Си Цзиньпин возвращает Китай к маоизму

Си предал забвению политику Дэн Сяопина
Автор: 27.03.2022 Обновлено: 27.03.2022 18:38
После смерти Мао Цзэдуна сменивший его Дэн Сяопин либерализовал китайскую экономику, превратив Китай из беднейшей страны мира во вторую экономику. Из отчёта о работе компартии Китая за 2022 год становится понятно, что достижения Сяопина сводятся к минимуму, поскольку Си Цзиньпин возвращает страну к авторитарным временам Мао.

Последний отчёт о работе компартии, представленный 5 марта в китайский парламент (Всекитайское собрание народных представителей) для обсуждения, отражает стремление Си приуменьшить значение экономической либерализации Дэна.

Самая важная ежегодная встреча в Китае проходила с 4 по 11 марта во время «двух сессий» — заседаний ВСНП и Национального комитета Народной политической консультативной конференции Китая. Официальные лица партии подвели итоги экономической ситуации в стране за предыдущий год и изложили политику на предстоящий год, включая расходы и цели роста.

В отчёте говорится: «Мы должны действовать в соответствии с философией развития, ориентированной на людей, и полагаться на усилия каждого для содействия процветанию».

Эта новая риторика больше похожа на коммунизм старого образца, чем на рыночный социализм, который является движущей силой экономического роста Китая в течение последних 20 лет.

Си в роли Мао

В докладе неоднократно говорилось, что в основе партии и правительства стоит «товарищ Си Цзиньпин», что является намеком на культ личности Си. То есть так же, как и в случае с Мао.

В эпоху Мао студенты и рабочие изучали «Красную книжку» Мао. Сегодня они читают книгу «Мысль Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой для новой эпохи». Этот бестселлер включает 14 принципов, закреплённых в Конституции Китая.

Раздел «Социальное обеспечение» в книге Си гласит:

«Улучшение условий жизни и благосостояния людей является основной целью развития… и обеспечение удовлетворения людей своей жизнью и работой».

 Книга китайского лидера Си Цзиньпина, переведённая на иностранные языки, выставлена ​​в Доме народных собраний в Пекине 1 декабря 2017 года. (FredDufour/AFP viaGettyImages)

Книга китайского лидера Си Цзиньпина, переведённая на иностранные языки, выставлена ​​в Доме народных собраний в Пекине 1 декабря 2017 года. (FredDufour/AFP viaGettyImages)

По мнению Си, лучший способ счастливыми и довольными своей частной жизнью и работой – это ужесточить социальный и финансовый контроль. Он призывает к ограничению высоких доходов. В отличие от него, политика Дэна заключалась в том, чтобы позволить «некоторым разбогатеть первыми».

«Стагнация данных о потреблении ясно показала, что необходимо срочно увеличить доходы людей и больше сосредоточиться на справедливом распределении», — цитирует NikkeiAsia слова аналитика Ван Цзюня из Китайского центра международных экономических обменов.

Следуя путем сокращения доходов богатых людей с их последующим перераспределением, компартия надеется стимулировать потребление населения.

Отход от двойного обращения

В рабочем докладе очень мало упоминаний о стратегии двойного обращения — стратегии, согласно которой Китай будет отдавать приоритет внутреннему потреблению, оставаясь открытым для международной торговли и инвестиций. Отход от двойного обращения предполагает, что Китай будет больше концентрироваться на своей внутренней экономике, закрываясь от внешнего мира.

Термин «двойное обращение» был введён при Дэне китайским исследователем Ван Цзянем. Это понятие означает «великое международное обращение». Следовательно, отказ от двойного обращения — ещё один пример разрыва связей с политикой Дэна.

Торговая война между США и Китаем стала катализатором изменения политики, заставив Китай перенаправить своё внимание от взаимодействия с миром на внутреннюю экономику.

Пандемия также сыграла свою роль, так как карантин и политика «ноль-COVID» сократили возможности Китая экспортировать товары или зарабатывать деньги на туризме. Препятствием для дальнейшей интернационализации страны стало и ограничение приёма иностранных студентов и бизнесменов.

Но многие изменения произошли по вине лично Си. Торговая война и пандемия стали просто удобным поводом для лидера ужесточить контроль над экономикой.

Ксикономика Си

Экономическая мысль Си, называемая «ксикономикой», должна служить партии для «правильного направления развития». Однако за последние два года неустойчивая экономическая политика Си привела к принятию ряда катастрофических мер контроля, всё больше ограничивающих рыночные аспекты китайской экономики.

В прошлом году Си обнародовал свои многочисленные стратегии по исправлению ситуации в китайской экономике. Он пообещал обуздать беспорядочное расширение капитала, увеличить рост, повысить частное потребление, избавить экономику от долгов и сократить использование ископаемого топлива.

Реализацию программы «общего процветания» Си видит в перераспределении богатства, призванного помочь бедным. Но большая часть этих обещаний лишь кратко упомянута в рабочем отчёте.

План Си состоял в переводе Китая на экономику, основанную на потреблении. Однако затем он реализовал политику «ноль-COVID», вызвав спорадические блокировки, которые отбили у людей охоту тратить деньги.

Чтобы улучшить эту политику, он перешёл к стратегии «динамический COVID-ноль», которая оказалась более драконовской. Заболеваемость COVID в последнее время резко возросла по всей стране. Промышленный центр Шэньчжэнь, город с населением около 17 млн человек, был заблокирован на прошлой неделе.

Кампания Си против ископаемого топлива привела к нехватке энергии, и меры пришлось отменить.

Для обуздания долгового кризиса Китая Си пообещал ужесточить кредитный контроль. И теперь, когда мир страдает от растущей инфляции, центральный банк Китая снижает процентные ставки.

Строящееся здание в Шанхае, Китай, 24 сентября 2021 года. (HectorRetamal/AFP viaGettyImages)

Строящееся здание в Шанхае, Китай, 24 сентября 2021 года. (HectorRetamal/AFP viaGettyImages)

Чтобы сделать жильё более доступным для простых людей, Си обуздал сектор недвижимости, который двигал экономику. Это привело к росту безработицы и стагнации в строительстве, сокращению производства строительных материалов и товаров в смежных отраслях.

Си нацелился на технологический сектор, который является двигателем инноваций и модернизации. К настоящему времени индекс Chinatechgauge, индикатор китайских технологических акций, упал более чем на 60% с пика прошлого года.

Для сокращения расходов на воспитание детей Си эффективно ликвидировал индустрию частного репетиторства, уничтожив целых 3 млн рабочих мест и разрушив индустрию стоимостью $100 млн.

В долгосрочной перспективе это снизит общий уровень владения английским языком среди молодёжи Китая, что сделает страну менее конкурентоспособными на мировых рынках.

ВВП и поддержка России

Целевой показатель ВВП Китая на следующий год составляет 5,5%, что является самым низким показателем за последние десятилетия. Шанхайский фондовый индекс ShanghaiStockComposite с прошлого года имеет тенденцию к снижению, при этом 10 крупнейших китайских компаний, зарегистрированных в США, потеряли в цене более $1 трлн.

Более того, попытка Си спасти Россию от санкций из-за конфликта в Украине может поставить Китай под угрозу вторичных экономических санкций. Между тем, после ввода российских войск в Украину компартия увеличила военный бюджет до $230 млрд.

Это ещё больше нагрузит экономическую систему и увеличит государственный долг Китая, который под руководством Си вырос до 270% ВВП в 2020 году.

Политика Си определённо больше напоминает правление Мао, чем Дэна. После смерти Мао средний китаец зарабатывал $187 в год, так что централизованное планирование доказало свою несостоятельность для экономики страны. Забвение достижений Дэна позволяет Си склоняться к маоизму, повторяя ошибки прошлого.

Антонио Грасеффо — доктор философии, проработал в Азии более 20 лет. Он является выпускником Шанхайского университета спорта и имеет степень China-MBA Шанхайского университета Цзяотун. Грацеффо работает профессором экономики и экономическим аналитиком по Китаю, пишет статьи для различных международных СМИ. Некоторые из его книг о Китае включают «За пределами пояса и пути: глобальная экономическая экспансия Китая» и «Краткий курс китайской экономики».

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды TheEpochTimes.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА