Японская модель лечения короны: без принуждения, без дискриминации
Хотя министерство здравоохранения призывает всех граждан пройти вакцинацию, но это не считает это обязательнымЗвучит невообразимо, немыслимо перед натиском волн коронавирусной инфекции за последние два года? Если учесть, что в Австрии с февраля этого года планируют облагать большими штрафами всех людей старше 14 лет, кто не прошёл вакцинацию, а в Израиле рассматривали возможность исключения непривитых детей из школы и надевание браслетов при входе в торговые центры, то в Японии министерство здравоохранения занимает совершенно иную позицию.
На сайте минздрава Японии говорится, что вакцины имеют побочные эффекты, и есть ссылка на документ, поясняющий, как с ними бороться. На веб-сайте говорится:
«Хотя мы призываем всех граждан пройти вакцинацию, но это не является обязательным. Вакцина будет сделана только с согласия человека, которому необходимо сделать её, и после того, как ему будет предоставлена соответствующая информация».
На веб-сайте также говорится:
«Пожалуйста, сделайте прививку по своему усмотрению, осознавая при этом как эффективность вакцины в предотвращении инфекционных заболеваний, так и риск побочных эффектов. Никакая вакцинация не будет осуществляться без согласия».
Наконец, министерство здравоохранения Японии прямо заявляет:
«Пожалуйста, не принуждайте никого на своём рабочем месте или среди окружающих вас людей делать прививки и не дискриминируйте тех, кто решил не прививаться».
В конце объявления Министерство здравоохранения Японии ссылается на веб-сайт, который предоставляет консультации по защите прав человека с инструкциями о том, как реагировать на жалобы и на дискриминацию на рабочем месте.
Следует отметить, что население Японии в десятки раз больше, чем маленький Израиль, а также намного старше его. Население Японии составляет около 126 миллионов человек (около 28 процентов старше 65 лет), по сравнению с примерно 9 миллионами жителей Израиля (около 13 процентов старше 65 лет). Сравнивать страны всегда проблематично, и всё же можно сказать, что в разгар предыдущей волны коронавируса (25 августа) в Японии было около 184 подтверждённых случаев на миллион жителей, а в Израиле на пике предыдущей волны (14 сентября) подтверждённых случаев было около 1180 человек на миллион жителей.
Уровень смертности также различен между двумя странами: в Израиле было около 3,58 смертей на миллион жителей в разгар той же волны, а в Японии — всего 0,51 смертей на миллион жителей. Если посмотреть на предыдущие периоды заболевания, то разрыв между странами оказывается ещё больше.
Вот ещё одна интересная статистика: согласно исследованию, опубликованному в медицинском журнале Lancet, до вспышки коронавируса менее 30% населения Японии были не уверены в безопасности некоторых вакцин, по сравнению примерно с 50% американцев. И все же, как только вакцины против коронавируса прибыли в Японию, японская общественность накинулись на них. Сегодня около 75% населения Японии вакцинировано двумя дозами.
Можно с уверенностью сказать, что в Японии нет идиллии. В стране тоже были введены ограничения, кульминация которых выражалась в том, что жителей просили не выходить на улицу после восьми вечера и избегать мест скопления людей. Однако никаких локдаунов и «зелёных паспортов» не было.
Власти попросили сотрудничать и закрывать свои двери в восемь часов вечера рестораны, где предлагают алкоголь или караоке, а также большие торговые комплексы, которыми пользуются многие люди. Количество людей на крупных мероприятиях было ограничено до 5 тыс. человек, а владельцам бизнеса было предложено сократить количество сотрудников в офисе на 70%. Школы были закрыты на некоторое время, а студенты университетов учились онлайн. Проблема масок не имела большого значения для Японии, поскольку там их использовали задолго до короны, и они не требуются по закону.
Каждый, кто въезжает в Японию, должен установить на свой смартфон несколько приложений для отслеживания: одно для проверки местоположения, второе для распознавания лиц, а третье связано с отчётами о состоянии здоровья. Цель состоит в том, чтобы позволить властям убедиться, что никто не нарушает режима самоизоляции (две недели для непривитых, десять дней для привитых). В Японии к самоизоляции относятся очень серьезно. Нарушение этого режима влечёт штраф в размере одного миллиона иен и может привести к шести месяцам тюрьмы. После окончания самоизоляции приложения можно удалить со смартфона.
В разгар последней волны в коронавирусных отделениях больниц в Осаке (третьем по величине городе Японии) не осталось коек, и некоторые японцы умерли дома, не дождавшись лечения. Но обвинения в этом не было направлены на непривитых: люди выражали недовольство местным управлением за то, что оно не выделило достаточно рабочей силы для ухода за больными, не добавило коек и не открыло дополнительные отделения. Несмотря на это, Японии удалось выйти из той волны заболевания в удовлетворительном состоянии, и теперь они начали применять бустерные дозы вакцин.
Можно возразить: то, что работает в Японии, не может работать где-либо ещё, потому что японцы дисциплинированны. Если власти вежливо попросят о сотрудничестве, большинство японцев ответит утвердительно. Нет необходимости в законах или наказаниях, чтобы заставить население делать прививки от коронавируса. Действительно, японцы послушны. И всё же мысль о том, чтобы наложить ограничения на людей, чтобы заставить их пройти вакцинацию, иначе им невозможно будет что-то делать, – в лучшем случае неэтична, а в худшем является надменным подходом. Это высокомерное отношение к обществу, как если бы оно была безответственным маленьким ребёнком, который не знает ничего о жизни и о последствиях своих действий.
Я не утверждаю, что японская модель должна быть применена в каждой стране мира, или что эта модель подходит всем. Но было бы хорошо, если бы её рассмотрели страны мира, потому что всё-таки это этичная модель, в которой полная ответственность возлагается на личность, родителей и общество в целом. При этом никто не подвергается дискриминации, никому ничего не навязывается, и не нарушаются права человека.
Аарон Хериати — в прошлом профессор психиатрии в Медицинской школе UCI (Калифорнийский университет, США) и ведущий специалист в области медицинской этики в Медицинском центре UCI. В настоящее время он пишет для Американского института Brownstone.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать