
Вступление в ВТО спасло компартию Китая от краха и изменило Запад
Вступление Китая в ВТО изменило «правила игры» для США, Европы и большинства азиатских странРоль Китая в ВТО
Рупор пропаганды компартии Китая — газета People’s Daily опубликовала 11 декабря статью, в которой восторженно назвала вступление Китая в ВТО «типичной беспроигрышной ситуацией для Китая и остального мира».
Западные издания восприняли вступление Китая в ВТО более прагматично, в том числе и «Би-би-си», опубликовавшая в декабре статью на китайском языке. В ней говорилось, что вступление Китая в ВТО «изменило правила игры для США, Европы и большинства азиатских стран, да и для любой страны, обладающей ресурсами промышленного значения, такими как нефть и металлы».
Большинство западных стран признали, что за последние 20 лет их ожидания в отношении Китая не оправдались, а компартия Китая (КПК) не выполнила данных при вступлении обещаний. Кроме того, Китай не продвинулся к демократии, и Западу не удалось изменить Китай. Напротив, Китай изменил Запад.
Суть компартии — в двух инцидентах
Процесс разработки политики компартии Китая скрыт, но её реализация наглядна. Запад может сделать выбор: желает ли он видеть истинную природу компартии?
С момента окончания Культурной революции до вступления Китая в ВТО в стране произошли два крупных инцидента. Однако для Запада их было далеко не достаточно, чтобы увидеть злобную сущность компартии.
Первый инцидент — это бойня на площади Тяньаньмэнь 4 июня 1989 года, второй — начало преследования Фалуньгун в 1999 году.

Последователи Фалуньгун из 12 стран на площади Тяньаньмэнь в Пекине, Китай, 20 ноября 2001 года. (Courtesy of Adam Leining)
В первом случае компартия Китая отличилась массовым убийством на площади Тяньаньмэнь студентов, призывавших к демократии. Во втором — начала национальную политическую кампанию по подавлению духовных убеждений. Эти два инцидента доказали, что компартия Китая лгала, когда заверяла, что не будет проводить политических кампаний после Культурной революции.
Китай был принят в члены ВТО в 2001 году, когда люди уже забыли о бойне 10-летней давности на площади Тяньаньмэнь. Однако преследование Фалуньгун началось всего за два года до вступления Китая в ВТО. Протесты против репрессий коммунистического режима часто проходят за пределами Китая, что не могло остаться незамеченным.
Возможно, это то, что международные консорциумы ценят в КПК, которая всегда делала все возможное для поддержания своего правления и стабильности, потому что только так можно защитить интересы крупных консорциумов.
Сигналы компартии Китая
Не успела ещё высохнуть кровь на площади Тяньаньмэнь после бойни студентов 4 июня, как бывший президент США Джордж Буш в конце июня тайно направил в Китай своих посланников, чтобы помочь Пекину выйти из кризиса.
Бывший лидер компартии Китая Дэн Сяопин хорошо знал президента США. Он также знал, что ради выживания компартия должна развивать свою экономику и не может полагаться только на США. По этой причине Дэн без колебаний начал китайско-вьетнамскую войну в 1979 году, через 12 дней после возвращения из США. Не случайно война разразилась вскоре после визита Дэна, и её можно было рассматривать как сигнал компартии к укреплению связей с США.
С другой стороны, подавление компартией демократического протеста студентов в 1989 году можно рассматривать как аналогичный сигнал компартии международным консорциумам: ситуация в Китае под контролем, поэтому ваши инвестиции в Китай в безопасности. К сожалению, суждение Дэна о США и других западных странах оказалось верным.
В 1999 году бывший лидер компартии Китая Цзян Цзэминь развязал репрессии против последователей Фалуньгун. Ему уже не требовалось одобрения западных стран. Мало того, он также бросил вызов Западу в отношении универсальных ценностей и прав. К примеру, на встрече АТЭС в Новой Зеландии в том же году Цзян Цзэминь лично вручил пропагандистские материалы, дискредитирующие Фалуньгун, бывшему президенту США Биллу Клинтону.
Тюремная продукция на Запад
Ниже приведён пример того, как поведение компартии Китая после вступления в ВТО получило международную поддержку или молчаливое одобрение.
Возьмём пример с продукцией, произведенной в трудовых лагерях и тюрьмах Китае. Мы все видим, что США и Европа сейчас вводят санкции в отношении рабского труда в Синьцзяне. Но продукция, полученная в результате рабского труда, производилась гораздо раньше, чем в Синьцзяне, и большие объёмы шли на экспорт.
Самым печально известным предприятием, использующим рабский труд, является Henan Rebecca Hair Products Co. Ltd — компания по производству париков в центральной китайской провинции Хэнань, которая использовала последователей Фалуньгун, заключённых в трудовые лагеря, в качестве неоплачиваемой рабочей силы для производства париков на экспорт.

Модели париков на 6-й Китайской международной ярмарке товаров для волос, 27 сентября 2014 года, Чжэнчжоу, провинция Хэнань, Китай. (VCG/VCG via Getty Images)
В первом десятилетии 2000-х годов сотни тысяч последователей Фалуньгун были помещены в китайскую систему трудового перевоспитания, также известную как лагеря принудительного труда. Всех их без исключения принуждали к рабскому труду.
Расследование рабского труда
Этот инцидент не привлёк должного внимания со стороны стран, импортировавших продукцию рабского труда.
Зато эта тема привлекла репортёра издания South China Morning Post Джамиля Андерлини, который в 2005 году лично посетил трудовой лагерь № 3 в Сючане провинции Хэнань для проведения расследований. После угрозы ареста он поспешил вернуться в Гонконг и опубликовал результаты расследования под названием «Банки покупают тюремно-трудовую фирму». В нём говорилось о том, что шесть всемирно известных финансовых учреждений являются основными акционерами компании Henan Rebecca.
Отчёт получил премию SOPA (Общество издателей в Азии) в 2006 году.
В том же году Айна Хантер, репортёр нью-йоркского журнала о моде The Village Voice, занималась подготовкой материала о моде на парики, когда наткнулась на статью Андерлини. Она продолжила его расследование. Хантер обнаружила, что ещё в 2004 году правозащитная группа подала жалобу в Министерство внутренней безопасности США с просьбой провести расследование в отношении импорта Henan Rebecca. Жалоба осталась без ответа.
Согласно отчёту Хантер, Ричард Д’Амато, председатель американо-китайской комиссии по обзору безопасности, «направил письмо… уполномоченному по таможенной и пограничной службы США, когда узнал об обвинениях в адрес компании Henan Rebecca». Он назвал полученный ответ «поверхностным» и выразил свои опасения ряду сенаторов. Но к моменту публикации отчёта Хантер ответа не было.
Руководитель правозащитной группы, попросившая не называть её имя, сказала, что «американо-китайская комиссия бессильна», поскольку при той администрации «надеяться на федеральное правительство было бесполезно».
Так обстоит дело в США, которые являются одной из немногих стран, прямо запрещающих импорт продукции рабского труда. Конечно, нельзя ожидать, что компартия будет добровольно соблюдать правила ВТО и выполнять свои обязательства. В конце концов, она нарушила правила не за один день, а шаг за шагом.

Стажёры-мусульмане на швейной фабрике в Центре профессионального образования и обучения в Хотане, Синьцзян, северо-западный Китай. (CCTV через AP Video)
До сих пор большинство западных стран не замечали, что преследование религиозных убеждений и нарушения прав человека в Китае шли рука об руку с его экономическим развитием и членством в ВТО. Они стали реальной основой для нарушения и даже изменения компартией международных правил. Только признание этого факта может помочь предотвратить повторение ошибок.
Невыученные исторические уроки
Это был не первый случай, когда компартия Китая обманывала США. Во время Второй мировой войны Джозеф Уоррен Стилвелл служил начальником штаба лидера Китайской Республики Чан Кайши. Генерал США Джордж Маршалл приехал в Китай, чтобы выступить посредником в гражданской войне после окончания Второй мировой войны. У обоих были нереалистичные ожидания относительно компартии.
Соглашение о прекращении огня между правящей тогда националистической партией Китая и коммунистами стало для последних мощным оружием для отсрочки и укрепления сил в подготовке к полномасштабной гражданской войне. Компартия использовала Маршалла как инструмент для достижения своей цели.
В итоге коммунисты выиграли время и гражданскую войну при поддержке Советского Союза, а националистическое правительство лишилось полной поддержки США. США не смогли получить никаких выгод от коммунистического режима, но стали мишенью антиамериканского движения, когда компартия устроила «инцидент с Шен Чонг».
Шен Чонг была студенткой престижного Пекинского университета и состояла в компартии. Её якобы изнасиловали двое американских морских пехотинцев, дислоцированных в Китае, в канун Рождества 1946 года. После этого инцидента компартия спровоцировала общенациональные студенческие протесты с требованием вывода американских войск из Китая.
Крах или подъём компартии?
Гордон Г. Чанг, уважаемый старший научный сотрудник Института Гейтстоуна, в 2001 году в книге «Грядущий крах Китая» написал, что компартия Китая рухнет в 2011 году. Позже люди усомнились в его словах, поскольку именно в период предсказанного им краха произошёл подъём Китая.
Однако при рассмотрении его пророчества под другим углом, можно прийти к противоположному выводу.
Книга правдиво описывает все недостатки коммунистического режима, которые компартия не смогла преодолеть. Но Чанг не учёл одного: на момент написания книги Китай вступил в ВТО и стал частью глобализации, самой важной и выгодной её частью. Иными словами, международные консорциумы и транснациональные корпорации инвестировали в Китай. Это не только спасло компартию от поражения, но и помогло ей подняться и создать величайшую угрозу существующему международному порядку.
Некоторые считают, что 20-летнее пребывание Китая в ВТО доказывает совместимость тоталитарной системы и свободной экономики. Но факты говорят об обратном.
Международная ситуация изменилась в последние годы именно потому, что западные страны начали осознавать эту несовместимость, которая нанесла непоправимый ущерб свободной экономике. Не существует такого понятия, как «беспроигрышная ситуация», пропагандируемая компартией.
Оглядываясь назад на историю компартии, можно сказать, что она ни с кем не делилась никакими преимуществами. Если она способна управлять другими, она захватит их. Но когда компартия недостаточно сильна для захвата власти, она ведёт себя сдержанно, скрывает свои истинные намерения и ждёт своего шанса захватить власть. Так произошло во время гражданской войны между компартией и Националистической партией, в её противостоянии с Советским Союзом, так происходит и сейчас, после вступления Китая в ВТО.
Хэн Хэ — комментатор радиостанции «Голос надежды», аналитик по Китаю „Focus Talk“ NTD и автор The Epoch Times.
Взгляды, выраженные в этой статье, являются мнением автора и необязательно отражают взгляды The Epoch Times.
Поддержите нас!
Каждый день наш проект старается радовать вас качественным и интересным контентом. Поддержите нас любой суммой денег удобным вам способом!
Поддержать
мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.
С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times