Shutterstock | Epoch Times Россия
Shutterstock

Что не так с нашей историей?

Возможно, древние люди были гораздо умнее, чем мы думаем
Автор: 19.11.2022 Обновлено: 19.11.2022 13:11
С тех пор как комплекс Акрополя в Афинах был построен в пятом веке до нашей эры, он пережил множество разрушений, в большинстве своём от руки человека. Самые серьёзные из них произошли во время Моранской войны, также известная как османско-венецианская война в XVll веке, во время которой красивый храм Парфенон, расположенный в самом сердце комплекса Акрополя, стал местом хранения оружия и пороха. Храм сильно пострадал, что сделало работу по сохранению и восстановлению здания очень сложной.

В течение XX века археологи и учёные пытались расшифровать, как был спроектирован и построен Парфенон, чтобы восстановить недостающие части, которые наилучшим образом поддержали структуру. Но по мере продвижения исследований возникало всё больше и больше вопросов о его конструкции. Известно, что Парфенон был построен всего за девять лет и включал около 70 тысяч частей.

Первая из многих загадок: как рабы в Греции вырезали и перевозили блоки мрамора весом около десяти тонн каждый из каменоломни, расположенной в 17 км от Афин, в Парфенон, строившийся на вершине холма? Неожиданно была раскрыта другая загадка, когда работавшие над проектом реставрации Парфенона, пытались вырезать камень, отсутствующий в конструкции, и разместить его в нужном месте.

Древние камни были подогнаны друг к другу с удивительной точностью, на уровне миллиметра. Манолис Корс, координатор реставрационных работ, заметил, что ни один из современных инструментов не мог вырезать камни с таким же уровнем точности. Он утверждает, что древние инструменты были острее и долговечнее, чем современные. Кроме того, Корс пришёл к выводу, что древние каменщики могли вырезать мрамор в два раза быстрее, чем современные ремесленники.

Нас приучили думать, что история развивалась от первобытных охотников, затем человечество продвинулось к первым земледельческим обществам, затем изобрело колесо, затем в славную классическую культуру Греции и Рима и продвинулось дальше к Ренессансу, а потом к современному технологическому обществу.

Но в случае с Парфеноном понятно — древние наверняка знали то, что мы, возможно, забыли — иначе как объяснить скорость, с которой Парфенон строился без машин и современных технологий? И почему ручные инструменты, которые у них были, достигли уровня точности, с которым с трудом справляются современные машины?

Даже структура Парфенона, такая гармоничная и совершенная, остаётся загадкой. Исследователи обнаружили, что ни один кусок мрамора, из которого было сложено здание, не похож на другой, а это означает, что совершенство Парфенона — лишь иллюзия, заранее спланированная его архитекторами.

Обзор артефактов, оставленных различными древними цивилизациями, ставит перед фактом подобных тайн и предполагает, что, возможно, наше презрение к «слаборазвитым» цивилизациям прошлого неуместно.

Непроницаемый клей

В Римской империи создали ещё более загадочные вещи, чем Парфенон. В Баал-Беке в Ливане, среди древностей римского города Галлиполь, лежат остатки храма Юпитера — считавшегося самым большим храмом в Римской империи, построенным в честь «главы богов». Во времена своей славы храм окружали 54 столба, которые имели 20-метровую высоту — порядка почти шести этажей в наше время. Но что интересно в этом великолепном храме, так это платформа, на которой он стоит.

Порядок построения сторон сцены противоположен ожидаемому: у её основания, на земле, лежат относительно крупные камни, в слое над ними размещены ещё более крупные камни. В третий слой были помещены совсем огромные камни, вес которых оценивается примерно в 500 тонн, а на них размещены три самых больших в мире рукотворных камня размером 4х4х20 м. Вес каждого из них оценивается от 750 до 800 тонн, они получили прозвище Трилитон.

Чтобы соразмерить вещи, помимо камней в Баал-Беке, в Иерусалиме находится один из самых больших по величине камней в мире, весящий 570 тонн. Он стоит как часть Западной стены — спрятан внутри туннелей Западной стены. Как строителям Баал-Бека удалось поднять такие огромные камни на большую высоту и аккуратно поставить их на своё место?

Ещё одним впечатляющим достижением римского строительства являются используемые строительные материалы. Легко заметить трещины, открывающиеся с годами в знакомом нам бетоне, в том числе и в результате незначительных колебаний грунта. Именно поэтому часто принято армировать бетон стальными стержнями. Но римский бетон не нуждался в такой арматуре. Когда вы смотрите, например, на здание Пантеона в Риме, которое было воздвигнуто во ll веке нашей эры и сделано в основном из бетона, вы можете удивиться тому, что оно всё ещё стойко противостоит разрушительному действию времени, даже без стальной поддержки.

«Римский бетон остаётся прочным и вязким даже по прошествии 2 тыс. лет. Это один из самых прочных строительных материалов на планете», — объяснила профессор Мари Джексон из университета Юты в США в исследовании, которое она опубликовала в 2013 году с международной группой. Они занимались изучением кусков бетона, собранных в древнем порту в заливе Поццуоли недалеко от Неаполя.

Профессор Джексон и её партнёры определили различия в клее, скрепляющем бетон. В настоящее время важными компонентами клея являются кальций, силикат (содержащий цинк) и вода. В римском бетоне исследователи выявили ещё один компонент, укрепляющий его, — алюминий. Также оказалось, что «клей» древнего бетона содержал меньше железа.

Ещё одно важное различие между видами бетона проявляется в основном в морской среде, например, в волнорезах римских портов. В Израиле такой волнорез появился в древнем порту Кесарии. Исследователи обнаружили, что древний бетон содержал вулканический пепел, смешанный с кальцием.

Как только эта смесь вступает в контакт с морской водой, происходит химическая реакция, в результате которой образуются прочные кристаллы слоистого материала, называемого «тоберморит». С каждой дополнительной трещиной в бетоне в него проникает вода и приводит к образованию дополнительных кристаллов. Таким образом, бетон становится всё крепче и крепче.

Оказывается, древние распознавали свойства материи на очень глубоком уровне и знали, как она себя ведёт. Римский писатель Гай Плиний Секунд (также известный как Плиний Старший) объяснил в написанной им энциклопедии Naturalis Historia около 79 г. н. э., когда бетон вступает в контакт с морской водой, он становится «однородным каменным блоком, непроницаемым для волн, который крепчает с каждым днём».

Загадочные начертания

Археологи годами пытались расшифровать назначение так называемых Начертаний Наски — огромных рисунков на засушливой земле пустыни Наска на юге Перу. На многих диаграммах, называемых «геоглифами», изображены простые линии или геометрические фигуры, а также около 70 из них изображают различные растения и животных, таких как обезьяна, кондор и кит, а также людей.

Геоглифы очень большие — самые длинные простираются примерно на 370 м. Из-за их размеров идентифицировать их впервые удалось только с высоты птичьего полёта, когда самолёты начали пересекать небо пустыни Наска в 20-х годах прошлого века.

Создание геоглифов не требовало строительства. Наоборот, народ Наски, правившие территорией между 200 г. до н. э. и 600 г. н. э., создали их, сняв красноватый слой пустынных камней, обнажив лежащий под ними светлый слой песка.

На протяжении многих лет множество различных теорий пытались объяснить, почему народ Наски создали эти линии и для чего они использовались. Одна из самых известных теорий, вызвавшая больше всего споров, принадлежит швейцарскому писателю и теоретику Эриху фон Дэникену. В своей книге «Колесницы богов» он предположил, что параллельные линии обозначают зоны посадки инопланетян.

Однако в 2008 году истина начала раскрываться двумя исследователями из Национального исследовательского совета Италии (CNR), профессором Никола Мазини и доктором Розой Ласапонарой, которые решили использовать спутниковые снимки, чтобы выяснить, что лежит под почвой геоглифов. Они заметили большие формы. Вокруг города Хуачи, например, они заметили квадратную форму, которая позже оказалась скрытой подземной пирамидой.

Возле многих начертаний Наска можно увидеть ямы, уходящие в землю по спирали. В 1996 году независимый исследователь Дэвид Джонсон выдвинул гипотезу, что эти цистерны на самом деле связаны с сетью каналов подземных вод, предназначенных для обеспечения водой сельского хозяйства в районе Наска и повседневных нужд жителей. В засушливой пустыне эта водная сеть позволила процветать культуре Наска. Джонсон также утверждал, что гигантские геоглифы часто используются для обозначения местоположения ям, которые на самом деле использовались как колодцы.

Анализ спутниковых снимков, проведённый Ласапонарой и Мазини, уже не оставлял сомнений в том, что люди Наска действительно создали систему водных каналов. Но гораздо более изощрённую, чем предполагал Джонсон — спиральные ямы не только использовались для доступа к колодцу, но и были частью умной гидравлической системы. Он был спроектирован так, чтобы ветер, дующий через ямы, помогал перемещать воду внутри системы, превращая ямы в подобие насосов.

Ещё одна удивительная история — «Карта Пири Рейс». Она начинается с визита немецкого богослова по имени Густав Дайсман в библиотеку дворца Топкапы в Стамбуле. В 1929 году Дайсмана пригласили во дворец для каталогизации документов, которые не разбирались с тех пор, как Турция стала республикой. Там он заметил карту, нарисованную на куске оленьей шкуры, которая выглядела очень старой.

Карта с высокой точностью показывала районы Южной Африки и американского континента, но одна область, появившаяся на ней, особенно привлекла его внимание: Антарктида. Мало того что карта показала тщательное картографирование берегов Антарктиды, так ещё и побережья были соединены с побережьями Южной Америки в один континент (а не отделены от него, как сегодня).

Чтобы лучше понять, какого года была карта и как её создали, Дайсман показал карту востоковеду, лингвисту и библеисту Паулю Эрнсту Кале (1875–1964). Калле удалось установить, что карта нарисована в 1513 году турецким адмиралом Ахмедом Мухаддином Пири, известным как Пири Рейс.

«Что делает Антарктида на карте, нарисованной в начале XVl века?» – недоумевал Дайсман.

Ведь только в 1775 году знаменитый исследователь Джеймс Кук высказал подозрение, что к югу от Австралии находится ещё один континент. Кроме того, первым бросил якорь у его берегов, по-видимому, американец Джон Дэвис в 1821 году. Как возможно, что уже в 1513 году Пири Райс знал о существовании Антарктиды?

Востоковед Кале нашёл ответ, который только породил ещё больше вопросов. Выясняется, что Пири Райс сделал много заметок на арабском языке в левой части карты, в которых он объяснил, что не несёт ответственности за сканирование и картографирование самой области и что он фактически собрал карту из многих более ранних карт. Ранних? Оказывается, некоторые из них были нарисованы ещё в четвёртом веке до нашей эры.

Прошло около 30 лет, и копия карты попала в руки историка профессора Чарльза Хэпгуда (1904—1982). Хэпгуд пытался понять, как им удалось нанести на карту побережья Антарктиды, учитывая тот факт, что берега были покрыты толстым слоем льда в течение тысяч лет. Чтобы проверить точность рисунков на карте, он связался с картографическим подразделением ВВС США.

В июле 1960 года подполковник Гарольд Олимье подтвердил, что рисунки береговой линии Антарктики, изображённые на карте, соответствуют результатам сейсморазведки (разведки, в которой используются звуковые волны, проникающие глубоко в землю), проведённой в Антарктиде, и смоделировавшей карту земли под ледяным покровом.

Но как древним картографам удалось обнаружить маршрут, который тысячелетиями был скрыт под ледяным щитом, без каких-либо технологий? Возможно ли, что в прошлом эти районы Антарктиды были свободны ото льда? — Да. Но исследователи поясняют, что они были покрыты льдом вновь не позднее примерно 6 тыс. лет назад. Возможно ли, что уже 6 тыс. лет назад кто-то точно описал антарктическое побережье? Кто это мог быть?

Высокоинтеллектуальные люди пещер

Мы продолжим наше путешествие во времени, к пещерным людям. До начала XX века считалось, что люди, жившие до развития земледелия, примитивные, грязные и глупые, они только охотились, ели мясо и, может быть, танцевали у костра. Но когда были обнаружены доисторические пещеры, украшенные рисунками, исследователи начали задавать себе вопросы.

На стенах первой пещеры — Альтамира, обнаруженной в Испании, были настенные росписи, возраст которых 14 000—18 500 лет. После этого, в 1940 году, во Франции была обнаружена знаменитая пещера Ласко, рисунки которой датировались 17 300 годами. Впечатляющий потолок пещеры, украшенный рисунками лошадей и больших коров, получил прозвище «Сикстинская капелла» доисторических времён.

Но когда на юге Франции была обнаружена пещера «Шуба», рисунки которой датированы 32 000 лет назад, исследователи предыстории уже сделали разворот к своим старым убеждениям. В пещере изображения лошадей, львов и бизонов, настолько великолепны, будто они засняты кинокамерой во время стремительного бега. Это свидетельствует о необычайном художественном мастерстве художника или художников тех времён.

Как могли первобытные люди рисовать на таком уровне? И ещё вопрос, который интересовал исследователей: с какой целью? Они нарисовали это ради искусства и потребности личного самовыражения? Если да, то почему они рисовали их только в определённых местах и высоко в пещере?

Они увековечили свою охоту в картинах? Если да, то почему они рисовали животных, на которых не охотились, например, львов или лошадей? Они нарисовали это как часть ритуалов, которые они проводили, или эти животные являются частью их мифологии? Если так, то они были достаточно развиты, потому что имели религиозную систему.

Французский исследователь Шанталь Жег-Волькевиз предлагает ещё более смелую теорию — она связывает рисунки животных в пещере Ласко с астрономическими явлениями и предполагает, что пещерные люди знали точки равноденствия и созвездия звёзд на небе.

Как бы то ни было, исследователи уже поняли, что древние Homo sapiens были далеко не примитивны и обладали развитым интеллектом. После того как были обнаружены новые пещеры, выяснилось, что доисторические люди не только рисовали, но и играли на музыкальных инструментах, соблюдали гигиену, проводили церемонии и были очень похожи на нас, — говорит доктор Паскаль Депьепа, французский археолог, специалист по предыстории и научный руководитель Французского национального института профилактических археологических исследований (INRAP).

Что до сих пор трудно переварить исследователям и широкой публике, так это то, что по всему миру (и в Израиле) были обнаружены пещеры более раннего периода, времён неандертальцев, которые раскрывают невероятные подробности об их разуме и духовной жизни.

«Мы установили, что неандертальцы десятки тысяч лет назад и даже сотни тысяч лет назад использовали краски, охру. Найдены даже сосуды, в которых они готовили пигменты. Кроме того, они также использовали интересную символику, которая не соответствует нашему стандарту их восприятия. Например, орлиные когти, собранные неандертальцами, были найдены в пещерах и не имели какого-либо применения, кроме символических действий, возможно, для создания определённого украшения. Мы знаем, что для человека орёл имеет символическое значение. Есть несколько стран, которые используют орла в качестве символа на своих флагах, и я не знаю ни одной страны, на флаге, где изображены муравей или овца».

«Мы также обнаружили, что 160 000 лет назад неандертальцы построили два сооружения внутри пещеры во Франции — пещеры Брюникель. Одно круглое, другое овальное. Они построили их глубоко внутри пещеры, и мы понятия не имеем, для чего они использовались. Строения находятся в 300 метрах от входа в пещеру. То есть 160 000 лет назад здесь жили люди, которые умели строить определённые здания, которые что-то представляли».

Результаты показывают, что они также знали, как употреблять наркотики. Международная группа исследователей во главе с исследователями из Австралии хотела узнать о рационе неандертальцев, и для этого они использовали найденные в Испании и Бельгии останки трёх неандертальцев возрастом от 39 000 до 48 000 лет. Исследователи изучили вещества, скрытые в их зубном камне, и проанализировали содержание ДНК этих веществ.

В основном исследователей интересовали останки мальчика из Испании, который страдал от кишечного паразита, вызывающего диарею, а также от большой гнойной раны на дёснах. Исследователи обнаружили в камне на его зубах остатки растений, производящих салициловую кислоту — вещество, используемое сегодня для облегчения боли, а также остатки гриба пеницилла, который производит антибиотик пенициллин.

«Сегодня мы относимся к неандертальцам подобно тому, как относились к Homo sapiens в XlX веке, когда были обнаружены рисунки в пещерах «Аль-Тамира». Мы думаем, что они слишком глупы, чтобы создавать такие вещи. Сегодня нам ясно, что это, несомненно, неправильное отношение», — говорит доктор Депьепа.

Тот факт, что неандертальцы были достаточно умны, а пещерные люди уже имели реальные знания о мире, говорит о том, что важно пересмотреть наши представления, что они были примитивны. Как и представление о том, что мы всегда более продвинуты и умнее, чем другие люди в истории.

Нужно учитывать тот факт, что у людей в прошлом были знания, которые они использовали для строительства и планирования, отличные от наших. Может быть, если мы научимся быть достаточно скромными, мы откроем для себя новые вещи, которых раньше не знали.

Комментарии
Дорогие читатели,

мы приветствуем любые комментарии, кроме нецензурных.
Раздел модерируется вручную, неподобающие сообщения не будут опубликованы.

С наилучшими пожеланиями, редакция The Epoch Times

Упражения Фалунь Дафа
ВЫБОР РЕДАКТОРА