Сатанинская пляска Карла Маркса

Действительно ли Маркс заключил сделку с дьяволом или продал ему свою душу?
Автор: 26.09.2022 Обновлено: 29.01.2024 09:08
Отец говорил о нём, что им «управляет сатана», Энгельс писал, что он чудовище, которого держат за волосы «десять тысяч чертей», а знакомые сравнивали его с Мефистофелем — дьяволом из пьесы Гёте. Что творилось в голове у человека, взгляды которого повлияли на самых жестоких диктаторов ХХ века и сторонники которого утверждают, что он всего лишь стремился к эгалитарному и справедливому обществу?

Сегодня уже известно, что коммунистические режимы принесли миру разрушение и разрушение. Только в ХХ веке при этих режимах было убито около 100 миллионов человек, ещё миллионы были порабощены, и были уничтожены целые культуры. Однако немало людей продолжают называть себя марксистами и упорно заявляют, что ни один коммунистический лидер никогда не реализовывал эту теорию так, как её представлял себе Карл Маркс. У Маркса, говорят, были благие намерения: он хотел создать справедливое общество, основанное на уравниловке.

Однако письма и стихи, написанные Марксом, наряду с написанными о нём биографиями, раскрывают сложную картину, намекающую на тёмные амбиции философа, связанные с разрушениями, которые в итоге свершили коммунистические диктатуры в ХХ веке. Оказывается, Маркс регулярно заигрывал с тёмной, чёрной стороной сверхъестественного. Он не проводил сеансов и не совершал различных сатанинских ритуалов, как предполагают некоторые писатели без каких-либо доказательств. Но количество демонических проявлений, связанных с ним, и тот факт, что биографы, входящие в число его сторонников, не отрицали этого, а иногда отвечали двусмысленностью и молчанием, позволяют отнестись к этим проявлениям серьёзно.

Отец писал о нём, что он «одержим нечистым духом», сын называл его «дорогой мой сатана», Энгельс писал, что он чудовище, которого держат за волосы «десять тысяч чертей», жена писала, что он был «злой негодяй», а знакомые сравнивали его с Фаустом или Мефистофель (дьявольским духом Фауста).

Сатанинская пляска Карла Маркса

Афиша к спектаклю «Фауст» Гёте. [Архив Рональда Гранта/Alamy Stock Photo]

«Были времена, когда Маркс казался одержимым бесовщиной», — писал биограф и эксперт академик Роберт Пейн в своей биографии Маркса от 1968 года в главе, озаглавленной «Бесы». Пейн был профессором английской литературы, написавшим различные биографии, самые известные из которых это биографии Адольфа Гитлера и Мао Цзэдуна после встречи с ними в 1937 и 1946 годах соответственно. Он написал несколько книг о Марксе, которые были опубликованы солидными издательствами «Simon & Schuster» и «New York University Press».

«Он придерживался дьявольского, злобного взгляда на мир, — считает Пейн, – и иногда он, казалось, знал, что творит злые дела». Важно отметить, что вопреки возможному предположению Пейн не был «ненавистником Маркса» и не писал для определённого идеологического лагеря. Он занимался более важной работой: был одним из основных биографов Маркса, поместивших его размышления в широкий контекст, включающий его различные сочинения и интересы.

Например, он писал об особом восхищении Маркса Гёте, из которого мог цитировать наизусть страницу за страницей. «У него была фотографическая память, и он мог с большим энтузиазмом цитировать длинные отрывки из Фауста, отдавая особое предпочтение речам Мефистофеля».

Гёте, кумир Маркса, был представителем европейского Просвещения конца XVIII — начала XIX веков. Его сочинения были в те дни критическим поворотным моментом в отношении существования некой трансцендентной, всезнающей власти, наблюдающей за людьми и миром. Сначала в поэме «Прометей» 1789 года Гёте описал существо, которое отвергает богов и призывает людей освободиться от небесных цепей и найти в себе внутреннюю ценность, ставя под сомнение верования прошлого. А позже, в 1832 году,

Гёте назовёт свою пьесу «Фауст» последним и заключительным произведением своей жизни. «Фауст» — это немецкая легенда о докторе Фаусте, волшебнике, который страстно желал познать смысл существования и магические законы природы. В итоге у Фауста в комнате появляется сам дьявол (Мефистофель), и с ним Фауст заключает сделку: в обмен на знания и вечную молодость продаёт ему свою душу.

Сатанинская пляска Карла Маркса

Мефисто (дьявол) делает Фаусту заманчивое предложение в обмен на его душу. [Рэй Ларго, 1998]

Гётевский сатана представляет собой комбинацию сатаны в иудаизме, где тот послан к людям, чтобы подстрекать и развращать их (к примеру, «Книга Иова»), и с христианским сатаной, который также способен заключать сделки с людьми и давать человеку силу. Его имена разнообразны: Мефистофель, Диаболо, Люцифер или Князь Тьмы.

В одном из своих стихотворений Маркс писал: «Сатанинские пары поднимаются и наполняют мозг, пока я не сойду с ума и моё сердце не изменится совершенно. Видишь меч — князь тьмы (сатана) продал его мне». Что именно имел в виду Маркс? Писал ли он серьёзно или шутя?

Генрих, отец Карла, задавался подобными вопросами. Встревоженный, он отправил сыну письмо 2 марта 1837 года, задаваясь вопросом, контролируют ли его мысли и сердце демоны или фаустовский сатана?

«Иногда моё сердце радуется, когда я думаю о тебе и о твоём будущем, — писал отец сыну. — И всё же иногда я не могу отделаться от мыслей, которые возбуждают во мне зловещие чувства и страх, как будто меня поражает молния в моих размышлениях: совместимо ли твоё сердце с твоей головой, твоими талантами? Испытываешь ли ты нежные земные чувства, весьма утешительные для чувствительного человека? Но если твоё сердце возбуждено и управляется демоном, что не с каждым происходит, то этот демон, кто он: небесный или фаустовский? Будешь ли ты когда-нибудь — и это не самое мучительное сомнение в моём сердце — будешь ли ты когда-нибудь способен на человеческое, домашнее счастье? И сможешь ли ты когда-нибудь без сожаления дарить счастье окружающим?».

Были исследователи, в большинстве своём марксисты, которые относились к демоническим стихам Маркса как к юношескому максимализму, которые не следует принимать всерьёз и читать их нужно отдельно от его более «зрелых» сочинений (мы обратимся к этому позже). Пейн думал, что это вздор, и что верно как раз обратное: его стихи на самом деле тесно связаны с его зрелым творчеством, и Маркс отнюдь не считал их «юношеским максимализмом».

Примером тому служит его особая любовь к строчке Мефистофеля из «Фауста»:

«Всё существующее заслуживает вымирания». Это высказывание, которое позже отразилось в коммунистическом манифесте через слово «упразднение»: «упразднение родины и национальности», «упразднение частной собственности» и «принудительный переворот рукой существующего режима» (в другом переводе: «переворот силой существующего общественного порядка»).

Ранние утверждения Маркса о демонах или «призраках» нашли отражение и в «Коммунистическом манифесте», который начинается словами «Призрак тьмы бродит по Европе — призрак коммунизма. Все силы старой Европы заключили священный союз изгнать этот призрак». Маркс и Энгельс специально решили начать манифест словами «призрак», а затем использовали слова «изгнание призрака».

Почему они решили это сделать? И действительно ли есть в «сатанинском танце» Маркса с самим собой вмешательство сверхсилы?

Сатанинская пляска Карла Маркса

Маркс и Энгельс (вверху в центре) на конгрессе в Нидерландах в 1872 г.

«Призраки преследуют меня»

Маркс родился 5 мая 1818 года в Трире — одном из самых религиозных городов Германии, в котором находится собор, датируемый 330 годом нашей эры. Одной из реликвий, хранящихся в соборе, по преданию, является плащ, в котором Иисус шёл по пути к распятию. Елена, известная как Святая Елена, нашла плащ на Святой Земле и привезла его в Трир около 327 г. н. э., где жил её сын Константин до того, как стал императором Римской империи и защитником христиан.

Маркс родился строго кошерным евреем с обеих сторон, то есть не только с этнической точки зрения, но и с православной точки зрения — в генеалогическом древе Маркса, пишет биограф и историк профессор Джонатан Спербер, можно найти ряд раввинов. Но в самом начале своей жизни, примерно в 1819 году (когда Карлу было около года), его отец решил принять протестантское христианство. Спербер объясняет, что отец Генрих был относительно либеральным и находился под влиянием движения Просвещения. Он читал молодому Карлу Вальтера, чьи произведения критиковали позднее христианство. Генрих считал, что Евангелия были загрязнены церковью, и поэтому выбрал версию «либерального и просвещённого протестантизма». Он принадлежал к её лютеранскому течению. Карл крестился в возрасте шести лет и хранил свою веру до поздней юности. В университете он полностью отказался от неё и стал убеждённым атеистом.

Зимой 1837 года, в возрасте 19 лет, его мучили «призраки», с которыми он боролся, и написал отцу длинное письмо. «Когда я уехал от тебя [в Берлин], передо мной открылся новый мир, мир любви, которая оказалась лишённой всякой надежды, полной тоски и безумия». В таком состоянии ума, признавался он, «было неизбежно погрузиться в лирическую поэзию». Но, к сожалению, поэзия «может и должна быть лишь случайным спутником». Он добавил, что начал изучать право в университете и почувствовал «острую необходимость бороться с философией». Своё письмо он закончил словами: «Мною овладело глубокое беспокойство, и я не смогу подавить призраков, преследующих меня, пока не найду твоё драгоценное присутствие».

Его отец Генрих ответил ему в декабре 1837 года:

«Ты стал причиной родительского гнева и принёс им мало радости или совсем никакой… мы не получали письма [от тебя] уже несколько месяцев». Генрих сетовал на эгоизм Карла за то, что он игнорировал болезнь отца и матери и даже не извинился.

«И если этого недостаточно, – продолжал он, – твоё письмо отражает то, как ты растрачиваешь свои таланты и проводишь ночи, порождая чудовищ; ты идёшь по пути новоявленных безнравственных людей, которые сами не верят в то, что говорят; которые видят в потоке слов гениальное произведение, именно потому, что оно лишено идей или содержит только искажённые идеи».

Письмо, в конце которого Генрих всё же раскрывает объятия сыну и приглашает его в гости, было проигнорировано Карлом. Генрих умер через несколько месяцев после написания письма в возрасте 56 лет. Карл не приехал на его похороны и продолжал «порождать чудовищ», как описал это отец.

Следует отметить, что среди биографов, анализировавших демонические высказывания Маркса, выделялись его противники-антикоммунисты, некоторые из которых испытали коммунизм на себе, когда жили при коммунистическом правлении. Среди них Юрий Мальцев, профессор экономики, служивший в Центральном плановом бюро СССР и работавший в горбачёвской «перестроечной» команде. В настоящее время он преподаёт в Carthage College в США. Другими биографами были популярный британский историк и журналист Пол Джонсон, экономист Марк Скоузен из Университета Чепмена в Калифорнии, известный экономист-либертарианец Мари Ротбард и другие. Никто из них не уклонился влево.

Были также исследователи из академии, такие как историк профессор Брюс Мазлиш из Массачусетского технологического института и, конечно же, упоминавшийся ранее Роберт Пейн, который вовсе не был правым человеком. Последний подчёркивал, что интерес Маркса к тёмному миру — это не надуманный и ничем не подтверждённый анекдот, всплывший в Интернете, а устоявшийся факт, чётко задокументированный на протяжении десятилетий.

Лучшая исследовательская работа по этому вопросу, несомненно, была проделана Пейном в его двух книгах о Марксе, изданных в 1968 и 1971 годах. Пейн перевёл многие стихи и пьесы Маркса.

«Маркс посвятил свою жизнь поэзии. Поэзия текла в его крови, и он не мог думать о жизни без поэзии, как не мог думать о жизни без своего видения коммунистического мира», — пишет Пейн. Свою любовь к поэзии он выразил в письмах к отцу, а ещё больше — в любовных письмах и стихах к любимой Дженни — девушке его мечты, ставшей его женой. Но часто в его стихах речь шла не о сострадательной или оптимистической любви, а о ярости.

Наряду с декламацией отрывков из «Фауста» Маркс знал наизусть и отрывки из «Божественной комедии» Данте, но не включил их в свои сочинения. Данте был для него лишь окном в ад, в которое он жаждал заглянуть и, возможно, открыть. Британский историк Пол Джонсон писал: «Дикость – характерная нота в его поэзии, наряду с сильным пессимизмом в отношении человеческого состояния, ненавистью, влечением к коррупции и насилию, групповым самоубийствам и пактам с дьяволом».

Сатанинская пляска Карла Маркса

Маркс, Энгельс и три дочери Маркса

Антихрист

В том же 1837 году, когда Маркс переписывался со своим отцом, он написал относительно объёмный труд под названием «Оуланем», который стал одним из основных направлений анализа упомянутых биографов. Название пьесы является анаграммой слова «Эммануэль» (имя сына пророка Исайи), что означает «Бог с нами».

В Новом Завете христиане связывали «Бог с нами» с рождением Иисуса, утверждая, что это один и тот же человек. Поиск изображений в Google по слову «Оуланем» (анаграмма «Эммануэль», что означает «с нами к Богу») выдаёт сатанинские образы, ведущие к группам «хэви-металл», которые признают, что «Оуланем» является анаграммой «Эммануэль», синонимом «антихрист» (сатана).

Пьеса «Оуланем» Марксом источает насилие, направленное на уничтожение человека или всего человечества через образ Оуланема.

«Это мир, в котором все персонажи владеют искусством разрушения и заперты в коконе тайной мстительной ярости», — пишет Пейн.

Спектакль представляет зрителям диалог между двумя персонажами: Оуланемом, описанным как немецкий путешественник, и его спутником Люсиндо. Действие происходит в горном городке в Италии. Оуланем и Люсиндо не могут найти комнату в гостинице. Оба – мужчины, красивого и более молодого Люсиндо тянет к Оуланему. Не найдя комнаты, они принимают приглашение итальянца по имени Партини переночевать в его доме. Партини проявляет гомосексуальный интерес к Люсиндо. На протяжении первых двух сцен между ними происходит долгий диалог.

В третьей сцене, которая является кульминационной, появляется Оуланем. Он сидит в одиночестве у стола и пишет, а вокруг него разбросаны бумаги. Без чёткой связи с предыдущими двумя сценами, герой встаёт, скрещивает руки и заявляет Создателю или другой Высшей Силе — «Завою огромными проклятиями на человечество»:

Всё потеряно! Час уже прошёл, и время
Остановилось. Эта карликовая вселенная рушится.
Скоро я поймаю вечность и завою
Ей в ухо огромные проклятия человечеству.
Вечность! Это вечная боль,
Непостижимая, неизмеримая смерть!
Злая уловка, созданная, чтобы посмеяться над нами».

Сцена представляет собой длинный монолог Оуланема о насилии и всемирном разрушении, с повторяющимися проклятиями. Можно сказать, словами британского историка Пола Джонсона, что этот монолог был своего рода прелюдией к будущему политико-экономическому разрушению, которое Маркс навязал миру. Сцена заканчивается предложениями:

«Смерть вылита и всё готово; разрушь то, что может создать только ложь поэзии, проклятие завершит то, что задумано проклятием».

Оуланем Маркса видит себя агентом разрушения, пишет Пейн, судьёй, который также служит палачом, обладающим божественной силой, способной разрушить мир. Люди в этом мире для него всего лишь обезьяны (Маркс или Оуланем называют людей «обезьянами холодного бога»). В его словах выражены идеи Маркса о диалектике между противоположными полюсами: борьба или смерть, кровавая борьба или вымирание и т. д. Всё либо чёрное, либо белое, золотой середины нет – пишет Пейн.

После того, как Оуланем посеял проклятия за проклятиями на жалкое человечество, он садится за стол, берёт ручку и начинает писать. Но зрителям не известно, что он пишет.

«Это могло быть письмо самоубийцы или официальный смертный приговор всему творению, — пишет Пейн и подводит итог: Оуланем был самим Марксом, судьёй и палачом».

Интересно обнаружить, что, сочиняя Оуланема, Маркс стремился написать «Фауста» своего времени. Как уже упоминалось, Марксу особенно нравилась строка Мефистофеля в «Фаусте»: «Всё, что существует, заслуживает гибели». Драматическая пьеса «Оуланем» представляет собой развёрнутую импровизацию на ту же тему.

«Оуланем — это Мефистофель, — пишет Пейн, — но не Мефистофель Гёте, а низшее, бесчестное существо, имеющее только злые намерения и жажду мести».

Месть доминирует в длинном монологе Оуланема, хвастающегося своей способностью разрушить мир своими проклятиями, поскольку он обрекает всю человеческую расу на гибель.

А что Маркс думал о своём «творении»? В ноябре 1837 года он написал отцу, что это поэтический шедевр:

«Эти последние строфы – единственные, кажется, когда меня коснулась волшебная палочка».

Чья именно палочка? Кто бы ни был владельцем волшебной палочки, Маркс владел пером и чувствовал себя на высоте.

Сатанинская пляска Карла Маркса

Маркс и Энгельс, около 1880 г

Меч дьявола

Другая выделяющаяся и тревожная поэма, написанная Марксом, называется «Скрипач». Стихотворение привлекло достаточно серьёзное внимание, чтобы быть опубликованным в известном тогда литературном журнале «Атенеум» в Германии в январе 1841 года, когда Марксу было 22 года (примерно за семь лет до того, как он написал «Коммунистический манифест»).

Это беспокойное стихотворение, описывающее скрипача в момент безумия, призывающего тёмные силы гневным звучанием струн. Скрипач, по-видимому, сам Маркс, играет в исступлённой манере, которая разрушает его. И на вопрос зрителя, почему он так играет, отвечает, что не может удержаться, и что он зарежет зрителя своим «кровавым чёрным мечом», который он получил от Тёмного принца, он же Сатана, до того, как его скрипка и сердце разорвутся.

Скрипач бьёт свою скрипку,
Его светлые волосы падают.
Он носит меч на боку,
и широкий мятый плащ.
«О скрипач, почему ты играешь так дико?
Почему глядишь так дико?
Почему бурлит кровь, вздымаются волны?
Зачем ты рвёшь свой смычок на куски?»
«Я играю бушующему морю
Что разбивается о стены скал
Чтоб глаза мои ослепли, и сердце взорвалось
И душа моя отзовётся эхом в глубинах ада».

«О скрипач, почему ты разрываешь моё сердце на части насмешкой? Это искусство было дано тебе Богом сияющим, чтобы возвысить мысль под музыку блестящего танца».

Но скрипач (Маркс) использует данное ему Богом искусство не для возвышения сердца и ума, а для убийства. Пары из ада поднимаются, наполняя его разум, и меч, «чёрный от крови», подаренный ему Князем Тьмы, используется им, чтобы пронзить зрителя:

«Смотри, как я вонзаю, вонзаю без остановки
Меч мой чёрный от крови в душу твою.
Бог не знает, что такое искусство, и не желает его,
Чёрный туман ада поднимается и заполняет мой разум,
Пока я не сойду с ума и моё сердце не изменится навсегда.
Видишь меч – Князь Тьмы продал его мне.
Он диктует мне темп и намечает мне путь,
Всё смелее я буду играть танец смерти.
Я должен играть мрачно, должен играть легко,
Пока моё сердце и моя скрипка не взорвутся».

Пейн интерпретировал союз между скрипачом Маркса, то есть Марксом-скрипачом, и Князем Тьмы, как союз, заключённый между Фаустом и Мефистофелем. По его словам, Маркс выражает в поэме словесный завет, заключённый с дьяволом с целью приобретения «чёрного кровавого меча», убивающего безжалостно. Скрипач, добавляет Пейн, разрушает мир не потому, что ненавидит его, а из обиды на Бога, насмехаясь и презирая Творца. Он такой же бунтарь, как сатана, — абсолютный бунтарь против небес.

Справедливости ради следует отметить, что Маркс написал много разных стихов. Вот пример другой баллады, которая также была опубликована в престижном литературном журнале Athenaeum под названием «Ночная любовь». Влюблённые пьют из отравленных стаканов, сгорают в огне и, в конце концов, становятся бестелесными духами. Баллада снова выражает насилие, горе, отчаяние и огонь:

«Он насильно прижал её к своему сердцу
И мрачно посмотрел на неё:
«Милая, ты сгораешь от горя
Ты дрожишь под моим дыханием».
«Ты выпил душу мою!
Мой-твой пылающий огонь!
Свети, о моя жемчужина,
Свети, свети, о кровь юности!»
«Милая, ты так бледна,
Твоя речь страннее, чем когда-либо.
Смотри, как небесные хоры
Поднимаются к небу!»
«Милая, они поднимаются!
Звёзды сияют и сияют!
Давай улетим отсюда
И наши души сольются друг с другом!»

Куда они летят? Ответ Маркса — ужас, смерть и бушующее пламя. Возлюбленная Маркса выпивает яд. Она умирает, боль пронзает её, её глаза навсегда закрываются, и они оба охвачены пламенем:

Так она говорила нежным шёпотом
Когда вокруг царил ужас,
И свет ревущего пламени
Сиял в её пустых глазах.
«Милая, ты выпила яд,
А теперь ты должна попрощаться со мной.
Теперь, когда наступила ночь,
Дня больше нет».
Он насильно прижал её к своему сердцу,
Смерть в её дыхании и груди.
Глубокая боль пронзила её,
И её глаза закрылись навсегда.

Пейн пишет, что стихотворение, по-видимому, адресовано возлюбленной Маркса Дженни, женщине, чей голос слышен во второй и пятой строфах. По иронии судьбы смерть и самоубийство, особенно принятие яда, заполнили семейную жизнь Карла и Дженни. Две дочери Маркса покончили жизнь самоубийством, выпив яд.

Франц Меринг, один из первых выдающихся биографов Маркса и его горячий поклонник, сначала с ужасом прочитал эти сочинения и вернул их дочери Маркса Лауре.

Он сказал ей, что для защиты доброго имени Маркса ей не следует публиковать его стихи. Лаура передала их своему племяннику Жану Лонге, и вскоре они исчезли. В конце концов, их обнаружил марксистский исследователь Давид Рязанов из Института Маркса-Энгельса в Москве. Он понимал их важность и обладал достаточной интеллектуальной честностью, чтобы сохранить и опубликовать их.

Сатанинская пляска Карла Маркса

«Большевик», картина Бориса Кустодиева (1920) | [Борис Кустодиев (1878–1927/PD)]

История продавца игрушек

Примерно через три года после сочинения сатанинской поэмы о скрипаче Маркс пошёл прямо против Бога и против религии. Он утверждал, что это всего лишь иллюзии, созданные человеком для себя, которые необходимо устранить. «Отмена религии, как того, что создаёт иллюзорное счастье людей, есть требование их истинного счастья, — писал Маркс и добавлял: Задача истории, как только исчез потусторонний мир правды (религии и Бога), состоит в том, чтобы установить правду этого мира».

Само собой разумеется, что у Карла и Дженни не было никакого желания учить своих детей вере. Биограф Мэри Гэбриэл приводит в качестве примера Рождество в своей биографической книге о Марксе «Любовь и капитал». Когда дети спросили Маркса о происхождении праздника, Маркс рассказал им историю Иисуса с экономической точки зрения, как историю бедного плотника, убитого богачами.

Но хотя Маркс отказывался учить своих детей «страху Божию», у него не было проблем с обучением их «страху перед сатаной». Пейн пишет, что, живя в Лондоне, Маркс каждое воскресенье рассказывал своим детям одну и туже историю. Это была история о вымышленном персонаже по имени Ганс Роккель, владельце магазина игрушек с привидениями, который всегда был в долгах. В магазине были всевозможные игрушки и деревянные рамки: короли, королевы, гномы, животные и т. д. Однако Роккель не был обычным мастером игрушек. Он был волшебником, чьи силы были ограничены после того, как он не смог полностью выполнить свои обязательства перед сатаной.

«Он заключил договор с дьяволом, — пишет Пейн, — и избежать этого было невозможно».

В то время как некоторые из рассказов Маркса о Роккеле были юмористическими, отмечает Пейн, другие вызывали мурашки, как описала Элеонора, младшая дочь Маркса.

«Были времена, когда Маркс казался одержимым дьяволом, гнев захватывал его, травил его ядом, и он, казалось, погружался в кошмар», — пишет Пейн.

Энгельс также упоминал о демонической стороне Маркса – пишет биограф Франц Меринг, немецкий коммунист, который первым собрал основные письма Маркса и знал его родственников. Примерно в ноябре 1842 года Энгельс написал стихотворение, которое было опубликовано под названием «Христианский эпос». По словам Меринга, в поэме Энгельс сатирически описал «победу веры» над «коварством дьявола», к великому смятению и изумлению последнего. Однако написанное Энгельсом можно интерпретировать по-разному, и по его же словам трудно определить, были ли его намерения серьёзными или сатирическими. Стихотворение было написано незадолго до знакомства с Марксом, но он уже почувствовал его приход:

Кто идёт по моим стопам [Энгельса] с безрассудной яростью?

Чёрный человек из Трира (родной город Маркса), исключительное чудовище,
Он не ходит и не скачет, а подпрыгивает на каблуках
И размахивает гневно руками
Будто гнев его завладеет немедленно
И могучим куполом неба, и низиной земли,
Быстрым и грозным кулаком бушует без отдыха,
Будто десять тысяч демонов схватили его за волосы.

Сатанинская пляска Карла Маркса

Памятник Марксу.| [Архив всемирной истории/Alamy Stock Photo]

Революционный террор

Как уже упоминалось, работы Маркса вдохновили великое зло, разразившееся в ХХ веке, масштабы которого трудно поддаются количественной оценке. В «Манифесте» Маркс и Энгельс заявляют, что коммунистическое видение должно быть осуществлено посредством тирании: «Конечно, на первых порах это можно сделать только посредством тиранических набегов». Эти двое знали, что для того, чтобы отобрать собственность у людей и заставить их отказаться от основных свобод, необходимо использовать тиранию, силу оружия или силу ГУЛАГа. В мае 1849 года, через год после опубликования «Манифеста», Маркс писал:

«Есть только один путь сократить, упростить и сконцентрировать смертоносные агонии старого общества и кровавые родовые схватки нового общества, путь революционного террора».

Как известно, ни одна другая политическая идеология в истории прошлого века не приводила к голоду, угнетению и насилию в таких масштабах, как коммунизм. В стране за страной, среди разных национальностей и традиций эта идеология нарушала основные права человека. Оружие было направлено против мирных жителей, чтобы не дать им бежать, и были построены исправительно-трудовые лагеря. Поля смерти в Камбодже, подвалы НКВД в России, дом казни «Ла Кабана» Фиделя Кастро и Че Гевары, Лагерь 22 в Северной Корее, лагеря перевоспитания в Китае. У этого списка нет конца.

Гангстер Аль Капоне выглядит хорошим иерусалимским мальчиком рядом с коммунистами Пол Потом и Николае Чаушеску. Коммунизм совершил «много преступлений не только против отдельных людей, но и против культур мира» – пишет историк Стефан Куртуа, редактор «Чёрной книги коммунизма», издаваемой Гарвардским университетом. Он подсчитал количество смертей от коммунистических режимов ХХ века: около 100 миллионов человек.

Как уже упоминалось, сторонники Маркса утверждали, что нужно отделить самого Маркса от того зла, которое причинила его идеология, и что Маркс в этом не виновен. Профессор Пол Кангор, исследователь коммунизма и автор книги «Маркс и дьявол» (2020), считает, что такой аргумент слабый. По его словам, пороки, возникшие в результате идеологии Маркса, напрямую связаны с Марксом-человеком.

«Аристотель отмечал, что “люди инициируют революционные изменения по причинам, связанным с их личной жизнью”. Маркс, безусловно, является таким случаем», — пишет Кангор. – Мало того, что результаты марксизма вытекают из его идей, он описывал себя как человека, избранного отправиться в Ад, или как человека, избравшего Ад для себя; иногда он представлял себя хозяином Ада, ответственным за отправку туда людей».

Ещё существует одно мнение, что сатанинские сочинения Маркса — это просто невинные размышления юноши. Но Маркс был не совсем ребёнком, когда их строчил. Он написал «Оуланем» в 1837 г., когда ему было 19 лет. Годом ранее он уже начал изучать право в Берлинском университете и стал членом Клуба молодых гегельянцев — группы немецких интеллектуалов, писавших о наследии Гегеля. Он написал «Исполнителя» в 1841 году в возрасте 23 лет. Период между 1837 и 1841 годами — это период, когда Маркс стал Марксом. Это были его студенческие годы – годы, когда он защитил магистерскую и докторскую диссертации («Различия между натурфилософией Демокрита и Эпикура», 1841 г.), и период, когда он начал свои самые плодотворные работы.

Биографы Маркса чуть ли не со слезами на глазах восхваляют его «трогательные» письма к отцу в этот период. В ноябре 1842 года он впервые встретился с Энгельсом, когда тот уже был главным редактором газеты Rheinische Zeitung в Германии. В 1843 г. он написал критический анализ работ Гегеля, переехал в Париж и издавал редактируемый им журнал. Он также встречался с лидерами тайной организации «Союз праведников» и с тайными рабочими организациями. В августе 1844 года он снова встретился с Энгельсом в Париже, и они начали планировать, как изменить историю. Другими словами, это был не невинный ребёнок, написавший в своей тетрадке какие-то глупые слова о сатане. Это был молодой человек, достигший зрелости к 20 годам.

Действительно ли Маркс заключил сделку с дьяволом или продал ему свою душу? Несмотря на намёки, стопроцентных доказательств этому нет и нельзя сказать наверняка. Маркс просто шутил в своих работах? Доказательств этому также нет. Одно можно сказать однозначно: вещи, которые он написал, очень тревожны. Представьте, если бы люди узнали, что некий политик в самое продуктивное десятилетие своей жизни писал стихи о своих отношениях с дьяволом и о том, как он сокрушит и проклянёт человечество. Отнесутся ли они к нему серьёзно? По крайней мере, это вызвало бы у публики большое беспокойство и недоумение.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА