Гигантский ихтиозавр из позднего триаса, питающийся кальмарами, на недатированной фотографии. (Marcello Perillo/University of Bonn/Handout via Reuters)  | Epoch Times Россия

В швейцарских Альпах найдены окаменелости гигантских морских рептилий

Окаменелости принадлежат трём видам ихтиозавров, которые возможно были одними из самых крупных когда-либо живших животных на планете
Автор: 01.05.2022 Обновлено: 01.05.2022 10:31
Окаменелости одних из самых крупных существ, когда-либо плававших в океанах Земли — морских рептилий размером с кита, называемых ихтиозаврами — были найдены в неожиданном месте: на вершине трёх гор в Швейцарских Альпах на высоте 2,7 км над уровнем моря.

В четверг учёные описали окаменелости рёбер и позвонков двух особей ихтиозавра: одна из них была длиной около 21 м, а другая — около 15 м. У третьей особи ихтиозавра были самые большие из известных зубы с основанием шириной 6 см и предполагаемой длиной 15 см, что наводит на мысль о грозном хищнике.

Окаменелости, датируемые примерно 205 миллионами лет назад, в конце триасового периода, делают этих трех особей одними из самых крупных среди гигантских ихтиозавров, обитавших в океанах в то время, когда динозавры начали доминировать на суше.

«Этот зуб особенно интересен, потому что он может принадлежать самому крупному животному, когда-либо обитавшему на Земле», — говорит палеонтолог Мартин Сандер из Боннского университета, ведущий автор исследования, опубликованного в Journal of Vertebrate Paleontology.

Оно было найдено на вершине горы Чрахенхорн, недалеко от Давоса. Исходя из того, что у ихтиозавра длиной 17 м, найденного в прошлом году, был зуб с основанием шириной 2 см, «тогда зуб шириной 6 сантиметров мог принадлежать животному длиной 54 м».

Скорее всего, животное было не таким огромным, но все же большим, возможно, как кашалот, охотившееся на гигантских кальмаров, крупных рыб и более мелких ихтиозавров. Некоторые другие гигантские ихтиозавры, по-видимому, не имели зубов и питались мелкой рыбой и кальмарами, засасывая их в рот.

Гигантские ихтиозавры — самые крупные из всех морских рептилий — имели удлиненное тело и относительно небольшой череп.

Окаменелости были найдены в 1970-х и 1980-х годах в трёх местах в восточных Альпах в Швейцарии, сказал соавтор исследования Хайнц Фуррер, отставной куратор Палеонтологического института и музея Цюрихского университета, который обнаружил их вместе с другими студентами-геологами.

Движение огромных плит, из которых состоит земная кора, в процессе, называемом тектоникой плит, объясняет как окаменелости, образовавшиеся на древнем морском дне, оказались на вершинах гор.

«Альпы имеют очень сложную структуру: гигантские плиты породы, состоящие из бывшего морского дна, называемые наппами, нагромождены друг на друга в Африканской плите. Наплыв, из которого происходят ихтиозавры, является самым высоким. Это нагромождение произошло за последние 35 миллионов лет или около того», — говорит Сандер.

Останки слишком неполные, чтобы окончательно определить их вид, но, вероятно, они принадлежат к семейству ихтиозавров под названием Shastasauridae. К этому семейству относится самый крупный из известных ихтиозавров — шастазавр, длина образца из Канады составляет 21 метр.

До сих пор не было известно о гигантских ихтиозаврах, обитавших так близко к концу триасового периода. Очевидно, они исчезли во время массового вымирания в конце триасового периода около 201 миллиона лет назад и ни одно морское существо не было таким большим, пока около 3 миллионов лет назад не появились киты. Более мелкие ихтиозавры жили примерно до 90 миллионов лет назад.

«В истории жизни на Земле было три группы животных, которые были настоящими гигантами: ихтиозавры триасового периода, которые появились первыми, но остались лишь призраками; длинношеие зауроподовые динозавры на суше и современные киты», — говорит Сандер.

Сегодняшний синий кит, достигающий в длину около 30 метров, считается самым большим существом на Земле. По словам Сандера, будущие исследования гигантских ихтиозавров триасового периода могут опровергнуть этот вывод.