Впечатление художника о том, как может выглядеть магнетар. (ICRAR) | Epoch Times Россия
Впечатление художника о том, как может выглядеть магнетар. (ICRAR)

Астрономы обнаружили в космосе «жутковатый» объект, преобразующий магнитную энергию в радиоволны

Странный объект может быть нейтронной звездой или белым карликом
Автор: 28.01.2022 Обновлено: 28.01.2022 10:57
Группа астрономов, занимающихся изучением радиоволн во Вселенной, обнаружила нечто «жутковатое», вращающееся в космосе, что преобразует магнитную энергию в радиоволны гораздо эффективнее, чем все небесные тела, которые им доводилось наблюдать ранее.

В пресс-релизе, опубликованном 26 января, исследователи из Международного центра радиоастрономических исследований (ICRAR) сообщили, что странный объект находится на расстоянии 4000 световых лет от Земли и три раза в час выпускает гигантский всплеск энергии.

Чрезвычайно яркий объект меньше Солнца, известный как GLEAM-X J162759.5-523504.3, излучает высокополяризованные радиоволны, что говорит о наличии чрезвычайно сильного магнитного поля.

«Вращаясь в пространстве, странный объект посылает луч, который пересекает нашу линию видимости, и на минуту из каждых 20 становится одним из самых ярких радиоисточников в небе», — говорят исследователи.

Астрономы полагают, что новый объект может быть нейтронной звездой (разрушенное ядро массивной сверхгигантской звезды, у которой закончилось топливо) или белым карликом (звезды, у которой сгорел весь водород, ранее использовавшийся в качестве ядерного топлива) и обладает чрезвычайно мощным магнитным полем.

Впервые его обнаружил Тайрон О’Доэрти, студент Университета Кертина, который использовал Murchison Widefield Array (MWA), низкочастотный радиотелескоп в Западной Австралии.

О’Доэрти разработал новую технику для обнаружения этого объекта.

«Очень интересно, что объект, который я идентифицировал в прошлом году, оказался таким необычным, — сказал О’Доэрти. — Широкое поле зрения MWA и чрезвычайная чувствительность идеально подходят для обследования всего неба и обнаружения неожиданных объектов».

Астрофизик Наташа Херли-Уолкер, возглавлявшая группу, которая сделала это открытие, сказала, что объект находится «на нашем галактическом заднем дворе».

«Этот объект появлялся и исчезал во время наших наблюдений. Это было совершенно неожиданно. Для астронома это было жутковато, потому что в небе нет ничего подобного».

Космические объекты, которые «включаются и выключаются», встречаются относительно часто и называются «переходными».

«Медленные переходные процессы», такие как сверхновые, могут появляться в течение нескольких дней и исчезать через несколько месяцев, а «быстрые переходные процессы», такие как пульсар нейтронной звезды, «включаются и выключаются» несколько раз в течение миллисекунд.

Однако переходные процессы между этими двумя скоростями крайне редки.

Астрофизик из ICRAR-Curtin и соавтор исследования Джемма Андерсон объяснила, что «при изучении переходных процессов вы наблюдаете смерть массивной звезды или активность остатков, которые она оставляет после себя», но обнаружение переходного процесса, который включается на минуту, «действительно странно».

Херли-Уолкер сказала, что исследователи считают, что это может быть «магнетар со сверхдлинным периодом», астрофизический объект, который, как считалось ранее, невозможно обнаружить.

«Это тип медленно вращающейся нейтронной звезды, существование которой было предсказано теоретически. Но никто не ожидал непосредственно обнаружить такую звезду. Каким-то образом она преобразует магнитную энергию в радиоволны гораздо эффективнее, чем всё, что мы видели раньше».

Астрономы следят за вновь обнаруженным объектом, чтобы увидеть, включится ли он снова, и будут использовать научные телескопы в Южном полушарии и на орбите, чтобы хорошо рассмотреть его.

Исследователи продолжат искать новые необычные объекты в архивах материалов, полученных с телескопа Murchison Widefield Array.

«Увеличение числа обнаружений позволит астрономам понять, было ли это редкое единичное явление или огромная новая популяция, которую мы раньше не замечали», — говорит Херли-Уолкер.

Катабелла Робертсрепортёр, работает в Турции, освещает новости и бизнес для The Epoch Times.