Сергей Иванович Щукин. 1915. Портрет работы Дмитрия Мельникова. Фото: wikipedia.org/ общественное достояние | Epoch Times Россия
Сергей Иванович Щукин. 1915. Портрет работы Дмитрия Мельникова. Фото: wikipedia.org/ общественное достояние

Московский купец С. И. Щукин: у истоков славы французских импрессионистов

Автор: 02.12.2020 Обновлено: 14.10.2021 12:55

Купечество — паразитическое сословие.

Большая Советская энциклопедия

Пожалуй, ни одно сословие в царской России не получало столько обидных кличек, как купцы: «самоварники», «аршинники», «мироеды», «протобестии», «самодуры».

Странно, российское общество легко принимало от купцов школы, больницы, богадельни, музеи, храмы, картинные галереи, театры и при этом к этим людям относилось с пренебрежительной насмешкой.

Революция 1917 года всё «исправила». В новой стране презирали все дореволюционные сословия, кроме пролетариата. И выросли поколения, которые просто не очень зацикливались на мысли о том, откуда у советских «трудящихся», например, Третьяковская галерея. Знали, конечно, о Третьякове — собирателе картин, знали, что подарил коллекцию Москве, а что он был купец — на этом внимание как-то не акцентировалось.

Коллекции картин П. М. Третьякова, можно сказать, повезло — всё-таки российская тематика и Передвижники много писали на народные темы. А вот коллекции картин московского купца Сергея Ивановича Щукина повезло гораздо меньше.

После революции с этой уникальной коллекцией советское правительство просто не знало, что делать. Что называется, и бросить жалко, и нести тяжело. Уж очень она была своеобразна. И идеологически чужда рабочим и крестьянам новой страны.

Сергей Иванович Щукин занимал особое место среди московских коллекционеров. Его интересовала авангардная французская живопись конца XIX – начала XX веков, то, что сегодня мы называем импрессионизмом и постимпрессионизмом.

Этот человек, несомненно, обладал необыкновенным даром распознавать подлинные художественные ценности тогда, когда труд художника ещё никому не известен. Ренуар, Сезанн, Мане, Матисс, Моне, Гоген, Ван Гог, Пикассо, Дега…

Первым покупателем их творений был российский предприниматель Сергей Щукин. Впервые в мире была создана коллекция шедевров импрессионизма. И она находилась в Москве.

Познакомиться с уникальной коллекцией могли все желающие. Хозяин с удовольствием проводил экскурсии по своему дому-музею и вдохновенно рассказывал о каждом полотне.

В 1913 году, накануне Первой мировой войны, активность российских собирателей коллекций была приостановлена. Как оказалось, навсегда.

Сразу после революции Сергей Иванович подписал новому государству дарственную на уникальную коллекцию, а сам уехал за границу: «…я собирал не только и не столько для себя, а для своей страны и своего народа. Что бы на нашей земле ни было, мои коллекции должны оставаться там».

В 20-е годы советское правительство очень активно продавало художественные ценности за границу. Многие российские эмигранты пытались в судебном порядке вызволить из «совдепии» свои сокровища.

Друзья и родные Щукина предполагали, что он тоже будет предпринимать какие-то шаги по возвращению бесценной коллекции. Но он твёрдо стоял на своём: «Я подарил картины своему народу».

Эта позиция, возможно, и спасла коллекцию от разбазаривания. Никто не осмелился торговать у Советов щукинскую коллекцию, пока он был жив. А потом ажиотаж с распродажей российских художественных богатств пошёл на убыль. Но всё-таки 4 картины из коллекции уплыли в Штаты.

В результате долгих мытарств, уже в конце 40-х годов XX века, коллекция была поделена на две части. Сегодня мы можем увидеть французских импрессионистов из коллекции Сергея Щукина в Москве в Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина и в Эрмитаже.

По оценкам аукционного дома Сотбис, стоимость коллекции Сергея Ивановича Щукина на 2012 год составляла 8,5 млрд долларов США.

P.S. Уже в эмиграции к Сергею Ивановичу обращались западные бизнесмены от искусства с просьбой бесплатно взять картины современных художников и только объявить в прессе «что он начал собирать опять и выбрал для коллекции вот эти полотна».

Понятно, что место в щукинской коллекции означало успех и признание для художника. Щукин отказался. При всей своей любви к искусству. Его коллекция осталась в прошлой жизни, а о прошлом вспоминать, вероятно, было нестерпимо больно и горько.

 

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА