
Слабость великой державы
МВФ снизил свой прогноз роста экономики Китая на 2022 год с 5,7% до 4,8%Не стал исключением и Пекин, который наиболее восприимчив к экономическим показателям. Имидж страны строится на восприятии её как великой экономической державы.
Существует негласный договор между компартией Китая и китайским народом: народ согласен на её правление при условии, что партия обеспечит его процветание. По этим и другим причинам руководство Китая обеспокоено последними экономическими новостями.
Проблемы в экономике
Официальная версия гласит, что в 2021 году экономика Китая выросла на 8,1% в реальном выражении. Многие скептически отнеслись к этой цифре, указав на сдерживающие последствия блокировок из-за COVID, финансовых трудностей Evergrande и других застройщиков, а также нехватку электроэнергии, повлиявшую на производство и судоходство.
Другие сомневаются в этой цифре из-за частого политического влияния Пекина на государственных статистов.
Но даже при неточности этой цифры в квартальной модели экономики заметны иные очевидные признаки слабости. Большая часть общего годового роста пришлась на первое полугодие. В третьем квартале 2021 года годовой прирост составил 4,9%, в четвёртом — всего 4,0%.
Осознавая, что прошлогодние сбои всё ещё очень сильны, Пекин объявил о более низком целевом показателе роста в 5,5% на 2022 год. Международный валютный фонд (МВФ) изучил ситуацию в Китае в рамках так называемого «Обзора статьи IV» и объявил официальный целевой показатель оптимистичным.
Несмотря на введение Пекином экспансивной фискальной и денежно-кредитной политики для стимулирования роста, глава миссии МВФ в Китае Хельге Бергер заявил, что этого недостаточно. Соответственно, МВФ снизил свой прогноз роста Китая на 2022 год с 5,7% до 4,8%.

Кран на строительной площадке компании Evergrande Cultural Tourism City, проект China Evergrande Group, строительство которого остановлено. Китай, 22 октября 2021 года. Фото: Aly Song/Reuters
Смягчение кредитной политики
Какими бы ни были выводы МВФ, руководство Китая признало необходимость политической поддержки только для достижения сниженной цели. Народный банк Китая (НБК) смягчил денежно-кредитную политику, сначала уменьшив процент резервов, которые банки должны удерживать от кредитования, а затем дважды снизив базовую процентную ставку по кредитам — один раз в декабре и один раз в январе.
Пекин также активизировал налоговое стимулирование, снизив налоги для малого бизнеса и увеличив государственные расходы на инфраструктуру, включая несколько грандиозных и дорогостоящих проектов.
Этот новый акцент на инфраструктуру может помешать долгосрочным усилиям Китая по перераспределению экономики в сторону потребления, подчеркнул МВФ.
Но инфраструктура — это классический способ поддержки экономики, и Пекин, похоже, снова пошёл по этому пути. Лидеры страны, видимо, не видят другого пути в сложившихся обстоятельствах.
Китайский лидер Си Цзиньпин на Всемирном экономическом форуме в Давосе прямо попросил Федеральную резервную систему США (ФРС) не повышать процентные ставки, поскольку повышение ставок в США замедлит приток финансового капитала в Китай и сократит американский спрос на китайский экспорт.
Экономика не растёт
Между тем, последние данные не обнадёживают. Государственное исследование индекса менеджеров по закупкам (PMI) в обрабатывающей промышленности показало его снижение в январе до 50,1 по сравнению с декабрьским показателем в 50,3.
Поскольку значение индекса, равное 50, определяет разницу между расширением и сокращением, эти цифры говорят о том, что экономика страны практически не растёт.
Альтернативный опрос менеджеров по закупкам, проводимый частной компанией Caixin, показал падение до 49,1 в январе с 50,9 в декабре.
Возможно, ещё более обескураживающим является падение в январе общего индекса заказов до 49,3, а индекс экспортных заказов составил всего 48,4. Непроизводственные показатели были лишь немного лучше, упав до 51,1 в январе с 52,7 в декабре. Индекс розничной торговли и гостиничного бизнеса достиг минимума в 45,0.
Учитывая эти показатели, Пекину придётся удвоить свои усилия по стимулированию экономики в ближайшие месяцы. Даже при согласии ФРС выполнить просьбу Си, НБК придётся ещё раз снизить процентные ставки.
Помимо снижения налогов и ещё больших расходов на инфраструктуру, Пекину придётся пойти на некоторые уступки застройщикам. В конце концов, развитие недвижимости составляет одну треть экономики Китая.
Это может принять форму прямых денежных вливаний, покупки различными государственными предприятиями, специальных кредитов от НБК или государственных банков.
Но даже в этом случае Китаю будет трудно достичь целевого показателя реального роста в 5,5%, что неминуемо ведёт к частичной потере репутации страны, добившейся головокружительных экономических успехов.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Милтон Эзрати — экономист, главный редактор журнала The National Interest.
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times