Учёные определили древний вид птиц через сто лет после раскопок

В Австралии, единственном континенте, где не обитают грифы, нашли их останки.
Автор: 02.08.2022 Обновлено: 02.08.2022 13:26
Исследователи из Университета Флиндерса и Музея Южной Австралии наконец исправили ошибку в классификации, которая длилась более 100 лет, после нахождения останков первого в Австралии ископаемого стервятника Cryptogyps lacertosus.

Изначально ископаемый гриф был классифицирован как орёл (Taphaetus lacertosus) в 1905 году. Английский орнитолог Чарльз Уолтер де Вис, изучавший птиц, определил его дальним родственником клинохвостого орлана. Однако в конце 1900-х годов палеонтологи начали сомневаться в классификации и рассматривать возможность того, что окаменелость на самом деле принадлежала другому виду птиц — стервятнику.

«Сегодня мы знакомы с клинохвостым орланом, ковыряющимся в туше кенгуру на обочине дороги», — сказала ведущий автор исследования Эллен Мазер из исследовательской лаборатории палеонтологии Университета Флиндерса в пресс-релизе университета.

«Тысячи лет назад совсем другая птица выполняла роль потребителя трупов — та, которую большинство людей сегодня ассоциируют с равнинами Африки».

Исследователи определили Cryptogyps lacertosus как стервятника Старого Света. Мазер в своей статье в журнале The Conversation утверждает, что грифы Старого Света относятся к тому же семейству, что и орлы, и ястребы, а не к отдельному семейству, как грифы «Нового Света».

Известно, что грифы Старого Света обитают в Европе, Азии и Африке, в то время как грифы Нового Света живут в Северной и Южной Америке. Австралия — единственный континент, где в настоящее время нет популяции грифов.

Учёные определили древний вид птиц через сто лет после раскопок

Эллен Мазер в лаборатории держит кость нижней ноги африканского стервятника и окаменевшую кость древнего австралийского стервятника в палеонтологической лаборатории Университета Флиндерса в июле 2022 года, Аделаида, Австралия. (Изображение предоставлено Университетом Флиндерса)

Поиск окаменелостей

Исследовательская группа сделала открытие, используя многочисленные окаменелости, найденные в XX веке в разных уголках Австралии. Первая окаменелость Cryptogyps lacertosus — фрагмент кости крыла, была обнаружена в 1901 году возле поместья Каламурина на реке Варбуртон в Южной Австралии.

Мазер связала первое ископаемое с двумя идентичными костями крыла, найденными в Веллингтонских пещерах в Новом Южном Уэльсе, и двумя костями голени, найденными в пещере «Дыхание Лиены» в Западной Австралии.

Однако в электронном письме в The Epoch Times Мазер сообщила, что в настоящее время у исследователей нет полного ископаемого скелета вымершей птицы.

«На данном этапе мы знаем об этом виде по дистальному концу плечевой кости (нижний конец верхней части руки/крыла, который соединяется с локтем) и тарзусу (нижняя кость лапы у птиц, которая соединяется со стопой)», — сказала она.

Неполная коллекция окаменелостей ограничивает знания исследователей об ископаемом грифе, они не могут точно знать, как выглядела эта птица или чем питалась. Предположительно гриф мог питаться либо внутренними и мягкими частями туши, либо более жёсткими внешними, поедая мышцы и кожу.

Учёные определили древний вид птиц через сто лет после раскопок

Кости клинохвостого орлана (слева) и нового ископаемого (справа) демонстрируют различия между костными структурами двух видов. (Изображение предоставлено Университетом Флиндерса)

Обнаружение стервятника

По словам Мазер, сравнив найденные окаменелости с костями хищных птиц со всего мира, команда исследователей подтвердила, что вымершая птица не была орлом или ястребом. У неё не было приспособлений для охоты, так как кости голени были слишком неразвиты, чтобы поддерживать мускулатуру, необходимую для убийства добычи.

«В отличие от орлов, грифы редко используют свои когти для убийства добычи. Это означает, что мускулатура их ног совсем другая, и это отражается на форме костей».

«По сравнению с орлами предплюсна стервятника имеет более мелкие мышечные рубцы и менее выступающие костные структуры для крепления мышц».

Классификация грифов была уточнена, когда исследователи поместили окаменелые кости в график биологического происхождения.

Мазер сказала, что кости ног лучше обозначают ископаемых грифов, чем позвоночник, потому что, хотя при жизни осанка чётко выражена, позвоночник ископаемых птиц нечасто встречается в соединённом состоянии.

«Чаще всего мы можем найти отдельный позвонок, а если повезёт, то несколько. Это не значит, что в позвонках нет полезных свойств, но мы ещё не нашли ни одного из них у нашего ископаемого стервятника».

«Кости ног, по сравнению с позвонками, сохраняются чаще и могут дать много информации о том, как птица передвигается и охотится. Или, в случае с нашим ископаемым, не охотится».