Китай перекрыл потоки бизнес-данных на иностранные предприятия

Демократические государства должны дать отпор закрытию информации в Китае
Автор: 07.01.2022 Обновлено: 07.01.2022 15:04
В течение многих лет Китай печатал ненадёжные экономические данные, причудливо изменял их или вообще подвергал цензуре. Инвесторы довольствовались его притворством в безответных надеждах на экономическую прибыль. Однако новый закон о безопасности данных всё изменил.

«Дикий Запад» данных

Основанная в 2012 году компания Didi получила свою первую лицензию на ведение бизнеса только в 2017 году, когда её доход ежегодно составлял миллиарды долларов и ежедневно обрабатывались сотни и тысячи поездок.

В течение многих лет китайские регуляторные органы спокойно относились ко всем данным, которые собирали технологические компании, такие как Didi, о потребителях и предприятиях. Пекин отслеживал действия людей, мало заботясь о том, что происходит с этими данными. Теперь ситуация изменилась.

В условиях, когда качество информации выходит на первое место, компании рассматривают свои собственные данные как ценный ресурс. Многие из них начинают заниматься посреднической деятельностью, продавая данные и расширяя смежные сферы бизнеса. В отсутствие законодательной базы для управления данными и минимального нормативного руководства китайский рынок данных был «Диким Западом».

На протяжении многих лет инвесторы полагались на нетрадиционные экономические показатели, чтобы лучше понять Китай. Подобно китайскому премьеру Ли Кэцяну и его знаменитому индексу грузоперевозок, банковских кредитов и потребления электроэнергии, инвесторы изобрели теневые показатели, которые лучше воспроизводят реальную деятельность: от рынка труда Китая до расхода электроэнергии в ночное время.

Закон о безопасности данных

В связи с различными утечками данных, которые привели к большому позору для компартии Китая, 1 сентября Пекин принял закон о безопасности данных. Хотя аналогичные законы были приняты в таких юрисдикциях, как Европейский Союз с его Общим регламентом защиты данных (GDPR), основная мотивация для Китая была иная. В Европе движущей силой является защита частной жизни потребителей, а также защита открытого доступа к информации. В Китае движущей силой являются соображения национальной безопасности, направленные на защиту данных от людей и, в частности, от иностранцев.

Китай перекрыл потоки бизнес-данных на иностранные предприятия

Китайский полицейский блокирует фотосъёмку у Чжуннаньхай, где находится центральный штаб компартии Китая, Пекин, 11 апреля 2012 года. (Mark Ralston/AFP/Getty Images)

По мере определения Пекином вида данных, которые представляют национальную безопасность, потоки данных из Китая на иностранные предприятия остановились. Речь идёт не просто о данных, которые большинство людей считают угрозой национальной безопасности, а о самых разных данных, которые использует бизнес.

Большие объёмы базовых экономических данных не обновлялись более года, а во многих случаях и дольше. Данные о коммерческих перевозках были заблокированы для иностранцев. Другие китайские фирмы сообщили, что им запрещено продавать данные или информацию иностранцам. Пекин вынуждает компанию Didi перерегистрироваться в Гонконге из-за угрозы утечки данных в регулирующие органы США.

Эти изменения в политике происходят на фоне ужесточения авторитарной линии Пекина в преддверии предполагаемого переизбрания председателя Си Цзиньпина в 2022 году. Пекин применяет всё более ограничительный подход к любой форме доступа к информации.

Давление на Китай

В последнем докладе Комитета по защите журналистов (Committee to Protect Journalists) отмечалось, что Китай посадил в тюрьму больше журналистов, чем любая другая страна мира, а граждане подвергаются тюремному заключению за использование VPN или политических шуток в соцсети WeChat. Ограничения на информацию теперь касаются не только политики, но и необходимых бизнесу данных для экономического анализа рынков.

Инвесторы и другие страны имеют мало шансов оказать влияние на информационную среду Китая. Однако существуют способы давления на Китай в отношении использования информации.

Закрывая от мира свои информационные источники, Китай хочет иметь беспрепятственный доступ к данным от либеральных демократических государств как бизнеса, так и для информационной войны.

США и другие страны должны ограничить каналы, по которым Китай собирает информацию из демократических государств. Будь то платформы социальных сетей или базовый доступ к экономическим данным, государства должны принять ответные меры по ограничению информации для китайских компаний. Ограничения могут касаться виз для журналистов, блокирования информационных потоков для китайских компаний и многого другого. В любом случае, Вашингтон должен добиваться взаимности в общих информационных потоках.

Кристофер Болдинг был профессором Университета Фулбрайта во Вьетнаме и Высшей школы бизнеса HSBC при Пекинском университете. Специализируется на экономике, финансовых рынках и технологиях Китая.

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА