Tesla Shanghai Gigafactory в Шанхае, Китай, 29 марта 2021 года. Фото: Xiaolu Chu/Getty Images | Epoch Times Россия
Tesla Shanghai Gigafactory в Шанхае, Китай, 29 марта 2021 года. Фото: Xiaolu Chu/Getty Images

Размышления о Китае

Intel и Tesla изо всех сил пытаются сбалансировать этику и прибыль в Китае
Автор: 16.03.2022 Обновлено: 16.03.2022 10:59
Многие транснациональные компании в Китае стоят перед сложным выбором. Они не могут закрывать глаза и ублажать Пекин, так как считают неприемлемыми те моральные и этические нормы, которым следует КПК. Это ставит под вопрос само ведение бизнеса в этой стране. Intel и Tesla — два ярких примера.

Несмотря на преклонение перед Пекином, Intel и Tesla недавно подверглись давлению со стороны коммунистической партии Китая (КПК).

Intel ублажает КПК, поддерживая Олимпиаду в Пекине

На китайском веб-сайте Intel была страница, посвященная продвижению зимних Олимпийских игр. Там говорилось, что компания хочет «присоединиться к Пекину, чтобы создать лучшее будущее».

Это также способствовало появлению новых технологий, таких как искусственный интеллект (Al), 5G и виртуальная реальность (VR), которые помогли организаторам Пекинских играм добиться вау-эффекта церемонии открытия, даже несмотря на то, что там было мало зрителей.

На сайте приведена цитата директора церемонии открытия Олимпийских игр Чжана Имоу, который сказал, что программы открытия «демонстрируют всему миру уровень компетенций Китая, за счет которых он смог победить пандемию».

Однако в действительности драконовские меры КПК по борьбе с пандемией столкнулись с критикой во всём мире.

Beijing 2022 Winter Olympics Experience Center от Intel в Пекине, построенный в сентябре прошлого года, использовал новейшие технологии для обеспечения гораздо более захватывающего представления, чем в предыдущих играх. Тем не менее, компания была вынуждена извиниться перед КПК за своё заявление по «вопросу Синьцзяна» три месяца спустя.

Чтобы соответствовать политике США в отношении нарушений прав человека КПК в Синьцзяне, Intel в открытом письме обратилась к своим поставщикам с просьбой наладить цепочку поставок таким образом, чтобы не использовалась рабочая сила, товары или услуги из этого региона.

Правозащитные группы и правительственные чиновники также заявили, что один миллион уйгуров сегодня содержится в лагерях для интернированных. Однако после того, как письмо было опубликовано в государственных СМИ 22 декабря 2021 года, китайские пользователи сети сразу раскритиковали Intel.

Уже через несколько дней спустя Intel удалила письмо и опубликовала заявление на китайском языке в социальных сетях, где оправдывалась и утверждало, будто предыдущее заявление по вопросам прав человека в Синьцзяне, было сделано «только в целях соблюдения требований и законности.

В письме, по словам компании, «не было других намерений или позиции». Также Intel написала, что «уважает деликатное отношение к этому вопросу в Китае».

В дополнение к Intel, с публичной критикой со стороны китайской власти столкнулись H&M, Nike, Adidas и японский бренд одежды Uniqlo.

В настоящее время в Китае работает более 10 тыс. сотрудников Intel. Также Китай уже шесть лет подряд является крупнейшим рынком сбыта для Intel, доля которого составляет четверть от общего мирового дохода компании.

Проблемы Tesla в Китае

В конце 2021 года Совет США по американо-исламским отношениям раскритиковал Tesla за то, что компания открыла выставочный зал в Синьцзяне, что можно назвать «экономической поддержкой геноцида».

Пекин преднамеренно тормозит работу Tesla в Китае.

В последнем инциденте 18 февраля компании пришлось отозвать 26 тыс. автомобилей, собранных на китайском заводе по требованию Государственного управления по регулированию рынка. Утверждается, что программное обеспечение для размораживания ветрового стекла в произведенных автомобилях работает неправильно, что может привести к аварии.

Ранее китайская интернет-знаменитость, известная как «Xiaogang Senior» с десятками млн подписчиков, обвинила Tesla в фальсификации данных тестирования электромобилей. Tesla подала иск 26 января, заявив, что это была преднамеренная клевета.

Согласно китайскому информационному сайту о предприятиях Tianyancha, в прошлом году в Китае у Tesla было девять незавершенных судебных тяжб, связанных со спорами о репутации и нарушении авторских прав.

В феврале прошлого года пять министерств и комиссий КПК вызвали топ-менеджеров Tesla China, заявив, что у её электромобилей серьёзные проблемы с безопасностью. Затем Tesla принесла извинения, заявив, что «искренне принимает критику и рекомендации» китайских властей.

15 марта 2021 года, в День защиты прав потребителей в Китае, несколько крупных китайских СМИ сообщили об аварии автомобиля Tesla, произошедшей 11 марта. Эта история стала самой популярной темой в китайских социальных сетях в течение нескольких дней подряд.

Акция протеста против Tesla на Шанхайском автосалоне 19 апреля закончилась тем, что охранники даже утащили женщину, севшую в выставочную машину.

Протестующая, одетая в белую футболку с логотипом Tesla и китайскими иероглифами, которые обозначают «отказ тормозов», кричала: «У Tesla неисправны тормоза».

Этот инцидент вызвал новую волну критики в адрес Tesla со стороны крупнейших китайских СМИ. Некоторые правительственные ведомства даже запретили автомобилям Tesla парковаться на своих стоянках.

Хотя вице-президент Tesla China Тао Линь утверждал, что протестующая женщина – это просто инструмент пропаганды, ведь внутреннее расследование компании Tesla показало, что авария произошла из-за превышения скорости водителем.

Tesla принесла публичные извинения. Однако китайское государственное информационное агентство Синьхуа заявило, что извинения были «неискренними».

В статье «Борьба Tesla В Китае — предупреждение всем западным компаниям» автор и американский предприниматель Хелен Роли написала:

«Правительство [Китая], воспользовавшись ростом национализма и антиамериканских настроений в стране, начало кампанию по подрыву имиджа Tesla и подтолкнуло китайских потребителей покупать электромобили у отечественных производителей, поддерживаемых правительством».

«Инвестирование в Китай больше не является исключительно коммерческим решением. Это также политический выбор», — написала Роли.

«Каждый генеральный директор каждой американской компании должен понимать, что, инвестируя в Китай, он или она расширяет возможности авторитарной власти, которая совершила грубые нарушения прав человека в отношении собственного народа и остаётся враждебной к глобальной свободе и демократии. Участие в этом — серьёзная медвежья услуга их компании и их стране».

Тесла соблазнилась огромным рынком Китая

В отличие от других транснациональных компаний, решение Tesla построить завод в Китае с самого начала было спорным, поскольку это произошло в начале торговой войны между США и Китаем, когда администрация Трампа планировала вывести американскую промышленную цепочку из Китая.

Тогда Китайские власти пошли на встречу и предложили множество благоприятных условий для Tesla. Например, китайские банки предоставили компании льготные ставки по кредитам на общую сумму $1,61 млрд (≈187 млрд руб.), а правительство Шанхая предоставило льготную ставку корпоративного подоходного налога в размере 15%.

В итоге компания подписала соглашение о строительстве завода в Шанхае. Более того, Пекин изменил свою основную политику в отношении международных корпораций, позволив Tesla построить завод в качестве первой некитайской автомобильной компании с дочерней компанией, находящейся в единоличной собственности в Китае.

По данным Синьхуа, Пекин целенаправленно стремился привлечь Tesla в Китай, надеясь, что это будет способствовать развитию индустрии электромобилей внутри страны. Более того, Китай вынашивал планы захватить международный рынок электромобилей.

Однако через два года после того, как Tesla вошла в Китай, что привело к быстрому развитию производства и цепочки поставок электромобилей в Китае, КПК изменила своё отношение к компании. Похоже, Tesla впала в немилость. При этом генеральный директор Tesla Илон Маск неоднократно хвалил КПК.

Так, в своем посте в Twitter 1 июля 2021 года, в день 100-летия КПК, Маск написал:

«Экономическое процветание, которого достиг Китай, поистине удивительно, особенно в сфере инфраструктуры! Я призываю людей посетить его и посмотреть своими глазами».

На саммите Совета директоров, состоявшемся 6 декабря, Маск сказал:

«Мы приближаемся к ситуации, когда экономика Китая, вероятно, будет в два-три раза больше, чем экономика Соединённых Штатов».

Маск также сказал, что в целом у Tesla хорошие отношения с Пекином. Но он подчеркнул, что не поддерживает Китай, точно так же, как не поддержал бы Соединённые Штаты или любую другую страну.

Проект Starlink угрожает китайскому Great Firewall

По словам Фрэнка Се, профессора делового администрирования в Университете Айкена Южной Каролины, КПК проявила интерес к Маску, потому что помимо Tesla у него есть и другие значительные компании — в частности, SpaceX.

«Компартия Китая всегда желала и боялась проектов Маска SpaceX и Starlink, особенно последнего», — сказал Се в интервью The Epoch Times в конце февраля.

Се считает, что Starlink потенциально может помочь китайским гражданам обойти систему интернет цензуры Китая Great Firewall.

«После завершения запуска от 20 тыс. до 40 тыс. спутников Starlink смогут обслуживать весь мир, предоставляя полный спектр интернет-услуг без слепых зон. Это означает, что Great Firewall, построенный с использованием большого капитала и человеческих ресурсов, будет бесполезен», — сказал Се.

«КПК предоставила Tesla благоприятные условия для создания завода в Китае, чтобы ограничить Tesla, но, очевидно, КПК не достигла своей цели», — добавил Се.

3 декабря Пекин пожаловался в Организацию Объединенных Наций на то, что спутники SpaceX Starlink в двух отдельных случаях в 2021 году подходили слишком близко к китайской космической станции, утверждая, что эти инциденты угрожали жизни китайских астронавтов.

В конце прошлого года Министерство иностранных дел Китая публично осудило Маска, и основные китайские государственные СМИ последовали его примеру.

В конце декабря агентство Синьхуа связало проект Starlink с космической стратегией Соединённых Штатов, заявив, что он дает Соединённым Штатам стратегическое преимущество в космосе и на земле, создавая угрозу для других стран.

Се также сказал, что КПК использует технологии и капитал с Запада для укрепления своей власти и в конечном итоге сменит курс, чтобы поглотить Запад и использовать свою коммунистическую идеологию для управления миром.

Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают взгляды The Epoch Times.

Дженнифер Бейтманавтор новостей, специализирующийся на Китае.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА