний, связанных с революционной сменой общественного порядка и мирным строительством, Вашингтон и его соотечественники никогда не считали эти добродетели исключительно американскими, а считали их общим достоянием всех людей, живущих по законам природы и Бога.

Взгляды, изложенные в этой статье, являются мнением автора и необязательно выражают взгляды The Epoch Times.

Уилл Морриси — почётный профессор политики в колледже Хиллсдейл и редактор журнала Will Morrisey Reviews, онлайн-издания с обзорами книг. Он является автором книги «Самоуправление, американская тема: президенты периода основания и гражданской войны» (2003 г.).

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА