Окаменелость возрастом 180 млн лет принадлежала ихтиозавру. (Illustration — Dotted Yeti/Shutterstock); INSET: (Courtesy of Mark Kemp) | Epoch Times Россия

Окаменелость возрастом 180 млн лет принадлежала ихтиозавру

Ихтиозавры существовали ещё до появления динозавров
Автор: 18.01.2022 Обновлено: 18.01.2022 14:41
Прочёсывая ледниковые отложения в восточных прибрежных скалах Англии, пара охотников за окаменелостями из Йоркшира обнаружили окаменелость возрастом около 180 млн лет, что было редким успехом.

В конце прошлого лета 34-летний Марк Кемп, самоучка, профессиональный искатель окаменелостей и препаратор, вместе со своим другом исследовал изрезанную скалистую линию Холдернесса, к северо-западу от Халла, между городами Мэпплтон и Кауден.

Этот скалистый участок побережья состоял из несортированных осадочных отложений давно растаявших, некогда массивных ледников. Он был известен археологам скоплением костей динозавров и других доисторических рептилий. В тот день спутник Кемпа наткнулся на ледниковый эрратик — кусок экзотической породы с окаменелостью, которая выглядела особенно многообещающей.

«Мой друг окликнул меня, спрашивая моё мнение о чём-то. Как только я увидел камень, о котором идёт речь, я понял, что это нечто особенное, — рассказал Кемп в интервью The Epoch Times. — Я сразу понял, что внутри есть кость и зубы, и мы оба решили взять камень с собой для его обработки».

В своей мастерской в Халле Кемп кропотливо, миллиметр за миллиметром вытравливал камень, чтобы обнажить огромные конические зубы и останки челюсти темнодонтозавра — морской рептилии юрского периода, предшествовавшей даже динозаврам.

Помимо массивных зубов, эта хищная рептилия обладала мощной удлинённой мордой, необычайно большими глазами для охоты, передними и задними плавниками примерно одинакового размера для управления и треугольным спинным плавником. Вертикально расположенный хвост служил ей «двигателем».

«Это были чрезвычайно крупные существа, которые вырастали до 12 м,— сказал Кемп газете после консультации с доктором Дином Ломаксом, ведущим палеонтологом морских рептилий. — Их челюсти по своей сокрушительной мощи превосходили зубы современного морского крокодила. Они водились в морях около 180 млн лет назад и появились ещё до динозавров».

Кемп узнал, что этот конкретный экземпляр темнодонтозавра принадлежит к виду, известному как ихтиозавр, и считается «одним из лучших представителей этого вида из Йоркшира».

Само название «темнодонтозавр» с греческого переводится как «ящерица с режущими зубами». Судя по зубам и размеру челюсти этого экземпляра, его череп достигал в длину 2 м и мог принадлежать взрослой особи.

Что касается Кемпа, то его 10-летнее увлечение окаменелостями превратилось в профессию. Он открыл мастерскую в своём доме в Брансхолме, где подготавливает окаменелости, улучшает их внешний вид и сохраняет для продажи клиентам.

«Охота за окаменелостями даёт вам возможность узнать о жизни далёких времён, — сказал Кемп. — Если вы раскалываете камень и обнаруживаете окаменелость, вы являетесь единственным человеком, впервые увидевшим её».

«Моя мечта — отправиться собирать окаменелости в дальние уголки мира и обнаружить спрятанные тайны далёких эпох», — поделился Кемп.

За годы работы он нашёл несколько замечательных останков, включая следы динозавров, кости шерстистого мамонта, челюсти пещерного медведя, позвонки бизона, анемоны, раковины, кораллы и губки — всё это сохранилось в горной породе много тысячелетий назад.

«За последние три года моя коллекция росла с пугающей скоростью, и скоро я окажусь в ситуации, когда мне понадобится более просторный гараж», пошутил Кемп.

Еще несколько примеров работы Кемпа по подготовке окаменелостей:

Другие работы Кемпа по подготовке окаменелостей можно увидеть на его странице в Instagram здесь.

Майкл Вингписатель и редактор из Калгари, Канада, где родился и получил художественное образование. Он пишет в основном о культуре и актуальных новостях.