Почему их не сломала революция? Алексей Лосев

«Есть учение о Боге, но это учение о Боге далеко, далеко от традиционного богослужения, далеко».
Автор: 14.10.2022 Обновлено: 14.10.2022 10:22
Почему советской душегубке не удалось, несмотря на массовые убийства, сломить дух выдающихся людей и уничтожить память о них?

Мандельштам, Гумилев, Заболоцкий, Введенский, Выготский, Вавилов, Цветаева, Ахматова… перечень очень и очень длинный, и он с каждым годом пополняется новыми именами. Память о них, их наследие уцелело несмотря ни на что. О трагических судьбах этих гениев моё поколение 60-х начало узнавать только в середине 80-х и то не из официальной прессы.

Их всех коммунистическая революция серпом и молотом пыталась прополоть, перелопатить, раскромсать с так называемой целью соорудить советского человека и построить новый мир, где «кто был ничем — стал бы всем». Но эта попытка не удалась. Почему? Начну отвечать на этот вопрос с истории жизни Алексея Фёдоровича Лосева.

Родился Алексей Фёдорович 22 сентября 1893 года в Новочеркасске. Отец, преподаватель математики и талантливый музыкант, оставил семью, отдавшись «богеме». Мать, дочь священника, воспитывала сына одна, дав ему прекрасное образование. В родном городе Алёша окончил классическую гимназию с золотой медалью, где программа обучения включала формирование широкого круга гуманитарных и эстетических знаний.

По восемь раз в неделю — в воскресенье утром и вечером, он посещал театр, записывал свои размышления в дневник, учился игре на скрипке у итальянца, выпускника Флорентийской консерватории. В 20-е годы он даже станет профессором Московской консерватории и напишет несколько работ по философии музыки.

Алексей Лосев обладал блестящей эрудицией и гимназию окончил сложившимся философом. Самым высшим и главным в его философии и образе мысли были нравственные ценности: порядочность, ответственность, честь. Нравственные нормы жизни привила ему нежно любящая и любимая мать, которая погибнет во время Гражданской войны. Алексей посвятит ей свой первый научный труд «Античный космос и современная наука».

Лосев окончил твердыню науки — Московский университет, сразу по двум специальностям: философия и классическая филология. Затем он повысит образование в Берлине, где ему будут открыты двери Королевской библиотеки и оперного театра. Вернувшись в Россию, он продолжит писать труды на любимые темы об античности и музыке.

До революции он вступит в религиозно-философское общество памяти Владимира Соловьёва, где познакомится с крупнейшими философами Серебряного века, авторами самого серьёзного по тем временам издания «Вехи» — Николаем Бердяевым, Евгением Трубецким, Семёном Франком, Сергеем Булгаковым, Павлом Флоренским.

Лосев написал для сборника «Вехи» объёмную статью «Русская философия», но в советской России статья не была опубликована. К тому времени новая власть закрыла издание, а в 1922 году разогнала и Вольную академию духовной культуры, тем самым начав душить корифеев русской философии. Какими-то неисповедимыми путями статья Лосева оказалась на Западе, гораздо позже она вернётся в Россию и будет переведена с немецкого.

Около двухсот известных учёных советская власть чудом высылает за рубеж на специальных «философских пароходах». Алексей Лосев был ещё молод и не казался властям птицей высокого полёта. В 1922 году он женился на Валентине Соколовой, знающей астрономию и математику, глубоко верующей. Венчал их сам Павел Флоренский. В 1923 году Лосев становится профессором Московского университета, при этом он служит в столичном храме Креста Господня, примыкает к движению имяславцев.

Лосевы тайно подстригаются в монахи от афонских старцев, повторяя поступок первых христиан в эпоху гонения на церковь двухтысячелетней давности. Супруги становятся Андроником и Афанасией в монашестве. Теперь наступило для них время мученичества, они знали, что мученичества им не избежать, но не знали, каково оно будет.

Алексей Фёдорович пишет титанический труд, так называемое восьмикнижие по античной философии. Последняя работа называется «Диалектика мифа», где автор глубоко исследует историю рождения мифа как древнейшую форму мировосприятия и логично обличает миф пролетарской идеологии.

Лосев пишет, что в молодой советской республике обожествляется материализм, классовая борьба и построение социализма в одной отдельно взятой стране, то есть, советское общество заставляет себя жить по законам мифологии. Лосевы издают за свой счёт книгу «Диалектика мифа», которая явно напрашивается на запрет, и они сознают, на что идут.

И оно, это мученичество, поспешит. На очередном съезде ВКП (б) Каганович обрушился на книгу «Диалектика мифа», окрестив её контрреволюционной, а Лосева заклеймил классовым врагом, реакционером и черносотенцем. В апреле 1930 года Лосева посадили в Лубянку, вскоре забрали и Валентину Михайловну. Они пробыли под арестом около 17 месяцев, несколько месяцев Лосев отсидел в одиночной камере.

Супруги были приговорены к 10 годам лагерей порознь. Философ идёт по этапу на строительство Беломорканала, проходит лагеря Кеми, Свирьстроя, Медвежьей горы. Жена философа сослана на Алтай учётчицей на лесоповал. Физический труд у Лосева на лесоповале продолжался по 12 часов в сутки в ледяной воде по пояс. За ночь одежда не просыхала. У Лосева активизируется и прогрессирует ревматизм, он теряет зрение.

Но супругам разрешили переписываться. Кому-то у власти, видимо, было весьма занятно читать переписку двух высокоинтеллигентных и высокообразованных людей, искренне любящих друг друга. Верная хранительница наследия Лосева, Аза Тахо-Годи, лишь в 2005 году издаст замечательную книгу «Радость на веки», где собрана переписка Лосевых лагерных времён.

Через эту переписку нам открылся личный жизненный подвиг великого учёного и философа Алексея Фёдоровича Лосева и Валентины Михайловны, всю себя отдавшей мужу. Переписка спасала, согревала, сохраняла их любовь в лагерном аду, поднимала их обоих над невыносимой действительностью в молитве.

«Скажи, родная, можно ли оставаться нормальным человеком и сохранить ясную и безмятежную улыбку, когда вокруг себя постоянно и неизменно слышишь самую отвратительную ругань, когда эта сплошная и дикая матерщина доводит иной раз почти до истерики!..

И это душевное растление длится не 5-6 дней, а несколько лет, когда душа распинается тысячей ненужных и вредных чувств и вещей, когда ум лишён всякой возможности (несколько лет!) сосредоточиться, когда душа расхищается ежеминутно, ежесекундно, когда рассеяние доходит до последних глубин и мутнеет сознание, как это бывает у алкоголика, у блудника, у наркомана… чистая злоба, нахальная и неприкрытая, обнажённый аффект слепого озлобления царит и вокруг меня, и, кажется, во мне».

Валентина Михайловна, монахиня Афанасия, отвечает стихотворением своему супругу:

Тобою к Богу приведённая,
Нездешним светом озарённая,
Воскресшая душа моя
С тобой всегда.

С тобою жизни крест пронёсшая,
Твои страданья перенёсшая,
Молящая душа моя
С тобой всегда.

И сердца огненных молений,
И чистых тайн всенощных бдений
Бессмертная душа моя
Полна всегда.

Земными зримая очами,
Бессонными распятая ночами,
Скорбящая душа твоя
Живёт всегда.

В обители, где умных молний
Горит огонь в прохладе горней,
Надмирная душа твоя
Живёт всегда.

Валентина Михайловна и Алексей Федорович Лосевы – заключенные Белбалтлага. 1933.Фото: /biography.wikireading.ru/

Валентина Михайловна и Алексей Федорович Лосевы – заключенные Белбалтлага. 1933.Фото: /biography.wikireading.ru/

И Судьба распорядилась вывести супругов из лагерного ада. Посланником её оказалась первая жена Горького, глава политического Красного Креста Екатерина Пешкова. Она добилась, чтобы сначала супругов свели в одном лагере, а после окончания строительства канала освободили по инвалидности и за ударный труд. Лосевым разрешили жить в Москве.

Возвращение из ссылки не возвратило Лосевых к нормальной жизни. Алексею Фёдоровичу запретили заниматься философией, попросили из Московского университета, с ними общались считаные единицы, остальные шарахались. Лосева, таким образом, пытались заставить мыслить материалистически, цитировать Маркса и Ленина.

Он пытался пойти на компромисс, попытаться мыслить, как все. Но у него ничего не получилось, вернее, получилось скверно. Не писать великий мыслитель не мог, поэтому писал в стол. Издательства даже отказались опубликовать его вне идеологический труд «Диалектические основы математики».

В то время в научных кругах гулял такой анекдот. Сталину доложили, что в советском философском цехе каким-то образом ужился один идеалист — Алексей Лосев. Вождь поинтересовался, где же другие идеалисты? Ему ответили, что нету.

«Тогда пусть будет один идеалист», —

разрешил вершитель судеб советского народа.

По Чьей воле Лосев избежал очередной ссылки, а может быть, и расстрела, мы можем догадаться.

А в 1944 году свершилась ещё одна милость Судьбы — Лосев получает место на филологической кафедре Московского государственного педагогического института, что вскоре поднимает институт до уровня самого солидного вуза страны. Лосев проработал в нём до 1980 года, полностью ослепнув. Судьбой ему было отмерено 94 года и восемь месяцев.

Валентина Михайловна Лосева. Последняя фотография. Фото: /biography.wikireading.ru/

Валентина Михайловна Лосева. Последняя фотография. Фото: /biography.wikireading.ru/

Валентина Михайловна преподавала в Московском авиационном институте на кафедре теоретической механики до самого ухода из жизни, опередив мужа на целых 34 года и оставив его в самых надёжных руках, тоже подарок Судьбы, — Азе Тахо-Годи, дочери первого прокурора Дагестана, расстрелянного в 1937 году, аспирантки Алексея Фёдоровича. Аза Тахо-Годи ещё жива, ей 99 лет.

Она подготовила к печати около пятисот работ Лосева, сохранила всё наследие великого философа, стояла у истоков создания Дома Лосева, где ныне расположена библиотека русской философии и культуры.

Теперь попробую ответить на вопрос, почему коммунистическая революция не смогла сломить великого философа и учёного. Думаю, мне поможет яснее ответить на этот вопрос документальный фильм «Лосев» Виктора Косаковского, который снимался в два последних года жизни учёного.

Обязательно посмотрите этот талантливый фильм, он многое раскрывает. Первая половина фильма — Лосев сидит в своём строгом кресле за столом, аккуратно заваленным рукописями, и отвечает на вопросы, которые задаёт ему Виктор. Потом зафиксирован последний день его жизни, который Лосев предугадал за два месяца и назвал число — 24 мая.

Это день святых просветителей, братьев Кирилла и Мефодия, почитаемых Лосевым всю жизнь. Потом прощание с умершим, похороны и последний кадр, долгий-долгий, целых три минуты сыпется на гроб земля, и будто земля не в состоянии засыпать могилу до конца, будто она будет сыпаться вечно.

Пожалуй, я процитирую Алексея Фёдоровича Лосева, и он сам ответит на мой вопрос:

«Я живу, страдаю, работаю, мучаюсь… Из-за чего? Судьба? Судьба. Почему я так живу, а не иначе? Почему я родился тогда, а не тогда? Не я же себя рожал. Почему? Неизвестно.

Мир и бытиё общее существуют или не существуют? Очевидно, существуют, а иначе мы упадём в субъективизм такого скверного буржуазного типа. Хорошо. Теперь: мир зависит от чего-нибудь или не зависит? Он ни от чего не зависит, потому что ничего другого нет, кроме мира. Нет же ничего другого! Всё другое это уже вошло в мир.

Значит, мир зависит сам от себя? Да. Значит, мир творит сам себя? Да. Значит, мир управляет сам собою? Да. Так позвольте, это же Бог! Бог же и есть начало какое? Которое творит всё, которое ни от чего не зависит, потому что ничего, кроме Бога, нет, которое всё впервые творит.

Почему? Потому что без Бога ничего другого и нет и быть не может! Значит, получается так: либо мы мыслим, что мир есть, либо нужно забыть о существовании мира и считать, что мир — это ерунда, непознаваемая и никому не нужная ерунда. Потому что что же Луна? Луна — это не мир, а только часть мира. Солнце — не мир, а только часть мира. Какой-то Артур Левега — это часть мира, а не весь мир… А где же мир-то весь? А весь мир представляет собой то ЦЕЛОЕ, которое неделимо на отдельные части, которое выше отдельных частей и выше их совокупности. Так позвольте, а это же и есть Бог! Который выше всего и всем управляет, и всем движет, и всё.

Уже в античности это уже всё там продумано было. Но там не было продумано одного: всё это продумывалось без понятия личности. Например, первоединое. Оно, конечно же, выше всего, оно, конечно, ни на что неделимо. Так что всё это правильно продумано и продумано по-христиански. И продумано по-христиански, но продумано как? Математически, и потому называется «единое», или эстетически, поэтому называется «благо».

Но оно не имеет имени, и поэтому оно не имеет мифа, оно не имеет священной истории, и вообще оно не есть, не есть личность. Я думаю, что в средние века пришли к понятию личности. В этом отношении они пошли дальше и выше античности, а новое время тоже стоит на точке зрения личности, но только имеет в виду личность не абсолютную, а человеческую, абсолютизирует человеческую личность.

«Ты хочешь сесть на место Божие»… Поэтому я отбрасываю абсолютизацию человеческой личности, а иначе у меня ничего не выйдет: с человеком ничего не выйдет. И всё равно я не буду захватывать то, что существует вне человеческой личности… А несомненно, что-то существует вне человеческой личности. Поэтому я бы говорил о личности, но только не в относительном, не в человечески абсолютизированном смысле, а о самой личности в абсолютном смысле. Конечно, это есть учение о Боге, но это учение о Боге далеко, далеко от традиционного богослужения, далеко.

Судьба. Так это и есть момент первоединства, потому что первоединство, поскольку оно охватывает всё в одной неделимой точке, оно и есть в конце концов есть судьба для каждого человека и для каждой вещи. Потому что ты не знаешь намерений Божьих, плана управления миром ты не знаешь.

Как же так? Это же есть высшее благо — Бог. А такое (неразборчиво) допускается. Но Богу это для чего-то надо. А надо это ему, в общей форме можно сказать, для спасения всего мира. Но почему? Молчи. Почему молчать? Потому что ты дурак, и формулировать все Божественные решения, все проявления Божественной воли ты не имеешь возможности. У тебя нет таких данных. Вот почему мы умираем и в то же время благословляем Божественную волю».

 

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА