Недавно открытая экзопланета GJ 367b. (SPP 1992/Patricia Klein/Handout via Reuters)  | Epoch Times Россия

Астрономы открыли новую планету за пределами Солнечной системы

GJ 367b — самая маленькая экзопланета, которая достаточно точно исследована
Автор: 09.12.2021 Обновлено: 09.12.2021 17:51
Учёные открыли одну из самых маленьких планет, когда-либо обнаруженных за пределами нашей Солнечной системы. Она представляет собой раскалённое небесное тело размером чуть больше Марса и плотностью почти как у чистого железа, вращающееся вокруг его звезды каждые восемь часов.

Планета находится на относительно небольшом расстоянии от Земли — 31 световой год. Исследователи определили некоторые её важные черты, что свидетельствует об улучшении возможностей определения характеристик малых планет за пределами нашей Солнечной системы.

Учёные стремятся найти экзопланеты, то есть находящиеся вне солнечной системы планеты, на которых может существовать жизнь. Недавно обнаруженная планета под названием GJ 367b, безусловно, не может быть таковой, поскольку температуры на её поверхности очень высокие. Но другие малые экзопланеты, найденные и изученные с помощью тех же методов, могут оказаться хорошими кандидатами на существование внеземной жизни.

Спустя четверть века после открытия первых экзопланет учёные перешли к более точным технологиям исследования, чтобы глубже понять их разнообразие — от крупных газовых гигантов, подобных Юпитеру, до небольших каменистых планет, похожих на Землю, где может процветать жизнь.

«Газовые гиганты, такие как Юпитер, как мы знаем, непригодны для жизни, потому что у них более экстремальные температуры, климат, давление и отсутствие необходимых строительных материалов для поддержания жизни», — говорит астроном Кристин Лам из Института планетарных исследований Немецкого аэрокосмического центра (DLR), ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Science.

В отличие от газовых гигантов, небольшие планеты, такие как Земля, более умеренны и содержат важные вещества, такие как вода и кислород, необходимые для существования жизни.

«Хотя не все экзопланеты пригодны для жизни, поиск малых миров и определение типа планет может помочь нам понять, как формировались планеты, что делает планету пригодной для жизни и уникальна ли наша Солнечная система», — добавил Лам.

GJ 367b — самая маленькая экзопланета, которая была так точно исследована. Её диаметр составляет около 9000 км по сравнению 12700 км Земли и 6800 км Марса. Масса новой планеты составляет 55% от массы Земли, а плотность близка к плотности чистого железа.

Исследователи подсчитали, что 86% планеты GJ 367b состоит из железа, а по внутренней структуре она напоминает Меркурий, ближайшую к нашему Солнцу планету. Учёные предположили, экзопланета могла потерять внешнюю мантию, которая когда-то покрывала её ядро.

«Возможно, как и Меркурий, GJ 367b могла пережить гигантский удар, который лишил её мантии, и осталось только большое железное ядро. А может быть, эта экзопланета является остатком газообразной планеты размером с Нептун, где атмосфера полностью сдулась, поскольку планета подверглась воздействию большого количества радиации от звезды», — сказал Лам.

По словам астронома и соавтора исследования Сциларда Чизмадии (Szilard Csizmadia) из Института планетарных исследований DLR, экзопланета вращается вокруг красной карликовой звезды, которая меньше, холоднее и тусклее, чем наше Солнце. Расстояние между GJ 367b и красной звездой почти в 2 раза меньше, чем расстояние Земли до Солнца.

GJ 367b обращается вокруг своей звезды раз в 7,7 часа, что относит её к категории экзопланет с «ультракоротким периодом» — менее чем 24 часа. Одна сторона GJ 367b, вероятно, постоянно обращена к звезде, а температура поверхности достигает примерно 1500 градусов по Цельсию.

«Эта температура достаточно высока, чтобы испарить любую атмосферу, которая могла быть у GJ 367b в прошлом, а также расплавить любые силикатные породы и металлическое железо на планете», — сказал Лам.