На этом недатированном раздаточном снимке показано, как могла бы выглядеть бинарная звёздная система VFTS 243, содержащая чёрную дыру и большую светящуюся звезду, вращающихся вокруг друг друга, если бы мы наблюдали её вблизи. (ESO/L. Calcada/Handout via Reuters)

«Иголка в стоге сена»: учёные обнаружили экзотическую чёрную дыру

Это первый объект такого рода, обнаруженный за десятки лет поисков
Автор: 22.07.2022 Обновлено: 22.07.2022 11:13
Астрономы обнаружили в галактике, соседствующей с нашим Млечным Путём, то, что они называют космической «иголкой в стоге сена» — чёрную дыру, которая не только классифицируется как спящая, но и, похоже, родилась без взрыва умирающей звезды.

Исследователи заявили 18 июля, что эта дыра отличается от всех других известных чёрных дыр тем, что она «тихая в рентгеновском диапазоне» — не испускает мощного рентгеновского излучения, указывающего на поглощение близлежащего материала своим сильным гравитационным притяжением, и что она не родилась в результате звёздного взрыва.

Чёрные дыры — необычайно плотные объекты, гравитация которых настолько сильна, что даже свет не может вырваться наружу.

Эта дыра, масса которой по меньшей мере в девять раз превышает массу нашего Солнца, была обнаружена в области туманности Тарантул галактики Большое Магелланово Облако и находится на расстоянии около 160 тыс. световых лет от Земли. Световой год — это расстояние, которое свет проходит за год, 9,5 трлн км.

Чрезвычайно ярко светящаяся и горячая голубая звезда массой, примерно в 25 раз превышающей массу Солнца, вращается по орбите вместе с этой чёрной дырой в звёздном браке. Эта так называемая бинарная система получила название VFTS 243.

Исследователи полагают, что звезда-компаньон со временем тоже станет чёрной дырой и может слиться с другой звездой.

Спящие чёрные дыры, которые считаются относительно распространёнными, трудно обнаружить, поскольку они очень слабо взаимодействуют с окружающей средой. Многочисленные ранее предложенные кандидаты были развенчаны при дальнейшем изучении, в том числе и членами группы, обнаружившей эту дыру.

«Проблема заключается в том, чтобы найти эти объекты, — сказал Томер Шенар, научный сотрудник Амстердамского университета, ведущий автор исследования, опубликованного в журнале Nature Astronomy. — Мы обнаружили иголку в стоге сена».

«Это первый объект такого рода, обнаруженный после того, как астрономы вели поиски в течение десятилетий», — сказал астроном и соавтор исследования Карим Эль-Бадри из Гарвардского и Смитсоновского центров астрофизики.

Исследователи использовали данные шестилетних наблюдений, полученные с помощью большого телескопа Европейской южной обсерватории, расположенного в Чили.

Существуют различные категории чёрных дыр. Самые маленькие, как недавно обнаруженная, — это так называемые чёрные дыры звёздной массы, образующиеся в результате коллапса массивных отдельных звёзд в конце их жизненного цикла.

Существуют также чёрные дыры средней массы, а также огромные сверхмассивные чёрные дыры, находящиеся в центре большинства галактик.

«Чёрные дыры по своей сути — тёмные объекты. Они не излучают никакого света. Поэтому, чтобы обнаружить чёрную дыру, мы обычно рассматриваем бинарные системы, в которых видим одну светящуюся звезду, движущуюся вокруг второго, не обнаруженного объекта», — сказала соавтор исследования Джулия Боденштайнер, научный сотрудник Европейской южной обсерватории в Мюнхене.

Обычно считается, что коллапс массивных звёзд в чёрные дыры связан с мощным взрывом сверхновой. В данном случае звезда, масса которой в 20 раз превышает массу нашего Солнца, в предсмертных муках выбросила часть своего вещества в космос, а затем рухнула «сама на себя» без взрыва.

Форма орбиты звезды и её компаньона служит доказательством отсутствия взрыва.

«Орбита системы почти идеально круговая», — говорит Шенар.

Если бы была сверхновая, сила взрыва отбросила бы новообразованную чёрную дыру в случайном направлении и дала бы эллиптическую, а не круговую орбиту, отметил он.
Чёрные дыры могут поглощать любой материал — газ, пыль и звёзды, блуждающие в пределах их гравитационного притяжения.

«Чёрные дыры могут быть беспощадно прожорливыми, только если рядом с ними есть что-то, что они могут поглотить. Обычно мы обнаруживаем их, если они получают материал от звезды-компаньона — этот процесс мы называем аккрецией», — сказала Боденштайнер.

Шенар добавил:

«В так называемых спящих системах чёрных дыр компаньон находится достаточно далеко, чтобы материал не скапливался вокруг чёрной дыры, нагреваясь и испуская рентгеновские лучи. Он немедленно поглощается чёрной дырой».