Перспективный российский истребитель, спрятанный под брезентом, буксируют к месту стоянки перед его презентацией на Московском международном авиасалоне в Жуковском под Москвой, Россия, 15 июля 2021 года. (Иван Новиков-Двинский/AP Photo) | Epoch Times Россия
Перспективный российский истребитель, спрятанный под брезентом, буксируют к месту стоянки перед его презентацией на Московском международном авиасалоне в Жуковском под Москвой, Россия, 15 июля 2021 года. (Иван Новиков-Двинский/AP Photo)

Может ли российский истребитель-невидимка Су-75 конкурировать с американским F-35?

Автор: 02.08.2021 Обновлено: 14.10.2021 12:58

Если заявленная цена и характеристики будут реализованы — а это остаётся под большим вопросом, то у России может появиться новый недорогой истребитель 5-го поколения, который сможет составить коммерческую и боевую конкуренцию Lockheed Martin F-35.

Продукт корпорации «Сухой», которая производит единственный российский истребитель 5-го поколения — двухтурбовентиляторный Су-57, (проектный индекс Т-50, по кодификации НАТО: Felon — «Преступник»), новый истребитель был представлен с  большой помпой на Московском авиасалоне (МАКС) 20—25 июля как однодвигательный Су-75 Checkmate («Шах и мат»).

Большие двухтурбовентиляторные Су-27, Су-30 и более поздний Су-35 4-го поколения компании «Сухой», похожие на Boeing F-15 °C и F-15E, но обладающие большими возможностями, стали успешными в коммерческом плане и были приобретены, и скопированы Китаем.

Хотя в российской прессе уже упоминалось об этой разработке, появление Су-75 в конце прошлой недели на МАКСе, буксируемого под маскировочным колпаком, стало неожиданным открытием.

Суммируя сообщения российской прессы, заявления официальных лиц и данные, предоставленные компанией «Сухой», вот что мы знаем о Су-75.

Это однодвигательный малозаметный легкий тактический истребитель с дельтавидным крылом и коническим двухлонжеронным оперением, оснащён двигателем с отклоняемым вектором тяги, как минимум тремя отсеками для внутреннего вооружения и усовершенствованной кабиной пилота, заимствованной у Су-57.

До появления его на МАКСе в одном из российских докладов говорилось, что масса самолёта будет составлять 18 тонн; на Московском авиасалоне эта информация пока не раскрывалась. Это важно, так как в этом случае он будет относиться к классу 19-тонных самолётов 4-го поколения Lockheed Martin F-16, а не 30-тонных самолётов 5-го поколения F-35A.

Заявленные характеристики самолёта ― скорость 1,8 Маха, полный радиус действия 1 740 миль (2,8 тыс. км), боевой радиус 870 миль (1,4 тыс. км) и боевая нагрузка 7 метрических тонн. Он также будет оснащён современным электронным комплексом, включающим радар с активной электронно-сканирующей решёткой (AESA), который может отслеживать 30 целей и атаковать шесть одновременно, средства активной радиоэлектронной борьбы, каналы передачи данных и сети, а его лётные и боевые системы будут усовершенствованы с помощью искусственного интеллекта.

Будущие версии могут включать беспилотную версию, способную взаимодействовать с пилотируемой версией, двухместную версию и версию, совместимую с авианосцем. Он имеет заявленную возможность укороченного взлёта и посадки (STOL), но пока нет никаких упоминаний о планируемой возможности вертикальной посадки.

Первый полёт должен состояться в 2023 году, а начало производства — в 2026-2027 годах, что представляет собой быстрый темп, учитывая, что Су-57 потребовалось около десяти лет, чтобы пройти путь от первого полёта до поступления на вооружение ВВС России.

Но самое главное ― это цена: Российские представители говорят, что Су-75 будут стоить от $25 до 30 млн за самолёт. Для сравнения, Су-35 может стоить более $80 млн, а китайский самолёт поколения 4+ Chengdu Aircraft Corporation J-10C — более $60 млн. По цене Су-75 обойдёт самый выгодный китайский истребитель — 12-тонный, менее производительный, но оснащённый активной электронно-сканированной матрицей (AESA) самолёт Chengdu FC-1/JF-17 Block 3 стоимостью $50 млн.

Достижение ценовых ориентиров всегда сопряжено с трудностями. На ранних этапах разработки, F-35 рекламировался как имеющий оценочную стоимость в 50 миллионов долларов. Однако после достижения экономии при крупносерийном производстве цена F-35A с обычным взлетом и посадкой (CTOL) установилась на уровне около $80 млн за самолёт, и прогнозируется, что снизится до $77 млн. Версии F-35B и F-35C для авианосцев с укороченным взлетом и вертикальной посадкой (STOVL) стоят дороже.

Выполнение ценовых задач по Су-75 может зависеть от достаточного объёма экспорта, но у России могут возникнуть проблемы с поставками большого количества самолётов. Она предпочитает более крупный, дальнобойный и лучше вооружённый Су-57, но может позволить себе только 76 самолётов, которые будут построены к 2028 году. Главный российский производитель средних истребителей, знаменитый Микоян Гуревич (МиГ), представил на выставке новые лёгкие и тяжёлые морские истребители 5-го поколения в виде модели МАКС, но маловероятно, что они будут разработаны, поскольку эта компания почти прекратила свою деятельность.

В российском отчёте говорится, что у Су-57 уже есть один экспортный заказчик, в то время как российский представитель утверждает, что его будут закупать ВВС России, а прогнозируемый рынок пока составляет 300 единиц. Потенциальными значимыми заказчиками, которые также закупали или производили российские истребители, стали Индия, Китай, Алжир, Венесуэла и Иран.

Однако Индия пока что придерживается собственной концепции истребителей поколения 4+, 5-го поколения и даже нового проекта истребителя-носителя. Китай разрабатывает средний двухдвигательный Shenyang FC-31/J-35 для авианосцев и наземных операций. Он может приобрести небольшое количество Су-75 для разведки, но возможно станет более заинтересован, если «Сухой» разработает версию STOVL, чтобы конкурировать с F-35B для базирования на новых больших китайских боевых кораблях-амфибиях.

В противоположность этому, F-35 будет доминировать на рынке средних истребителей 5-го поколения. Только что у компании появился 16-й заказчик, Швейцария, и уже поставлено более 655 самолётов из запланированных более 3000.

В некотором смысле, F-35 формирует собственный военный «альянс», способный мгновенно обмениваться разведданными, дополнять космические системы наблюдения и связи, которые могут подвергнуться нападению, а также пользоваться преимуществами глобальных ресурсов материально-технического обеспечения и средств обучения.

К началу 2030-х годов F-35 может пройти ряд модернизаций, включая новый более мощный двигатель с увеличенной дальностью полёта, а также регулярную модернизацию радара и других электронных систем. Он также может получить новое лазерное оружие, способное сначала поражать ракеты противника, а затем становиться оружием атаки.

Что касается Су-75, то ему придётся бороться за долю рынка с другими новыми более дешёвыми конкурентами истребителей 5-го поколения из Южной Кореи и, возможно, Турции.

Если Су-75 будет приобретён Ираном, Китаем, Венесуэлой или даже Северной Кореей, это, конечно, заслуживает беспокойства со стороны других производителей. Но для того, чтобы стать конкурентоспособной моделью, а тем более «побить» F-35, ей придётся достичь огромного экспортного успеха или успеха внутри страны.

Рик Фишер старший научный сотрудник Центра международной оценки и стратегии.

Мнения, выраженные в этой статье, являются мнением автора и не обязательно отражают точку зрения The Epoch Times.

Источник: The Epoch Tmes

Комментарии
Уважаемые читатели,

Спасибо за использование нашего раздела комментариев.

Просим вас оставлять стимулирующие и соответствующие теме комментарии. Пожалуйста, воздерживайтесь от инсинуаций, нецензурных слов, агрессивных формулировок и рекламных ссылок, мы не будем их публиковать.

Поскольку мы несём юридическую ответственность за все опубликованные комментарии, то проверяем их перед публикацией. Из-за этого могут возникнуть небольшие задержки.

Функция комментариев продолжает развиваться. Мы ценим ваши конструктивные отзывы, и если вам нужны дополнительные функции, напишите нам на [email protected]


С наилучшими пожеланиями, редакция Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА