Луна, диаметр которой примерно в 2,6 раза больше диаметра Земли, вращающаяся вокруг большой газовой планеты-гиганта в другой солнечной системе, расположенной на расстоянии около 5700 световых лет от нашей Солнечной системы. (Helena Valenzuela Widerstrom/Handout via Reuters)  | Epoch Times Россия

Астрономы обнаружили планету, похожую на луну, за пределами Солнечной системы

Это уже вторая экзолуна, обнаруженная астрономами
Автор: 16.01.2022 Обновлено: 16.01.2022 10:18
Учёные обнаружили ещё одно небесное тело, вращающееся вокруг большой планеты в другой Солнечной системе. Эта планета напоминает луну, но имеет черты, отличающиеся от лун в нашей Солнечной системе.

Данные, полученные космическим телескопом НАСА «Кеплер» до его вывода из эксплуатации в 2018 году, указывают, что диаметр обнаруженного небесного тела в 2,6 раза больше диаметра Земли. Оно вращается вокруг газового гиганта размером с Юпитер на расстоянии около 5700 световых лет от нашей Солнечной системы в направлении созвездий Лебедь и Лира.

Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год, 9,5 трлн км.

Диаметр этой луны больше, чем у любой из 220 известных лун, вращающихся вокруг планет в нашей Солнечной системе, и более чем в девять раз превышает диаметр земной луны.

«Мы не знаем ни массы, ни состава. Это может быть каменистое ядро с лёгкой пушистой оболочкой или толстая атмосфера вплоть до какого-то ядра с высокой плотностью», — сказал профессор астрономии Колумбийского университета Дэвид Киппинг, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy.

Все луны нашей Солнечной системы представляют собой каменистые или ледяные объекты.

Было обнаружено около 5 тыс. планет за пределами нашей Солнечной системы, или экзопланет, в то время как таких лун, называемых экзолунами, всего две. По словам исследователей, это объясняется не тем, что луны в других солнечных системах встречаются реже, а тем, что планеты, как правило, больше, и поэтому их легче найти.

Первый кандидат в экзолуны, описанный в 2018 году теми же исследователями, ещё больше — примерно размером с планету Нептун нашей Солнечной системы. Она расположена примерно в 8000 световых лет от Земли. Её очевидный газообразный состав не похож ни на одну из лун нашей Солнечной системы.

«Экзолуны — это терра инкогнита», — сказал Киппинг, используя латинский термин, означающий неизвестную землю.

«Мы почти ничего не знаем об их распространённости, свойствах или происхождении. Луны могут быть местом обитания жизни в космосе и могут влиять на обитаемость планеты, вокруг которой они вращаются. За последние несколько десятилетий мы многое узнали об экзопланетах, но экзолуны представляют собой большой вызов для современной астрономии».

Исследователи применили «транзитный метод», часто используемый для обнаружения экзопланет. Они наблюдали падение яркости солнцеподобной звезды, вокруг которой вращается лунная планета, когда планета, а затем экзолуна проходили перед ней. Телескоп «Кеплер» получил данные о двух таких транзитах.

«Это ещё одна интересная находка экзолуны, которая наводит на мысль, что крупные луны могут присутствовать в других планетных системах и что мы потенциально можем их обнаружить», — сказал астроном и соавтор исследования Алекс Тичи из Института астрономии и астрофизики Academia Sinica (ASIAA) на Тайване.

Исследователи проанализировали 70 холодных газовых экзопланет-гигантов на широких орбитах вокруг их звёзд-хозяев, зная, что вокруг двух таких планет в нашей Солнечной системе — Юпитера и Сатурна — вращаются многочисленные луны. Они нашли доказательства существования новой экзолуны, размер которой, по их словам, позволяет назвать её «мини-Нептуном».

«Мы надеемся, что последующие наблюдения подтвердят её присутствие, — сказал Тичи. — Но и это исследование позволяет исключить альтернативные объяснения наблюдаемых сигналов, использовав более чем десятилетний опыт поиска экзолун. Некоторый скептицизм среди астрономического сообщества неизбежен и важен, но я думаю, что в работе изложены убедительные, основательные аргументы».