Слабость экономической модели Китая

ЦЕНТРАЛИЗОВАННЫЙ ПОДХОД ПЕКИНА НЕ ТАК ХОРОШ, КАК КАЖЕТСЯ НА ПЕРВЫЙ ВЗГЛЯД
Автор: 08.02.2022 Обновлено: 08.02.2022 13:19

Планирование сверху вниз

Централизованный подход к экономике при Си Цзиньпине стал жестче. И многие западные СМИ и бизнесмены восхваляют такой метод, говоря о превосходстве над «хаотической» американской рыночно-ориентированной экономической моделью. А некоторые убеждены в окончательном триумфе китайского метода.

Но не смотря на всю эту похвалу действительно ли централизованный метод настолько хорош? В этом и последующих материалах мы расскажем о том, о чём западные СМИ предпочли не упоминать.

Документ Центра Азиатского общества по американо-китайским отношениям и Школа глобальной политики и стратегии Калифорнийского университета в Сан-Диего хорошо раскрывают суть проблемы. В документе описываются три элемента китайской экономической системы:

1. Контроль Пекина над экономикой посредством крупномасштабного вмешательства, направленного на достижение «необходимых» целей;
2. Открытость для иностранных инвестиций до тех пор, пока они служат определённым целям.
3. Распределение финансовых ресурсов Китая для достижения нужных показателей.

Такой подход часто производит впечатление на приезжих журналистов, государственных чиновников и бизнесменов. Например, «сверху» решают о необходимости строительства высокоскоростной железной дороги. И вот уже мощные локомотивы, а также разветвлённая сеть рельсов, идущих во всех направлениях от железнодорожной станции поражают «гостей». Внешне всё выглядит эффективнее, чище и организованнее чем на Западе. Морские порты потрясают своими размерами. А на месте бывших полей, казалось бы, за одну ночь вырастают целые города с рядами жилых домов и развитой системой общественного транспорта.

Наблюдая за таким буйным развитием, журналисты и бизнесмены при возвращении домой с неодобрением смотрят на демократическую систему, кажущуюся неспособной определить «правильное» экономическое направление развития. Не говоря уже о том, где найти средства для этого. Они с презрением смотрят на высокую волатильность рыночной экономики, в которой сегодня компании возникают, а завтра терпят крах.

Но экономическая система Китая не такая эффективная как кажется, и кроме того, чрезвычайно расточительна. Проблема в том, что китайские власти не могут видеть будущее. Они определяют направления, которые кажутся очень перспективными — например, искусственный интеллект или электромобили. При этом они выбирают государственные компании, которые будут заниматься этими направлениями. Таким образом, власть определяет не только экономические цели, но и технологии и методы которыми они будут эти цели достигать.

Это очень похоже на «гадание на кофейной гуще». Технологии сегодня устаревают очень быстро, и то что кажется актуальным сегодня, завтра может быть уже никому не нужным. Но Пекин, как только его план утверждён практически никогда не вносит никаких промежуточных поправок на пути к цели. А если и делает это, то крайне редко и часто с опозданием.

Пример Evergrande

Такие ошибки приводят к большим потерям. Фиаско Evergrande яркий тому пример. Компания накопила огромные долги не потому что её руководство было некомпетентным и не потому что кредиторы были менее благоразумны. Evergrande влезла в огромные долги потому что Пекин в течение многих лет уделял особое внимание жилищному строительству.

Совместно с Evergrande и другими застройщиками, Пекин бездумно возводил города, не задумываясь о том есть ли в этом необходимость и захотят ли китайцы в них жить. На данный момент 20% жилищного фонда всё ещё остаётся невостребованным. Даже если власти снесут эти строения, долги никуда не денутся. Кроме того, жилой фонд не является единственной областью где централизованное планирование привело к большим потерям.

Железная дорога «в никуда»

Так, например, существуют железнодорожные сообщения, «ведущие в никуда», и в которых нет никакой экономической или социальной обоснованности. Это говорит о том, что ручное управление не оправдывает себя и почему общий Китайский долг, как государственный, так и частный превышает 275% от ВВП страны. Причем большая часть его связана с запланированными проектами, которые не в состоянии выполнить свои финансовые обязательства.

Слабость экономической модели Китая

Частично снятый логотип компании China Evergrande Group на фасаде её штаб-квартиры в Шэньчжэне, провинции Гуандун. Китай, 10 января 2022 года. David Kirton/Reuters

Конечно, рыночная экономика также не способна предвидеть будущее. В этой среде происходит множество ошибок и потерь. Однако такая система имеет два явных преимущества.

Преимущества рыночной системы

Во-первых, рыночная экономика редко задействует национальные экономические и финансовые ресурсы на таком уровне как это происходит в Китае. Соответственно это приводит к меньшим ошибкам и расточительству. Те случаи, когда Америка страдала потерь, сопоставимых с Китаем, почти всегда было результатом согласованного давления правительства. Как например когда Вашингтон оказывал давление на банки, заставляя их выдавать ипотечные кредиты на невыгодных условиях, что в конечном итоге привело к экономическому кризису 2008 года.

Во-вторых, преимущество рыночной системы заключается в том, что она охватывает множество отраслей, каждая из которых пытается по-своему учесть нынешние и будущие потребности. Конечно многие стартапы не справляются с этим и терпят неудачу. Но те, кто «попадает в цель», добиваются большого успеха, обогащает своих инвесторов, и улучшает экономическое состояние региона. Такой подход хотя и гораздо менее организованный по сравнению с централизованным планирование в Китае, но гораздо более жизнеспособен в быстроменяющемся мире.

Открытость Китая для иностранных инвесторов, казалось бы, является отличной возможностью для себя перенять опыт рыночной экономической модели. Особенно в сочетании с настойчивым требованием Пекина, чтобы иностранные инвесторы делились своими технологиями и коммерческими тайнами. Но такая «принудиловка» скорее всего приведёт к тому, что Китай в лучшем случае получит «сегодняшние», а скорее всего «вчерашние» технологии, которые быстро потеряют свою актуальность, и будут вытеснены чем-то новым. Такая зависимость от копирования, а кража, является «инновационным» подходом догоняющей экономики.

Всё это конечно не означает, что не стоит учитывать достижений Китая за последние несколько десятилетий. Страна имеет многочисленное, образованное и дисциплинированное население, что для любой экономики является «драгоценным камнем». Кроме того, Китай имеет природные и географические ресурсы, а также впечатляющий национальный дух. Но эти вещи точно не должны ослеплять как самих китайцев, так и иностранных инвесторов.

Милтон Эзрати — главный редактор журнала The National Interest, филиала Центра изучения человеческого капитала при Университете Буффало (SUNY) и главный экономист нью-йоркской коммуникационной компании Vested.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора, и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Поддержите нас!

Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом и получите в подарок уникальный карманный календарь!

календарь Epoch Times Russia Поддержать
«Почему существует человечество?» — статья Ли Хунчжи, основателя Фалуньгун
КУЛЬТУРА
ЗДОРОВЬЕ
ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА
ВЫБОР РЕДАКТОРА